Слайд 2. | Авторами учебника «Русский язык» был предложен проект «Словарик языковых средств выразительности». Проект предполагал индивидуальную работу на уроке русского языка. Но мы решили усовершенствовать проект и сделать его не только индивидуальным, как предполагалось в учебнике, но и групповым. |
Слайд 3 | Эпиграфом к нашему проекту стали слова Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» |
Слайд 4. | Так появился индивидуально – коллективный проект. Цель проекта создать совместно с учителем пособие обобщающего характера о языковых средствах выразительности «Словарик языковых средств выразительности» |
Слайд 5. | Задачи проекта: Познакомиться с различными видами средств выразительности языка. Уточнить понятия «эпитет, олицетворение, сравнение, метафора» Научиться уместно использовать разнообразные средства языковой выразительности в письменных творческих работах. / сочинениях, изложениях/. Почувствовать сопричастность к сохранению уникальности и красоты родного языка; Совершенствовать свою речь |
Слайд 6. | В качестве гипотезы хочется привести слова Куприна « Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» |
| Таким образом, гипотеза: умелое использование языковых средств выразительности помогает сделать нашу речь красивой, певучей, выразительной, а человека воспитанным, интересным собеседником. |
Слайд 7 | В начале второй четверти мы приступили к выполнению индивидуального проекта «Словарик языковых средств выразительности». Как оказалось в последствии это стало подготовительным этапом нашего проекта. Для этого были заведены тетради, в которых выделили 4 раздела: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. В них мы выписывали из прочитанных произведений языковые средства выразительности. Один раз в неделю на уроке русского языка мы обменивались найденными словами и выражениями. |
| 27 декабря, когда пришло время защищать проекты, мы подумали, что хорошо бы было собрать весь наш труд в один общий «Словарик». И тогда было решено разделиться на 4 группы: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. |
Слайд 8 | Так начался второй этап нашего проекта – групповой . Ребята составили план работы над проектом. Каждая группа по очереди работала над своей частью «Словарика». |
| Первая группа «Эпитеты» выписывали и оформляли все те эпитеты, которые ребята в процессе индивидуального этапа выписывали в тетради. Ребята красочно оформляли страницы словарика, подбирая подходящие по тематике иллюстрации. |
Слайд 9-11 | Вторая группа «Сравнения» также оформляла найденные сравнения. Третья группа – олицетворения. А четвертая занималась метафорами. |
Слайд 12 | И вот что у нас получилось! Такой словарик пригодится, когда мы будем писать сочинения и творческие работы. |
Слайд 13 | После того, как наш «Словарик» был готов, мы решили узнать, а что знают ребята о языковых средствах выразительности, умеют ли их находить в тексте. |
Слайд 14-15 | Для этого мы провели опрос – исследование среди учеников 3а и 3б классов. Третьеклассникам предлагалось прочитать два текста и ответить на вопросы. |
Слайд 16 | Результаты опроса получились следующие: Приняло участие – 27 человек Вопрос № 1 Какой текст вам понравился больше? 5 чел. - №1 22 чел - №2 |
| Вопрос № 2 Почему? Самые популярные ответы: красивее – 11 чел. выразительный -5 чел. есть олицетворение – 3 чел. есть описание леса – 3 чел. много прилагательных – 3 чел. первый меньше, чем второй – 3 ч |
| Вопрос № 3 Что общего в этих двух текстах? Самые популярные ответы: о лесе – 10 чел о вечере – 9 чел. о природе – 6 чел. |
| Вопрос № 4 Чем различаются эти два текста? красочней – 6 чел. больше сравнений-3 чел олицетворений – 4 чел |
Слайд 17. | Таким образом, мы доказали, умелое использование языковых средств выразительности помогает сделать нашу речь красивой, певучей, выразительной, а человека воспитанным интересным собеседником. |
| |
| |
Слайд 18 | Тот кто красиво говорит и думать умеет красиво. Спасибо за внимание! |