СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел." Самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"»

Приложение 2

ООО «Столичный учебный центр»



План-конспект урока

по математике

в 5А классе

в Таймырском муниципальном казенном общеобразовательном учреждении

«Хатангская средняя школа № 1» с. Хатанга

на тему: «Сложение и вычитание смешанных чисел»






Разработала: Бондарева Зоя Константиновна

слушатель-практикант курсов

профессиональной переподготовки

«Учитель математики: Преподавание

математики в образовательной

организации» (600 часов),

Проверила: Заместитель директора по УВР

/ __________/ /Кикоть С.В._/

подпись ФИО руководителя практики



























село Хатанга, 2020

Тема урока. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Дата проведения. 31.01.2020

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и навыков.

Цели урока.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.

Развивающие: Развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.

Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи; воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группах.

Задачи.

Освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; 

Закрепить понятия смешанного числа;

Отрабатывать умение вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.

Планируемые образовательные результаты.

-знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;

-уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.

Основные термины, понятия.

Обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, правильная дробь, неправильная дробь, смешанное число, целая часть, дробная часть.

Оборудование

Компьютер, мультимедийная приставка, компьютерная презентация с заданиями, раздаточный материал карточки с заданиями, доска, мел, тетрадь, учебник.


Используемые технологии:

-технология сотрудничества;

-информационные технологии;

-игровые технологии


Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.

2.Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С.Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3.Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2012.






Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение и обобщение изученного материала:

- устная работа

- графический диктант

  1. Основная часть. Путешествие: выполнение заданий

- Свиток из Пирамиды Хеопса

- Решение задач

  1. Физкультминутка

  2. Работа по карточкам

  3. Подведение итогов

  4. Рефлексия

  5. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент, приветствие, пожелания плодотворной работы.

Здравствуйте!

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.


Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Царство чисел.

Итак, наше путешествие будет называться «Сложение и вычитание смешанных чисел».

А эпиграфом нашего путешествия будут слова Б. Паскаля

«Предмет математики настолько серьезен,

что не нужно упускать случая делать

его немного занимательным и интересным»

Вы не против?! Как настроение? Тогда вперед!


(Слайд 1)


А как будет называться наше Царство, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать.


(Слайд 2)


Молодцы, наше Царство называется Смешанные числа.


Откроем тетради. Запишем число, классная работа, тема урока «Смешанные числа»


(Слайд 3)


Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами? (Сложение и вычитание)


II. Актуализация знаний. Повторение и обобщение изученного материала.

Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.

Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)

И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.

Итак, мы отправляемся в Царство чисел. (Дети задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).


(Слайд 4)


- Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)

- Что означает черта в дроби?

- Как называется число, стоящее над дробной чертой?

- Как называется число, стоящее под дробной чертой?

- Что показывает знаменатель дроби, числитель?

- Что такое смешанные числа?

- Как найти целую и дробную части неправильной дроби?

- Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?

- Как складывают и вычитают смешанные числа?



(Слайд 5)


А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.


Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.

Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним.

- Выполняем графическую работу.

- Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» -


(Слайд 6)

Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом).

Λ_ΛΛ_Λ_Λ

(Учащиеся при помощи цветных кружков показывают свое решение).

Зеленую карточку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок,

желтую – определили неточный маршрут и допустили 1-3 ошибки,

красную - это ребята, которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок.

Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5)

Но с одной из них мы уже справились, выполнили графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины.

III.Основная часть. Путешествие: выполнение заданий

Продолжая путешествие, двигаемся к следующей вершине «Свиток из Пирамиды Хеопса» В Египте в древней Пирамиде Хеопса археологами был обнаружен немного истлевший свиток. На свитке изображены дроби. Для изучения и расшифровки информации его отдали нам. Как нужно его расшифровать? А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или «-») Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте расшифруем древний текст:

(Слайд 7)

Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки. Далее учащиеся по очереди выходят к слайду, расставляют знаки и комментируют, используя правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач»

Переходим к решению задач. (К доске выходят два ученика, а остальные оформляют и решают в тетрадях)

Решение задач из учебника
№ 1119

На базу привезли яблоки на двух грузовиках. На первом было т яблок, а на втором — на т меньше.

Сколько тонн яблок привезли на базу? Выразите ответы в центнерах.

Решение:


1120

Два шахматиста сыграли две партии: первая партия продолжалась ч, а вторая — на ч больше.

Сколько часов продолжалась игра?

Выразите продолжительность игры в минутах.

Решение:




(Слайд 8)

IV.Физкультминутка

Правильная дробь – руки поднять вверх и хлопать.

Неправильная дробь – присесть, встать.

Смешанное число – нагнуться, разогнуться.

