I.Организационно- мотивационный | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Прочитайте фрагмент из «Курса русской истории» В. О. Ключевского. (Приложение 1) Как оценивает историк положение Московского государства в период Смуты? Каковы могли быть последствия Смуты для Русского государства? Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени? | Приветствуют учителя. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) Отвечают на вопрос учителя | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Отвечают на опросы учителя | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 5 | Беседа | Вспомните примеры из истории России, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности. Что заставило российский народ объединиться во имя спасения Отечества? Почему день 4 ноября является в России государственным праздником? | Актуализировать предметные знания. Определять главные причинно- следственные связи событий и процессов | Беседа. | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Беседа |
III. Изучение нового материала | 20 | 1. Беседа 2. Работа с параграфом 3. Работа с картой 4.Беседа 5. Работа с документом | Прочитайте п. 1и 2 параграфа. Назовите причины распада «тушинского лагеря», назовите и охарактеризуйте претендентов на российский престол. Охарактеризуйте деятельность «семибоярщины» Кто выступил против приглашения на престол королевича Владислава? Работая с 4,5 п параграфа охарактеризуйте деятельность Первого и Второго ополчения. Заполните сравнительную таблицу (приложение 2) Покажите на карте путь следования Второго ополчения к Москве. Для чего был создан «Совет всей земли»? Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными? Освобождение Москвы (рассказ учителя) (рассмотреть изображения в учебнике стр.26 Составьте рассказ «Освобождение Москвы». (Используйте материал п. 5 параграфа, карту.) Анализируя фрагмент из «Курса русской истории» В. О. Ключевского (см. рубрику «Изучаем документ»), укажите главную особенность Земского собора 1613 г. | Аргументировать вывод на основе материалов параграфа. Работа с материалом параграфа Показывать по карте и называть географические объекты. Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников. Использовать изученный материал для аргументации вывода. Слушают, записывают в тетрадях хронологию освобождения Москвы Указывают главную особенность Земского собора | Беседа. Работа с пунктом параграфа Работа с картой Индивидуальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | Работа с текстом. Проверка заполнения таблицы Работа в карте Беседа. Беседа |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 10 | 6.Работа с учебником | Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты? Почему распался Тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II? Какое значение имело освобождение Москвы от поляков? | Раскрывать роль РПЦ в укреплении Русского государства. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Раскрывать историческое значение события. Высказывать аргументированные собственные суждения. | Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя? Почему выбор пал на Михаила Романова? Оцените, ответили ли мы в полной мере на главный вопрос нашего урока: Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник. Какое значение для России имело освобождение Москвы? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 16прочитать, ответить на вопросы после № | Конкретизирует домашнее задание Составьте итоговую таблицу «Основные события Смуты XVII в.» (даты, события, участники, последствия). | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |