2.Подготовка к основному этапу занятия | | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Вопросы по увиденному фрагменту: -Что вы увидели в этом фрагменте? -Каковы особенности движений, совершаемые лошадями; птицами, жующем пищу зверем? -Какие движения совершают птицы? Зверек? -А какие это движения? А теперь посмотрели друг на друга: где вы можете видеть повторяющиеся движения? -Как можно классифицировать эти движения? -Какие движения вы уже изучили? -О каких движениях вы еще не говорили? -Значит, сегодня на уроке мы будем говорить, о каких движениях? И чтобы говорить о них мы должны рассмотреть модели колебательных систем, и свойства систем. (слайд 3) -Запишите тему урока: Колебательные движения. Колебательные системы. | -Лошадей, птиц, зверька, жующего еду. -Лошади скачут вдоль берега, птицы летят, зверек сидит, жует? -Кони скачут, птицы машут крыльями, у зверька движутся челюсти. -Повторяющиеся или колебательные Веки глаз, челюсти, движение рук при ходьбе, биение сердца, дыхание, работа автоматов на производстве и т д Прямолинейное, криволинейное. Периодически повторяющихся движения, которые в природе встречаются очень часто. Колебательные движения. Учащиеся записывают тему урока. |
3.Усвоение новых знаний и способов действий | Создание проблемной ситуации Обсуждение проблемы Теоретический анализ колебательного движения | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Выдвижение гипотезы Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы. Работа в парах, получение результата. Подведение итогов работы в группах, создания общего мнения. Вывод, где опровергается или подтверждается гипотеза Характеристика явления с физической точки зрения | Эксперимент. Две модели, при помощи которых можно изучать колебания. Математический мятник – нить, с подвешенным к ней телом и Физический маятник – пружина с подвешенным к ней телом. Схематическое обозначение маятника. Как заставить тело колебаться? Почему тело стремится вернуться назад? А какие силы действуют на колеблющееся тело? А в случае с математическим маятником? Здесь, о каких силах идет речь? (слайд Значит, чтобы тело начало совершать колебательные движения, нужно, что сделать? На столах у вас находится все необходимое для проверки выдвинутой гипотезы А зависят ли колебания от массы? А зависят ли колебания от массы? Если возникает сила, которая стремится вернуть тело в положение равновесия, такие колебания называются свободными, а если не возникает, то – вынужденными. Приведите примеры из жизни. А если вернуться к видеофрагменту, там о каких колебаниях идет речь? Как вы думаете, а какими физическими величинами можно охарактеризовать колебания? | Записывают в тетрадь, делают схематический рисунок маятников. Вывести из положения равновесия. Возникает сила, которая возвращает тело обратно. Сила тяжести и сила упругости, возникающая при деформации Пружины Сила тяжести и сила упругости в нити. Вывести тело из положения равновесия и это зависит от свойств системы (упругости пружины, длины нити) Отчет работы в парах представить в виде защиты мини-проекта. -Математический маятник колебания маятника зависят от длины нити, от угла отклонения от положения равновесия Нет, т.к, если бы не было сопротивления среды, все тела падали бы одинаково. -Физический маятник – колебания зависят от жесткости пружины. Нет. Струнные инструменты, маятник часов, амортизаторы у машин, качели и т.д. ДВС, игла швейной машины, насос, который качает нефть и другие О вынужденных колебаниях Время одного колебания, частота, отклонение от положения равновесия и свойства системы |
Первичная проверка понимания | | Установление правильности выполненной работы. | Коррекция, выявление пробелов и неверных представлений Задания на осмысление изученного материала: 1. Стр.92 упр .23, работа с учебником; 2. доп. Задания: 1 Землетрясения – это мощные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре. Чаще всего землетрясения бывают в районах горообразования. Земля резко сотрясается, появляются трещины. Они бывают настолько широкими, что в них может провалиться автомобиль. Можно ли землетрясение отнести к колебательному движению? 2. . Сердце воробья бьётся 600–850 раз в мин, cердце мыши – 320–780 раз, курицы – 179–460 раз, гуся – 210–320 раз, кролика – 120–310 раз, кошки – 140, собаки – 100–139 раз, лошади – 40 раз. Нормальный пульс человека 60–80 ударов в мин. Определите частоту и период колебаний сердца у живых организмов. | В тетрадях учащиеся записывают эти величины, единицы измерения ν = T = t/N Да, можно Устно. При помощи калькулятора считаем по формулам |