10
Методические рекомендации
Взаимодействие ученик и учителя в процессе интеграции экологического образования и воспитания
Автор: Будная Людмила Аркадьевна, учитель экологии МБОУ гимназии № 8 г. Тихорецка МО Тихорецкий район
Содержание
1. Интеграция в обучении экологии
- Экологическое образование
в цикле естественных дисциплин 3
- Экологическое образование
в цикле гуманитарных дисциплин 7
2. Список использованной литературы. 10
Интеграция в обучении экологии.
Экологическое образование невозможно, если сформированы базовые знания по основным природным явлениям. Учащиеся 5-6 классов находятся в той возрастной группе, когда еще есть активный детский интерес к познанию природы. Начинается изучение отдельных учебных дисциплин, поэтому очень важна реализация межпредметных взаимосвязей и комплексный подход в учебной и внеурочной работе.
Экологическое образование в цикле естественных дисциплин.
Экологическое образование только тогда может быть высоко – эффективным, когда различные аспектные его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных.
Коллектив школьных педагогов должен принимать активное участие в формировании экологического сознания учащихся. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета.
В системе экологического образования важнейшая роль принадлежит начальной школе.
Например, в курсе природоведения осваиваются первоначальные представления о конкретных природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимопонимании мира природы и общества, о правилах поведения в природной среде.
Получаемые знания о жизни растений и животных, о природных явлениях позволяют школьникам оценить их роль в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о целесообразности бережного отношения к природе. В начальных классах детям доступно понимание взаимосвязей между здоровьем человека и условиями окружающей среды, между природными условиями и сельхозтрудом человека.
Наибольшую опасность в плане формирования экологического сознания школьников представляет распространенное в курсе природоведения деление живых существ на полезных и вредных, акцентирование внимания на том, что природа является источником материальных благ, и формирование о ней как всего лишь об окружающей среде.
В курсе биологии особое внимание уделяется над организменным уровням организации: популяция, биоценоз, биосфера, биогеоциноз. Подчеркивается, что только на уровне биосферы происходит глобальный биотический круговорот веществ, который невозможен на уровне экосистем более низкого уровня, чем обуславливается необходимость охраны целостности биосферы и всех её подсистем.
Рис. 1 Интеграция в обучении экологии
На уроках биологии учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы.
В курсе биологии осуществляется целостная ориентация школьников. Демонстрируется значение мира природы в жизни каждого человека и всего общества, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.
Особое значение имеет осмысление антропогенных факторов как факторов, обусловивших глобальный экологический кризис. При этом следует уделять внимание не только взаимодействиям человека на природу техногенного характера, но и персонального характера, например, в ситуациях рекреации.
В школьном курсе географии в наибольшей степени у учащихся формируется представление о целостности природы. На уроках географии формируется представление о целостном единстве местности (ландшафта), о комплексном характере хозяйственной деятельности человека в условиях конкретной территории.
Курс физической географии предусматривает изучение физико-химических факторов среды (климатических, почвенно-грунтовых, геоморфологических, гидрологических), а также биотических факторов, как компонентов географической оболочки Земли.
Таким образом, на уроках физической географии учащимся сообщают основные экологические знания о лито-, гидро-, атмосфере – их загрязнении и охране.
В курсе химии необходимо уделить внимание экологическим проблемам, возникающим в результате мощного химического воздействия человечества на биосферу.
Рассматривая химические элементы, их соединения и характеризуя их роль в природе, учащиеся узнают о химических составах воды. Воздуха, почвы как об биотических факторах среды. Формируется понятие о естественном динамическом равновесии между химическими показателями различных элементов экосистемы.
Именно в курсе химии наиболее четко раскрывается проблема загрязнения природы отходами человеческой деятельности, в частности, высокоактивными химическими соединениями, синтезированными человеком, к переработке которых природа оказывается совершенно неготовой. Дается представление об использовании природных, а также синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов. Также углубляются знания о химической сущности круговорота веществ в биосфере, показываются стратегии борьбы с химическим загрязнением в биосфере, дается представление о безотходном экологически чистом производстве.
Современные условия предъявляют к педагогам-химикам требования уделять больше внимания химико-технологическим компонентам процессов очистки производственных выбросов, а также вооружению школьников практическими умениями, позволяющими самим анализировать степень химического загрязнения продуктов питания.
Экологический аспект курса физики заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ отрицательного минимального воздействия на экосистему. Большое значение имеет представление об экологически чистых источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники).
В курсе физики у школьников можно формировать экологически ориентированные инженерно-конструкторские стратегии на основе энергосберегающих изобретений. Большое внимание необходимо уделять вопросам защитно-аварийных, очистных сооружений.
Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в курсе физики таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный фон и его допустимые параметры, приборы для измерения уровня радиации.
Таким образом, биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география – о целостности мира природы, химия – о загрязнении природной среды, физики – об энергетическом взаимодействии с природой.
