Министерство образования РС (Я)
МО Эвено – Бытантайский национальный улус
МБОУ Сакырырская средняя общеобразовательная школа
им. Р.И.Шадрина
«Нравственно-духовное воспитание учащихся через
приобщение к произведениям писателей Тюгясирских эвенов»
Автор: Дмитриева Ж.Н.,
Социальный педагог
Батагай-Алыта, 2020 г.
Тема проекта: «Нравственно-духовное воспитание учащихся через приобщение к произведениям писателей Тюгясирских эвенов».
Автор проекта: Дмитриева Жармена Николаевна.
Участники проекта: учащиеся, педагогический коллектив, родители, социальные партнеры.
Актуальность проекта:
Эвено – Бытантайский национальный улус образован в 1989 году постановлением Президиума Верховного совета Якутской АССР от 21 апреля 1989 года. На территории улуса проживает 2802 человек, из них представителей коренных малочисленных народов Севера 1309 человек. В данное время осталось совсем мало эвенов владеющих своим языком, но, тем не менее, жители являются носителями своей культуры, традиций, обычаев. В нашем улусе есть свои таланты, люди занимающиеся творчеством. Среди них есть люди, которые издавались, выпускали свои книги в издательстве «Бичик», это Ф.И.Курчатова, Е.Г.Колесов, М.П. и П.М. Колесовы, И.В.Горохов, В.В.Колесова и т.д. Они по национальности все являются эвенами. Их произведения передают бесценное наследие родному народу, сородичам, в надежде, чтоб не исчезли язык, культура, обычаи, обряды и традиции. Необходимость сохранения культурного наследия не подлежит сомнению. В нашей школе ведутся эвенский язык и литература, эвенская национальная культура, в рамках республиканской экспериментальной площадки краеведческий курс школьного компонента «Мой Саккырыр, где идет приобщение детей к родному языку, литературе, культуре, знакомство с традициями, фольклором, бытом народа.
Но тем не менее учащиеся проявляют недостаточный интерес к произведениям местных писателей, не имеют заинтересованность к чтению, так как сейчас много других информаций поступает через интернет, СМИ, что несомненно сказывает на нравственно-духовное составляющее воспитания личности обучающихся.
Идея проекта: В нашем улусе сохранилась этнокультурная среда – естественное условие социального развития личности, где сохранены обычаи, традиции семьи и быта, где в школе происходит привитие родного языка, культуры своего народа, что является условием для нравственно-духовного развития личности обучающихся.
Объект: Приобщение обучающихся к произведениям Тюгясирских эвенских писателей.
Предмет: повышение культуры чтения, развитие духовно-нравственной культуры личности в условиях этнокультурной среды севера.
Цель: развитие духовно- нравственных качеств учащихся через приобщение к произведениям Тюгясирских эвенских писателей.
Задачи:
- Пропаганда местных авторов и их произведений;
- Повышение интереса и приобщение учащихся к ценностям родной культуры;
- Развитие научно – исследовательской работы учащихся;
- Обогащение и накопление материалов в виде книг, публикаций, электронных носителей.
Ожидаемые результаты:
- Расширение использования произведений Тюгясирских писателей на кружках, уроках, докладах, классных часах, родительских собраниях, на неделе эвенского языка и литературы;
- Повышение уровня знаний языка, культуры и традиций эвенского народа;
- Развитие духовно- нравственных качеств учащихся;
- Укрепление материальной базы школьной библиотеки.
Диагностика проекта:
- наблюдение за учащимися, учителями и родителями в ходе работы проекта;
- анкетирование, тестирование, социологический опрос;
- анализ достижений учащихся, учителей, родителей.
Критерии оценки результатов работы проекта:
- повышение уровня знаний произведений местных авторов;
- повышение читательской культуры учащихся;
- позитивная динамика показателей воспитанности личности обучающихся;
- результативность участия на улусных, республиканских и всероссийских научно – практических конференциях, конкурсах, выставках;
- повышение уровня показателей воспитательной работы школы.
Этапы проекта:
1 этап – «подготовительный»:
- анализ деятельности библиотеки за 3 года работы;
- определение перспективных путей развития библиотеки;
- осуществляется разработка проекта библиотеки;
2 этап – «внедренческий»:
- внедрение проекта работы библиотеки
- научно-исследовательская работа учащихся и учителей;
- осуществляется мониторинг деятельности библиотеки
3 этап – «коррекционный»:
- осуществляется подведение промежуточных итогов работы;
- анализ и корректировка деятельности библиотеки.
