Умственная отсталость Методика обучения письму
Автор : Ларина А.В.
Зам. директора по УВР ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 3», логопед ВКК
Исходя из предмета исследования и целей обучения методика решает следующие задачи:
- 1. Определение основной направленности обучения русскому языку школьников с нарушенным интеллектом;
- 2. Установление объема и содержания учебного материала, доступного для умственно отсталых детей;
- 3. Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета;
- 4. Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся специальной школы;
- 5. Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:
- трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушения развития личности;
- меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации;
- меньший объем информации, запечатляемый и сохраняющийся в памяти;
- недостатки словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
- недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
- замедленный темп психического развития в целом;
- повышенная утомляемость, высокая истощаемость.
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.
Закономерности
- цикличность и неравномерность психического развития,
- пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации,
- положение об интеграции психики, о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов.
Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
- необходимо выделять пропедевтический (подготовительный) период
- формирование системы доступных знаний, умений и навыков
- дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала
- привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации
- целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности
- необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики
- целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития
- формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации
- трудовая и профессиональная подготовка
- психологически комфортная для школьников с нарушением
интеллекта среда.
Недоразвитие как тип дизонтогенеза
- Задержка в созревании мозга. Особенно выраженно страдает кора головного мозга как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).
- Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
- Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
- Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.
- Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.
- Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.
Рубрика (МКБ-10)
Степень умственной отсталости (МКБ-10)
Традиционный термин (МКБ-9)
Лёгкая
Коэффициент интеллекта
Умеренная
Тяжёлая
Психологический возраст
50—69
Нерезко выраженная имбецильность
Глубокая
Выраженная имбецильность
35—49
9—12 лет
6—9 лет
20—34
3—6 лет
до 20
до 3 лет
Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория F 78 « другие формы умственной отсталости » .
- У большинства умственно отсталых детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
Лексика
- Скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы
- Могут не знать названий часто встречающихся им предметов ( будильник, перчатки, кружка ), особенно частей предметов ( обложка, страница, рама, подлокотник )
- В речи отсутствуют обобщающие слова ( дети, посуда, фрукты ).
- Младшие школьники не понимают и не используют в речи приставочные глаголы (например: ушел, пришел, перешел, вышел )
- Не употребляют прилагательные (кроме большой – маленький, хороший – плохой и названий основных цветов)
- Затрудняются в понимании и использовании наречий
- В речи детей часто встречается неточное употребление слов
- Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматический строй
- Нарушения проявляются во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, пропусках главных членов предложения.
- Учащиеся не всегда правильно согласовывают существительные с глаголами и прилагательными.
- Характерной ошибкой детей является неумение согласовывать числительные с существительными («пять матрешки»).
- Учащиеся испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов.
Связная речь
- Длительное время не могут самостоятельно связно высказываться, требуется помощь педагога в виде вопросов.
- В пересказах допускают пропуски важных смысловых частей, привнесения (добавления), обнаруживают непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений.
- Рассказы школьников с нарушением интеллектуального развития бессвязны, дети не могут раскрыть сюжет, ограничиваются перечислением элементов ситуации.
Звукопроизношение
- Характеризуются большим количеством дефектных звуков, чем у их нормально развивающихся сверстников.
- Встречаются как искажения звуков, так и замены (ш–с, р–л и др.). Некоторые дети умеют правильно, изолированно произносить звуки, но в речи их искажают. Один и тот же звук дети могут произносить в одних случаях правильно, в других – искажать, заменять
- Дефекты звукопроизношения у детей часто сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: младшие школьники пропускают согласные при их стечении («такан» – стакан ), заменяют первый согласный звук («светы» – цветы ), переставляют звуки соседних слогов («моносафт» – космонавт ), пропускают слоги («сатар» – санитар ).