Экологическое образование в цикле гуманитарных дисциплин.
Взаимосвязь человека мира природы в той или иной форме отражена практически в любом литературном произведении.
В школьном курсе литературы уделяется очень мало внимания формированию экологической культуры школьников. Картины природы, как правило, рассматриваются в своей композиционной функции, не имеющей самостоятельного значения. Такое упрощенное представление ограничивает возможности литературы в плане экологического образования.
Русская литература традиционно была связана с миром природы. Описание природы в ней имели разнообразное значение. Пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению, является художественным символом.
Русские писатели демонстрируют, глубокого и тонкого его восприятия. Все творчество И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А.Бунина проникнуто поэзией русской природы. Глубокое художественное психологическое открытие духовных связей между человеком и миром природы дано в произведениях С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Л.Н.Толстой, в частности, свой педагогический и писательский опыт вложил в серию кратких очерков о законах природы, об их взаимодействии на жизнь человека. Эти очерки были написаны для детей.
Через переживания автора или героя раскрывается и собственное величие природы, как это происходит в творчестве М.Ю.Лермонтова, воспевшего природу Кавказа. Мир природы у М.Ю.Лермонтова освобождает душу от всех побочных, суетных настроений, возвращая внутренний мир героя к глубинным истокам, к младенческой чистоте. У Ф.И.Тютчева мы находим субъективное восприятие природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык», - представление о ней как о самоценности, достойной уважения и восхищения.
Картины русской природы, освященные высоким и светлым чувством любви к своему отечеству, написаны Н.А.Некрасовым, А.Блоком, Н.Рубцовым, С.Есениным.
В творчестве М.М.Пришвина гармонически сочетается и любовь к родной природе, и знания о ней, и понимание её тонкой красоты. Кредо писателя заключается в убежденности в нравственном воздействии природы на человека.
Принцип бескорыстного воздействия к миру природы провозглашается К.Г.Паустовским. Ценность природы не в её хозяйственном потенциале, а в эстетической и этической значимости.
Размышления Л.Леонова, Ч.Айтматова, В.Распутина и других писателей об отношении современного общества к миру природы полны философского драматизма. В своих произведениях они пытаются встряхнуть читателя, заставить его думать о судьбе мира природы и судьбе отечества, остановить безумное уничтожение всего живого и самого себя.
Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.
На уроках истории практически не уделяется внимания проблемам экологического образования.
С одной стороны, характеризуя культуру различных исторических эпох и государств, но следует оставлять без анализа философское осмысление природы и взаимодействия с ней в данной культуре, можно показать учащимся этапы и направления развития общественного экологического сознания.
С другой стороны, важно подчеркнуть взаимосвязь общественного развития народов и природных условий тех территорий, на которых они проживали.
Учащимся можно предложить оценить экологические последствия тех или иных технических изобретений (лук, огнестрельное оружие, транспортные средства и т.д.)
На историческом материале может быть раскрыто, как совершались величайшие экологические преступления: уничтожение тарпана (дикой европейской лошади), дронта (большой нелетающей птицы) и т.д.
Роль изобразительного искусства не ограничивается рисунками детей на экологические темы. Мир природы представляется юным художникам поистине неограниченные возможности для его творческого эстетического освоения. Дети всегда с удовольствием рисуют мир природы. На уроках изобразительного искусства целесообразно учить рисовать школьников не только пейзажи различных ландшафтов по сезонам года, но и обучать технике натуралистических зарисовок. Особую радость доставит задание нарисовать своих домашних животных.
Важное значение имеет ознакомление школьников с различными направлениями изобразительного искусства великих русских художников: А.Г.Веницианов, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и др. А также ознакомление с французскими художниками, такими как К.Моне, П.Сезан, К.Писсаро, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Рембрант.
Специального рассмотрения заслуживает творчество художников-анималистов. Анималистика - древнейший вид искусства, которое, собственно, и началось с изображения животных.
В творчестве композиторов тема природы также всегда занимала большое место. Целесообразно включить в содержание занятий анализ цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, композиция «Эль Бимбо» (музыка к телепередаче «В мире животных»). Старшеклассникам – «Отлет птиц», «Концерт Земле» Пола Уинтера. Творчество этого американского композитора получило название «экологический джаз» и популяризуется сотрудниками программы по охране окружающей среды ООН (ПООСОН). Названия его композиций говорят сами за себя: «Колыбельная матушки китихи маленьким тюленятам», «Гимн русской земле», «Волчьи глаза» и т.д.
Список использованной литературы
Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 2006
Андреянов А.П. Формирование экологической культуры с помощью поэтических образов. Журнал «География в школе» № 3, 2011
Карпова Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников. Журнал «Вопросы психологии» № 1, 2010
Рыжев И.Н. Игры на уроках географии и экологии. Журнал «География в школе» № 3, 2012
Баканина Ф.Н. Современные проблемы экологии. «Просвещение», М., 2010