Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 8 классе по теме:
«Народные интонации в сказках – операх Н.А.Римского-Корсакова
«Садко» и «Снегурочка»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Урок музыки по сказкам-операм Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и «Снегурочка» (II четверть)
Тема: «Народные интонации в сказках – операх Н.А.Римского-Корсакова
«Садко» и «Снегурочка»
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Планируемые результаты: Народные интонации в сказках-операх «Садко» и «Снегурочка»
Знать понятия: интонация, опера, либретто, оркестр, развитие.
Цель: Определить роль и значение народной музыки в сказках-операх «Садко», «Снегурочка»
Задачи:
1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко”, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.
Материал:
Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; «Песня Леля» из оперы «Снегурочка»
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
2. Сообщение темы урока.
Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся со сказкой и с былиной.
3. Изучение нового материала
“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.
Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?
Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
А кто читал былину « Садко», поднимите руки?
Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Это не просто былина, а сказка.
Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?
Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми. ( показ книги)
Вопрос: На каком инструменте играл Садко?
Ответ: Садко играл на гуслях.
Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Учитель:
Былину о Садко русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил в основу музыкального произведения и это муз. произведение называется
« Опера – былина « Садко»
Давайте обратим внимание на слово « опера». Кто знает, что такое опера?(ответы детей)
Учитель: Опера – музыкальный жанр, что в переводе
« труд» или « сочинение»
Краткое содержание оперы или балета означает – « маленькая книжечка» либретто
Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих музыкальных произведениях.
Римский-Корсаков написал 15 опер. Посмотрите, некоторые из них представлены на слайде них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, «Садко»
Вопрос: Какой литературный жанр лежит в основе всех этих опер?
Ответ: Сказка.
По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.
Вопрос: Где можно послушать оперу?
Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ, по радио
Вопрос: В больших городах построены театры опер. В городе С.Петербурге находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.
Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?
Ответ: Мариинский театр.
Своё название получил по имени жены императора Павла I, Марии Фёдоровны.
А сейчас представьте, что мы с вами находимся в театре, мы будем слушателями и послушаем муз.фрагменты из оперы « Садко».
Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.
Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.
Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?
Ответ: Оркестр – группа музыкантов в театре
7. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов
В опере « Садко» есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. Давайте послушаем музыку.
Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? Найдите подходящие определения.
Ответ: Суровая, мужественная, величественная, гордая, могучая музыка.
Вопрос: какой голос звучал мужской или женский?
Как называется низкий мужской голос?
Ответ: Бас – низкий мужской голос.
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.
Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя, подберите определения.
Ответы: Образ Индийского гостя музыка – таинственная, завораживающая. медленная, плавная, чарующая
Какой голос звучал здесь? А разница есть с предыдущим звучанием?
Вопрос: Как называется высокий мужской голос?
Ответ: Тенор – высокий мужской голос
Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.
Задание: Определите характер музыки, используя определения.
Ответ: Характер музыки задушевный.
Ответ: Очаровательный, восхитительный.
Мужской голос исполняющий песню называется Баритон
Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.
Учитель:
8. Исполнение песни учащимися
9. Подведение итогов урока
Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.
Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?
Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски
Выставление отметок
10. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.
Рефлексия.