Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Хаджуов А.Д./
От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 11 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089, примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014, федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 учебный год, федерального, регионального базисного учебного плана, учебного плана МБОУ « СОШ №8» х.Чернышев на 2017-20168 учебный год.
Авторская программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 1 час за счёт федерального учебного плана, один час за счёт регионального компонента).
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Власенков, А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Планируемые результаты
Знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Содержание
Синтаксис и пунктуация (26 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Официально-деловой стиль речи (5 ч.)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Публицистический стиль речи (11ч)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь (4 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы (10 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (5 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение (7ч.)
Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторение. Морфология и орфография. Повторение. Словообразование и орфография.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | В том числе | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
теория | практика | контроль |
1. | Обобщающее повторение синтаксиса. | 1 | 1 | | | | |
2. | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонация и ее роль в предложении | 1 | 1 | | | | |
3. | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием на начало учебного года | 1 | | | 1 | | |
4. | Нормативное согласование сказуемого с подлежащим | 1 | 1 | | | | |
5. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 1 | | | | |
6. | Управление при словах, близких по значению | 1 | 1 | | | | |
7. | Однородные члены предложения и пунктуация при них. | 1 | 1 | | | | |
8. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | 1 | | | | |
9. | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения». | 1 | | | 1 | | |
10. | Обособление определений и приложений. | 1 | 1 | | | | |
11. | Обособление дополнений | | 1 | | | | |
12. | Обособление и обстоятельств | 1 | 1 | | | | |
13. | Пунктуация при вводных словах и вставных конструкциях | 1 | 1 | | | | |
14. | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Порядок слов в предложении. | 1 | 1 | | | | |
15. | Пунктуация при обращениях. Порядок слов в предложении. | 1 | 1 | | | | |
16. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | 1 | | |
17. | Виды сложных предложений | 1 | 1 | | | | |
18. | Пунктуация в сложносочиненном предложении | 1 | 1 | | | | |
19. | Основные группы сложноподчинённых предложений. | 1 | 1 | | | | |
20. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | 1 | | | | |
21. | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | 1 | | | | |
22. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | 1 | | | | |
23. | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным. | 1 | 1 | | | | |
24. | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. | 1 | 1 | | | | |
25. | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и сложноподчинёнными предложениями. | 1 | 1 | | | | |
26. | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | 1 | | | 1 | | |
. | Официально-деловой стиль речи | 5 | | | | | |
27. | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение | 1 | 1 | | | | |
28-29. | Основные жанры официально-делового стиля | 2 | 1 | 1 | | | |
30. | Практикум. Составление деловых документов различных жанров | 1 | 1 | | | | |
31 | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | | 1 | | | |
| Публицистический стиль речи | 11 | | | | | |
32. | Особенности публицистического стиля речи. | 1 | 1 | | | | |
33. | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | 1 | 1 | | | | |
34. | Основные жанры публицистического стиля. | 1 | 1 | | | | |
35. | Очерк как жанр публицистического стиля (путевой очерк, проблемный очерк). | 1 | 1 | | | | |
36. | Р./Р. Портретный очерк. | 1 | 1 | | | | |
37. | Эссе как жанр публицистического стиля. | 1 | 1 | | | | |
38. | Устное выступление. Культура публичной речи. | 1 | 1 | | | | |
39-40. | Дискуссия как жанр публицистического стиля. | 2 | 1 | 1 | | | |
41-42. | Р./Р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста. | 2 | | 2 | | | |
| Разговорная речь | 4 | | | | | |
43. | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение | 1 | 1 | | | | |
44. | Основные признаки разговорной речи | 1 | 1 | | | | |
45. | Особенности разговорной речи | 1 | 1 | | | | |
46. | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи | 1 | 1 | | | | |
| Язык художественной литературы | 10 | | | | | |
47. | Общая характеристика художественного стиля речи | 1 | 1 | | | | |
48. | Язык как первоэлемент художественной литературы | 1 | 1 | | | | |
49. | Виды тропов и стилистических фигур. | 1 | 1 | | | | |
50-51. | Практикум «Тропы и фигуры речи» | 2 | 1 | 1 | | | |
52. | Анализ лирического произведения | 1 | | 1 | | | |
53-54. | Анализ фрагмента художественного текста | 2 | 1 | 1 | | | |
55-56. | Контрольная работа по теме «Основные виды тропов и стилистических фигур». Анализ контрольной работы. | 2 | | 1 | 1 | | |
| Общие сведения о языке | 5 | | | | | |
57. | Язык как знаковая система и общественное явление. Основные уровни языка. | 1 | 1 | | | | |
58. | Нормы современного русского литературного языка. | 1 | 1 | | | | |
59. | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. | 1 | 1 | | | | |
60. | Выдающиеся учёные-русисты | 1 | 1 | | | | |
61. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | | | 1 | | |
| Повторение | 7 | | | | | |
62. | Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | 1 | 1 | | | | |
63-64. | Повторение. Морфология и орфография. | 2 | 1 | 1 | | | |
65-66. | Повторение. Словообразование и орфография. | 2 | 1 | 1 | | | |
67-68. | Итоговая контрольная работа за курс общеобразовательной школы .Анализ контрольной работы. Итоги года. | 2 | 1 | | 1 | | |