Предмет, класс | Физика, 11 класс |
Тема урока | Общественные слушания «Оценка влияния на окружающую среду эксплуатации энергоблоков АЭС» |
Цель урока | Способствовать формированию у обучающихся понятий: деления ядра урана, цепной ядерной реакции, принципа работы ядерного реактора; научить пользоваться индикатором радиоактивности Soeks-01М и с его помощью определять уровень радиоактивного фона. Способствовать формированию мировоззрения и умения принимать решение на основании научных фактов. ЕГЭ – Часть 1 (20 задание), ГИА – Часть 1 (17 задание). |
Задачи урока | образовательные | развивающие | воспитательные |
Изучить принцип действия ядерного реактора. Познакомиться с биологическим действием радиоактивного излучения. Повторить понятия: цепная ядерная реакция; коэффициент размножения нейтронов; радиоактивность. | Развивать умение пользоваться простейшими приборами, ставить опыты, делать выводы на основе данных опытов (наблюдать, выполнять измерения) | Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям. |
Место урока в системе уроков данного раздела | Восьмой урок в разделе темы «Атомное ядро и элементарные частицы», на изучение которой дано 12 часов. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Основные термины и понятия | Цепная ядерная реакция, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор, критическая масса, замедлители, отражатели нейтронов, поглощенная доза излучения. |
Межпредметные связи | Химия, биология, экология. |
Наглядность | Видеоролики: Принцип работы атомного реактора, 0,55мин. https://www.youtube.com/watch?v=EWradyM8qOA Принцип работы ядерного реактора-замедлители ядерных реакций 0,37мин. https://www.youtube.com/watch?v=jVd2Cd5Os5g Как работает АЭС – 2 2 мин.(рисунок) https://www.youtube.com/watch?v=MwBgGdH9ypg Разные типа аварий на АЭС http://game.rosenergoatom.ru (10-12 мин) Биологическое действие радиоактивных излучений (презентация) тест Г.Д. Постникова «Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11 класс» |
Оборудование | Индикатор радиоактивности Soeks-01М Компьютер, проектор, экран, презентация в power point, нетбуки -13 шт. (школьные ученические места) Материалы урока размещены на сайте: http://www.school-clouds.com/#!kurischeva/si3qc |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, дифференцированная. |
Девиз урока | Мы ставим задачу создать атомную энергетику, которая… будет экономически выгодной, нежели угольная энергетика. И.В.Курчатов |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный. Указывается название этапа, формулируется цель данного этапа урока. | Формулируются основные виды деятельности учителя; его функции на данном этапе; методы, приемы, педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи данного этапа | Представлена деятельность учащихся, направленная не только на предметный результат в ходе урока, но и на процесс достижения результата |
Способствовать организации внимания учащихся. 4 минуты | Называется тема урока, его цель и задачи. Показывается видеосюжет из новостей 1-го канала о нештатной ситуации на ЛАЭС и ее ликвидации. Вопрос: Какая проблема стоит не только перед жителями нашего города, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и соседних стран (т.к. Эстония, Финляндия и другие)? | Работа в тетради. Учащиеся записывают тему урока. Смотрят видеосюжет. Предлагают проблемы: 1.Проблема безопасности 2.Проблема решения выхода из нештатной ситуации работников ЛАЭС и жителей города Сосновый Бор. 3.Проблема грамотного разъяснения жителям города Сосновый Бор, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, соседних стран (Эстония, Финляндия и другие) нештатной ситуации, дабы избежать паники. |
Подготовка учащихся к активному и осознанному выбору своей гражданской позиции 1 минута | Организует тестирование, формулируются проблемные вопросы: Как вы считаете, достаточно ли квалифицированные кадры работают на АЭС, чтобы обезопасить жизнь города? Действительно ли проживание в нашем регионе безопасно и АЭС не представляет серьезной угрозы? | Слушают учителя. Учащиеся выбирают ответы, голосование проходит с использованием нетбуков (рабочие место школьника). Варианты ответов: 1.Да 2.Нет 3.Сомневаюсь |
2.Усвоение новых знаний и способов действий. 20 минута | Организация общественных слушаний с показом видематериалов, выступление экспертов по ядерной энергетике: 1.Физик-ядерщик (2мин) 2.Специалист по управлению ядерным реактором(5мин) 3. Директор ЛАЭС(3мин) 4. Специалист эколог-биолог (5 мин) 5.Ликвидатор ЧАЭС (ветеран) (5-10 мин) | Выступления экспертов по атомной энергетике. Учащиеся оформляют на доске опорные конспекты, показывают презентацию и видеоролики. Измеряют уровень радиоактивного фона. Делают выводы. Записывают опорный конспект в тетрадь. Делают выводы. |
3.Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний 8 минут | Учитель предлагает тестовые задания с вопросами разного уровня. Индивидуальный контроль, помощь слабоуспевающим. | Индивидуальная работа при решении задач из пробных вариантов ЕГЭ – Часть 1 (20 задание), ГИА – Часть 1 (17 задание) по теме «Ядерный реактор», тестирование проходит с использованием нетбуков (школьных рабочих мест). |
4.Закрепление материала урока, подведение итогов (5-10 мин) | Разные типа аварий на АЭС http://game.rosenergoatom.ru | Слушают, делают выводы |
5.Домашнее задание Домашнее задание 1 минута | Объяснение выполнения домашнего задания. Контроль записи домашнего задания | Записывают домашнее задание в дневник. Скачать приложение для мобильных телефонов «Физика для чайников» и пройти 45 уровней по теме «Радиация». |
6.Рефлексия 1 минута | Организует повторное тестирование на проблемные вопросы, оценивает динамику. | Учащиеся повторно голосуют, отвечают на проблемные вопросы. |