Т. В. Хисамова в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью выделила следующие специфические особенности речевой коррекции
- Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику – инвалиду
- Формирование подражательной деятельности
- Организация обстановки занятий
- Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер
- Моделирование ситуаций
- Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка
- Медленный темп формирования новых навыков
- Постоянная востребованность приобретенных навыков
Направленность работы
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ПОЛНОЦЕННОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ
Развитие мыслительных операций
- обобщение
- сравнение
- анализ
- синтез
- абстрагирование
- классификация
- установление причинно-следственных связей
- понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
Виды занятий:
- Узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием
- Узнавание стилизованных изображений
- Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр
- Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление дефформированного ряда
- Нахождение заданной фигуры в ряду других
- Преобразование букв, цифр
- Сопоставление букв, цифр, написанных разным шрифтом
- Узнавание контурных или предметных изображений
Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, фигур, букв, цифр и т.д.
- Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
Формирование графомоторных навыков
Предпосылки формирования письма, нарушение или несформированность которых ведет к различным трудностям выработки его навыка:
- · сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;
- · сформированность или сохранность разных видов восприятия, ощущений и знаний, а также пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространствен-ных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого»;
- · сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий;
- · сформированность абстрактных способов деятельности, что достигается при постепенном переводе ребенка от действий с конкретными объектами к действиям с абстрактными объектами (символами);
- · сформированность общего поведения — регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения.
В структуру процесса письма включается, по крайней мере, три взаимодействующих уровня:
- 1. Психологический — решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма;
- 2. Психолингвистический — обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, то есть осуществляет перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, то есть в слова, фразы, тексты;
- 3. Психофизиологический — осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащую в основе письменной речи.
Этапы формирования графомоторных навыков
На 1 этапе (пропедевтический период) отрабатывается хватка инструмента (на толстых палочках, тонких, гранёных, плоских и. т. д)
Пространственные ориентировки, понятия и представления у детей не сформированы, предлагаются следующие варианты заданий:
- дифференциация правой и левой руки (разноцветные резиночки, гладкая и шершавая поверхность и. т. д)
- расположение предметов справа и слева (возьми правой рукой книгу, положи возле правой руки и. т. д)
- определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами,
- -на квадрате размести фигурку зайчика вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в левом нижнем и. т. д.
- -конструирование из палочек, сначала путем накладывания на образец,потом по образцу, далее по памяти.
На данном этапе формирования графических навыков предлагаются задания по обведению по контуру, раскрашиванию:
-обведи овощи по трафаретам, раскрась,
-обведи листочек по контуру, раскрась,
-обведи по точкам мячик и кубик, раскрась,
-обведи по точкам машинку, которая едет в правую сторону, в левую сторону:
-нарисуй струйки дождя, проведи по точкам прямые линии сверху вниз;
- проведи линии так, чтобы каждая капля упала в лужу;
-посади бабочку на цветок (соедини пары предметов прямой линией в указанном направлении) и. т. д
2 этап - написание элементов букв.
Данный этап начинается с упражнений по ориентировке на рабочей строке тетради, предлагаются упражнения:
- посыпь дорожку песочком (закрась жёлтым карандашом);
- поставь точки на верхней линии строки (предварительно прикладная деятельность - выкладывание горошком, фасолью и. т. д.);
- поставь точки на нижней линии рабочей строки.
На данном этапе дети знакомятся с элементами букв. Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов. Для обозначения элементов вводятся названия, которые доступны детям для понимания и лучшего запоминания, например:
- крючок (прямая с закруглением внизу вправо) с показом реального предмета и объяснением его назначения, будем писать высокие и низкие крючки;
- клюшка (начинаю писать выше нижней линии рабочей строки, опускаюсь вниз до рабочей строки и пишу наклонную вверх) с показом спортивного снаряда и объяснением назначения, предложив детям поиграть хоккейной клюшкой;
- чашка (первый элемент при написании строчных букв и, у, й, ц) с показом реального предмета и т. д.
3 этап - усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв.
- прикладная деятельность (раскрашивание буквы, замазывание пластилином, выкладывание по образцу мелкими и крупными пуговицами, узнавание букв, наложенных друг на друга, выкладывание из ниток на фланелеграфе и. т.д.)
Для анализа целого и синтеза отдельных элементов буквенных кодов:
- конструирование букв из элементов;
- дополнение недостающего элемента буквы;
- буквы сломались, почини;
- узнай и допиши буквы;
- называние и сравнение графически сходных букв;
- узнай букву по описанию и напиши (учитель рассказывает алгоритм написания буквы);
- рассмотри буквы печатную и письменную, найди сходство и различие;
- рассмотри человечков (пиктограммы), догадайся и напиши каждому его букву;
- подбери и напиши пару (строчная и заглавная буква); и т. д.
виды тренировочных упражнений:
- -обведение буквы по образцу, наждачной бумаге с открытыми и закрытыми глазами, письмо в воздухе, пальчиком на парте, на ладони учителя, письмо мокрой кистью на картоне, письмо пальцем на муке, манке, письмо на индивидуальных досках и т. д.
4 этап - работа над слогом.
задачи:
- использовать такие приёмы работы, которые ускорили бы процесс соотнесения буквенных знаков печатного и письменного шрифтов;
- учить списывать, используя утрированное произнесение каждого звука в слоге;
- подобрать некоторые виды упражнений для развития умения контролировать своё письмо.
Приёмы:
- соединение в некоторых буквах элементов печатного и письменного шрифтов «Где правильно составлена буква, а где неправильно?»
- « Какая буква спряталась в окошке » - учащиеся узнают букву по её элементам и подбирают к ней печатный вариант.
- для игры «Сортировка букв» раскладывается по две – три буквы в рукописном и печатном варианте.
- игра « Кто скорее? » предполагает поднять соответствующий письменный вариант буквы и назвать её.
- предлагается слог в письменном виде, дети выкладывают печатный вариант или наоборот.
Для развития самоконтроля за списыванием проводятся специальные игры:
- что не так, исправь (части слова написаны разными шрифтами, нужно печатный заменить рукописным);
- исправь ошибки (каждому ученику дается по 2 карточки, на одной написано слово без ошибок, на другой - с ошибками, внимательно посмотри на первое слово и найди ошибки во втором);
- проверь написанное по количеству букв.
5 этап - работа над словом, предложением.
- Прежде чем приступить к написанию слова или предложения необходимо обыграть ситуацию - загадка, игрушка, картинка, уяснить, что будем записывать: слово или предложение:
- слово чётко прочитывается учителем, учениками, разбирается его смысл, если есть в этом необходимость,
- анализируется, делится на слоги,
- осуществляется звукобуквенный анализ слова, для более осмысленного понимания составляется графическая схема слова.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Необходимо сформировать:
- полноценные фонематические процессы;
- представления о звуко-буквенном составе слова;
- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов
- 1 . Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу:
- сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом;
- роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк.
- Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме: •а ; о а; о о о; л з ; р б к; к кл ; сл в ; Проанализируй звуковой состав подобранных слов.
Твердые и мягкие согласные
- 1 . Послушай пары слов. Чем они различаются по звучанию и значению?
Ел - ель; угол - уголь; жар - жарь; нос - нёс; был - бил; рад - ряд.
Назови в словах сначала все твёрдые звуки, затем — все мягкие.
2 . Предъявляются предметные картинки: мел, лимон, топор, лебедь, забор, галстук. сапоги, орехи, пеньки.
Распредели рисунки на 3 группы: в названии которых имеются только твёрдые согласные; только мягкие согласные; твёрдые и мягкие согласные.
Докажи правильность своего выбора.
Звонкие и глухие согласные
белить — пилить; тень — день; фата — вата; корка — горка; шить — жить; солить — залить.
Чем слова в парах различаются по звучанию и значению? Чётко повторяй за мной пары слов. Выдели и назови из каждой пары слов звонкие и глухие согласные. Объясни, почему они так называются. Составь с любой парой слов предложения.
Дифференциация оппозиционных звуков и букв
Прочитай пары слов:
бал — пал; бела — пела; бобы — попы; отбил — отпил.
Игровые приемы
Маша+рок=
Куст+ка=
Сила+век=
Пан+тюль=
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
- ► уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- ► уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Последовательность работы по восполнению пробелов может быть такой:
- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- понятие о родственных словах (в практическом плане);
- понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок;
- практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
- понятие о многозначности слов.
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Основными целями построения связного высказывания являются:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности высказывания;
- отбор языковых средств.
Спасибо за внимание!