Тема: Пиллингуемость – что это?
Цель: Изучить микроскопическое строение волокон, используемых в производстве тканей, рассмотреть наличие пиллей на волокнах тканей.
Орг. момент. Здравствуйте!Садитесь! Я рада видеть всех на сегодняшнем занятии!
Актуализация знаний. Постановка цели и задач занятия.
Занятие я начну словами Джорджа Пойа « Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». ( слайд 2) Ребята, сегодня вы почувствуете себя в роли открывателей и окунетесь в мир исследований. Прежде чем узнать, какие открытия вам предстоит сегодня сделать и с чем они будут связаны, вам необходимо выполнить задание: разгадать кроссворд и назвать выделенное слово. ( Приложение 1)
| 1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
| 3 | | | |
| 4 | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
5 | | | | | |
| 6 | | | | |
| 7 | | |
| 8 | | | |
9 | | |
10 | | | | | | | | |
| 11 | | | | | | | |
| 12 | | | |
| 13 | | | |
14 | | | | | |
Вопросы:
1.Слово, от которого произошло название «физика». 2. Явление, заключающееся в том, что тела движутся равномерно и прямолинейно или покоятся, если на них не действуют другие тела или действия других тел скомпенсированы. 3. Все то, что нас окружает. 4. Физическая величина, равная отношению массы вещества к занимаемому им объёму. 5. Единица измерения времени. 6. Устойчивая взаимосвязь между явлениями. 7. Одно из агрегатных состояний вещества. 8. Длина траектории. 9. Сила, с которой любое тело вследствие притяжения Земли действует на опору или подвес. 10. С помощью этого прибора можно измерить температуру. 11. Вода, спирт, молоко, подсолнечное масло – это … . 12. Мера взаимодействия тел. 13. Способ получения научных знаний. 14. Единица количества теплоты в СИ.
Какое же слово у вас получилось? Как же звучит тема нашего занятия? (пиллингуемость)
А что такое пиллингуемость? (ответы детей)
Пиллингуемость - свойство материала образовывать на своей поверхности, закатанные в комочки или косички концы волокон, называемые пиллями.
Видели ли вы пилли? Если да, то где? ( на одежде, предметах мебели)
(показ изделий одежды , на которых есть пилли)
Как влияет пиллингуемость на внешний вид изделий? ( портит внеш.вид изделия, делает его тоньше)
От чего зависит пиллингуемость тканей? ( от состава материала, свойств волокон, структуры нитей и ткани)
Какие виды тканей вы знаете? ( выступление учащегося) (Приложение 2)
Что же нам предстоит выяснить? Какова цель занятия? ( выяснить, какие ткани подвержены пиллингуемости)
Как вы думаете, какие ткани подвержены образованию пиллей? ( учащиеся выдвигают гипотезы).
Физкультминутка
Вы выдвинули гипотезы, впереди у нас интеллектуальная работа, улучшим кровообращение головного мозга и приступим к исследованию.
ИП – сидя на стуле. На счет 1-2- плавно наклонить голову назад, на счет 3-4- голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ИП – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы на право, 2- ИП, 3- поворот головы налево, 4- ИП. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
ИП – стоя или сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2-ИП, 3-4 – те же действия правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
4. Исследовательская работа в группах
На столах у вас карточки. Чтобы проверить свои гипотезы, выполните исследовательскую работу в группах. (Приложение 3)
Карточка Цель : изучить микроскопическое строение различных природных и искусственных волокон, используемых в производстве текстиля. Оборудование и материалы: образцы различных тканей , фолдскоп – бумажный микроскоп. |
1.Возьмите образец ткани, который вы хотите изучить. 2.Выдерните из вашего образца несколько волокон и сделайте препарат для фолдскопа. Попробуйте также рассмотреть в фолдскоп не волокна, а маленький участок ткани. 3. Рассмотрите препарат с помощью фолдскопа. 4.Сделайте фотографии , используя фолдскоп и телефон. 5. Заполните таблицу. Тип ткани | Название | Наличие пиллей | Вывод | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6. Возьмите образец одежды №1. Посмотрите , из чего сделано изделие? Видите ли вы на нем пилли? Сделайте вывод. 7. Возьмите образец одежды №2. Изучите состав изделия. Видите ли вы на нем пилли? Сделайте вывод. |
5. Представление результатов работы (выступления учащихся)
Какие виды тканей вами были рассмотрены? ( ответы учащихся)
На каких тканях образуются пилли?(ответы учащихся)
Отличается ли то, что вы увидели, от результатов других участников?
Я дома также рассмотрела несколько образцов волокон тканей и кусочки тканей, сделала фотографии. (слайд3)
Что вы видите на фотографиях ? Есть ли пилли? (ответы учащихся)
Сегодня мы с вами выяснили, что пилли образуются на смешанных тканях, при выборе одежды и предметов интерьера необходимо изучать состав ткани.
6. Рефлексия
Сейчас я вам предлагаю в группах ответить на несколько вопросов . На столах у вас лежат листы бумаги и фломастеры.
Сегодня
на уроке
Вопросы: (слайд 4)
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились сегодня на занятии?
Какие знания, полученные на занятии, тебе понадобятся в будущем? Где ты их сможешь применить?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на занятии?
Что тебе понравилось на занятии больше всего?
Всем спасибо! Занятие окончено!