4 этап - «аналитический»:
- анализ полученных результатов;
- соотношение полученных результатов с поставленными целями;
- оформление и описание хода результатов реализации проекта;
- готовится и проводится творческий отчет;
- выпуск пособия по итогам проекта.
База проекта:
Фонд школьной библиотеки Саккырырской средней общеобразовательной школы им. Р.И.Шадрина п. Батагай – Алыта Эвено – Бытантайского улуса, система воспитательной работы школы.
Форма представления результатов проекта:
Организация выставки книг, публикаций, библиотечные уроки, семинары для учителей, издание брошюр, опубликование в периодических изданиях улуса, республики, организация презентаций, отчетов по проделанной работе.
Социальные партнеры:
Социальные партнеры | Содержание работы | Формы |
Образовательные учреждения: школы улуса, Улусный детский центр. | - Обмен информацией и опытом работы. Участие юных исследователей в НПК. | Выставки, конференции, конкурсы и др. Встречи с писателями, учеными района. |
Улусная центральная библиотека | Помощь при разработке проекта, планов деятельности. Библиотечные мероприятия Литературные вечера, посвященные ко дню эвенских писателей. | Именно здесь учащиеся могут включиться в социально-значимую деятельность, организуемую в рамках реализации проекта. Выставка книг. Конкурс лучших чтецов. Творческая группа школьников задействована в массовых сценах, выступают в роли сказочных персонажей. |
Улусный музей | Организация экскурсий учащихся в краеведческий музей улуса. | Тематические недели, семинары, конференции, беседы. |
Улусный культурный центр | Организация концертов, импровизированных вечеров, постановка инсценировок. | Встречи, выставка книг, стенды. |
Реабилитационный центр | Знакомство с предприятиями | Экскурсия. Час общения. Взаимодействие с сотрудниками учреждения. |
Научная новизна:
Разработка системы работы школьной библиотеки по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение и приобщение к произведениям местных писателей малочисленного народа Севера.
Практическая значимость:
- Выработка у школьников сознательной деятельности в сохранении, продолжении языка, культуры родного народа;
- использование опыта работы другими школьными библиотеками, расположенными в северных регионах.
Механизмы реализации проекта по воспитанию читательских качеств и творческих способностей:
Задачи | Мероприятия | Форма и методы |
Формирование интереса к чтению, стремления, учить детей умению слушать; воспитание культуры общения, развитие творческих и исследовательских способностей. | Выпуск книги ученицы 5 «а» класса Слепцовой Нади «Счастье мамы» | Презентация книги. Беседа. Выставка книг местных писателей |
Конкурс лучших чтецов (по произведениям эвенских поэтов) | Конкурс. Выставка рисунков «Обложка моей любимой книжки» Выставка новых книг. Стенд. |
Читательская конференция «Жизнь прожить надо как?» | Анкеты. Беседа с ветераном педагогического труда Чириковой АН |
| «Путешествие на земле Бытантая» | Игра – путешествие. Конкурс рисунков, сочинений. |
«Тугэьиир номохторо». | Презентация книги мест писателя И.В.Горохова. Беседа. |
«Эмтээх оттор» (Игра - путешествие) | Выставка книг местных писателей. «Край грез моих» Ф.И. Курчатова, «Саккырыыр эбээннэрэ» и т.д. |
Краеведческие чтения «Наши великие земляки» | Выставка книг местных писателей. Фотостенд. Конкурс. |
«Саккырыыр кини оло5ор» А.В.Кривошапкинна аналлаах биэчэр | Выставка книг А.В.Кривошапкина, Фотовыставка. Тематический вечер. |
Литературные вечера ко дню юбиляров эвенских писателей. | Классные часы. Выставка книг. Стенд. Конкурс сочинений. Викторина. |
Встреча с молодой, перспективной, местной писательницей В.В.Колесовой – Ча5ылхай. | Презентация. Беседа. |
| «Волшебная тетрадь» (Юные поэты) | Юные поэты, выставка книг местных писателей |
Библиотекарь Дмитриева Жармена Николаевна
Главный помощник учителей –
научно-методическая литература.
С каждым годом повышается обеспечение учебной литературой.
Библиотекарь Дмитриева Ж.Н. проводит библиотечный урок для учащихся 6 классов по теме «Писатели эвенского народа»
в читательском зале библиотеки
Ученик 5 класса Сыроватский Вячеслав – участник улусной НПК «По тропам истории родного края» по теме «Мелодисты эвенского народа» (рук. библиотекарь Мохчогорова А.Н.)
Мероприятие «Мисс кошка»,
посвященное ко дню защиты животных.
Встреча с представителем правоохранительных органов
в рамках недели «Я гражданин России»
Во время перемены библиотека излюбленное место учащихся