(Слайд 9)



Учитель читает дроби . Учащиеся выполняют физические упражнения.

V.Работа по карточкам

Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах.

Учащихся разбиваю на группы и раздаю по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждому ответу соответствует буква, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока.

(Слайд 10)


Карточки для групповой работы

Карточка 1

11

н

м

з

и

а

о

я


1) 

2)

3)

4)

5) 

6)

Карточка 2

20

11

11

т

я

с

и

б

с

р

а

о

ю


1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)


Карточка 3

11

я

е

л

п

р

а

о

к

1)

2)

3)

4)

5)

6)

6)

Пословица - «Знания собираются по капле»

VI.Подведение итогов

Задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение.

А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете?

Учиться никогда не поздно.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Есть терпенье, будет и уменье.


VII.Рефлексия

Наше путешествие подходит постепенно к завершению.

-Что вам понравилось больше всего?

-Что показалось трудным?

(Можно поставить на полях в тетрадях (!) знак, если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а (?) знак, если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.)

Урок сегодня завершен

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!


VIII.Домашнее задание

И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» (Слайд 12) нашего путешествия в Царство «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома.

Д/з

1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями

2) сказку о дробях или придумать ребус

3) рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»




7

Самоанализ урока

Урок математики проведен в 5А классе на тему: «Смешанные числа». Это второй урок из восьми по этой теме.

Класс организован, дисциплинирован. Класс состоит из 20 человек. Из них 40% с достаточным уровнем учебной мотивации, 45% - с высоким, 15% - с низким. У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны. Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески.

При подготовке к уроку учтены все программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития нашей школы. При проведении урока соблюдены социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические условия.

Для работы на уроке поставлена триединая цель.

Образовательные цели:

  1. закрепить определение смешанных чисел;

  2. продолжить переводить неправильную дробь в смешанное число;

  3. усилить практическую направленность обучения.

Развивающие цели:

  1. развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность;

  2. развивать умение рационально планировать работу;

  3. осуществлять контроль за своей деятельностью.

Воспитательные цели:

  1. формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению;

  2. учить ясно и точно выражать свои мысли;

  3. проводить рефлексию своей деятельности.

Триединая цель – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. Познавательный – это основной и определяющий ее аспект. На данном уроке выполнялись основные требования данного аспекта, в частности: учащиеся на уроке учились самостоятельно добывать знания, безошибочно выполнять работу, сочетать знания и навыки. Развивающий аспект - складывается из развития речи и мышления учащихся. Обогащению и усложнению словарного запаса, и умению мыслить на уроке способствовало постоянное общение между учителем и учащимися. Воспитательный аспект триединой цели урока предусматривает использование содержания учебного материала, различных методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности учащихся. Он направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Ни для кого не секрет, что современные дети любят разнообразие на уроках, праздники, а также приятные сюрпризы. По своему опыту знаю, что многие дети предпочитают игровое состязание. И это большой стимул для учащихся. Они с удовольствием выполняют задания.

Для достижения триединой цели урока в течение всего урока поэтапно решались поставленные задачи.

Предметные:

Читать и записывать смешанные числа.

Переводить неправильную дробь в смешанное число.

Углубить и развивать представления о дробных числах.

Личностные:

Ответственно относиться к учению;

Усилить мотивацию к обучению;

Проявлять инициативу при выполнении заданий;

Осознать значимость смешанных чисел в практической жизни;

Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся

Метапредметные:

Видеть математическую задачу в окружающей жизни;

Самостоятельно определять цель своего обучения;

Осуществлять контроль своей деятельности по эталону;

Строить логические рассуждения.

Урок закрепления знаний и умений (Структура урока комплексного применения знаний и умений)

Организационный этап.2 мин.

Актуализация знаний.7 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые) 6 мин

в изменённой ситуации (конструктивные) 7 мин

Физкультминутка. 2 мин

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 10 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3 мин

Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин

Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, раздаточный материал, доска, мел.

Метод обучения: репродуктивный.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, практические.

Форма обучения: беседа, практикум.

Средства обучения: компьютерная презентация, карточки с заданиями, тетрадь, учебник.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная.

Прогнозируемый результат:

знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;

уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.

Итог урока. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. На данном уроке применялся разноуровневый метод обучения. Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Для отдыха и переключения на другой вид деятельности проведена физкультминутка

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен. План урока выполнен, обучающиеся закрепили знания по теме «Смешанные числа». Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии.



Используемая литература к подготовке урока:

Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.

Математика, 5 класс. Часть 2: учебник для 5 класс / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – «С-инфо», «Баласс», 1997.

Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С.Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2012.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!