СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Бухгалтерский учёт в общественном питании»
Тема: «Инвентаризация. Проведение инвентаризации на предприятии общественного питания»
для студентов 4 курса, обучающихся по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Автор: преподаватель СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» ____________Н.А.Лобацкая
Ярцево, 2017
Методическое обоснование
Надёжное обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономичного использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, энергетических и других материальных ценностей - важнейшая задача для предприятий общественного питания. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность имущества, его фактическое наличие и соответствие данных бухгалтерского учета.
Эта процедура непростая и трудоемкая, однако, она необходима как для самой организации, так и для ее собственников. Именно при проведении инвентаризации происходит выявление неучтенных доходов, расходов и иных объектов учета, которые бухгалтер может исправить до составления годовой бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация преследует следующие цели:
- выявление фактического наличия (отсутствия) имущества;
-сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами.
Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия.
На сегодняшний день одной из самых значимых проблем, возникающих при ведении бухгалтерского учета и подготовки отчетности, является вопрос о недостатках в проведении инвентаризации имущества и обязательств организации.
Согласно ст.11 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 06.102008 № 106н (ред. от 28.04.2017) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету", учётной политике организации, все предприятия различных организационно-правовых форм собственности и видов деятельности обязаны проводить сплошную инвентаризацию имущества и обязательств перед составлением годового отчета.
Студентам необходимо получить знания об оценке объектов бухгалтерского учета, об инвентаризации имущества и финансовых обязательств, об организации и проведении инвентаризаций и об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Тема занятия «Инвентаризация. Проведение инвентаризации на предприятии общественного питания».
Цели занятия:
- определение оценки объектов учета и ее осуществление;
- формирование представления о порядке проведения инвентаризации имущества (основных средств, материальных запасов, сырья);
-приобретение практических навыков заполнения инвентаризационных описей, сличительных ведомостей и оформления бухгалтерскими проводками результатов инвентаризации.
Компетенции, которые актуализируются при изучении данной темы:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Учебное занятие построено в виде комбинированного урока, который сочетает в себе различные элементы интерактивных и активных методов обучения, такие как: презентация, самопроверка, объяснительно-иллюстративный, решение практических ситуаций, сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию профессиональных навыков обучающихся.
Дидактические средства: учебный материал подается с использованием наглядных средств – информационно-справочной документации, схем и слайдов презентации, раздаточного материала для групповой работы, карточек с заданиями для индивидуальной работы.
Технологическая карта урока
№ | Этап учебного занятия | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студента | Методы обучения | Средства обучения | Время | Основные задачи этапа |
1. | Организационный момент | приветствие, проверка присутствия студентов; оценка готовности аудитории, студентов к занятию, наличия дидактического материала | приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу | словесный | | 2 минуты | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
2. | Мотивация обучающихся | «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» - Л.С. Выготский (1996). Преподаватель предлагает ответить на вопросы: -Что бы вы сделали для того, чтобы выявить фактическое наличие (отсутствие) имущества или сырья для производства на предприятии? -Как бы вы объяснили своим сотрудникам необходимость проведения инвентаризации? -Как бы вы готовились к проведению инвентаризации, чтобы успешно её провести? Получая ответы обучающихся, преподаватель подводит их к новому понятию, утверждению, способу действия, самостоятельному выводу | слушают вопросы, анализируют ситуации, дают ответы, пытаются понять, где они полученные знания смогут применить на практике (так называемая «связь теории с жизнью») | словесный, частично- поисковый, проблемный | | 5 минут | Повышение мотивации обучения, познавательного интереса к данному занятию |
3 | Целеполагание | Демонстрация презентации. С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к формулировке темы урока. Вместе с обучающимися определяет цели урока. | самостоятельно формулируют тему урока (слайд 1). Вместе с преподавателем определяют цели урока. Слушают преподавателя и конспектируют учебный материал | словесный, наглядный, частично- поисковый | мультимедийный проектор; презентация | 5 минут | Формулирование темы и целей урока |
4. | Актуализация теоретических знаний | контроль уровня освоения пройденного материала -тестовый опрос | участвуют в работе по повторению. Отвечают на вопросы теста. | словесный, репродуктивный | тестовые задания; | 10 минут | Актуализация опорных знаний |
5. | Изучение нового материала | | | | | 25 минут | Получение новых знаний по бухгалтерскому учёту |
5.1 | | Называет вопросы, которые необходимо изучить в ходе занятия. Знакомит с нормативными документами, регламентирующими порядок проведения инвентаризации (слайд 3) | Делают записи в тетради. Изучают нормативные документы Отвечают на вопросы Изучают материал о порядке проведения инвентаризации Отвечают на вопросы | словесный, наглядный, частично- поисковый | мультимедийный проектор; презентация раздаточный материал (формы для заполнения) | | |
5.2 | | формулирует понятие инвентаризации, цели ее проведения (слайд 2), виды инвентаризации | Слушают преподавателя. Принимают участие в формулировании сути различных видов инвентаризации. Делают записи в тетради. | словесный, наглядный, частично- поисковый | мультимедийный проектор; презентация | | |
5.3 | | рассматривает порядок проведения инвентаризации (слайд 4), с использованием нормативных документов. | конспектируют учебный материал. Отвечают на вопросы. | словесный, наглядный, частично- поисковый | мультимедийный проектор; презентация | | |
5.4 | | рассмотрение вопроса отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете (слайд 5) | Используя план счетов бухгалтерского учёта, записывают корреспонденцию счетов в случае выявленных излишков или недостач при проведении инвентаризации | словесный, частично-поисковый, репродуктивный | мультимедийный проектор; презентация | | |
6 | Первичная проверка понимания изученного материала | предлагает обучающимся практическую ситуацию: фактическое проведение инвентаризации в столовой-мастерской, с распределением обязанностей в соответствии с должностями: директора, главного бухгалтера, бухгалтера, экономиста, юрисконсульта, внутреннего аудитора, кладовщика, технического работника; принятие решения в отношении выявленных результатов инвентаризации и оформление бух. проводок. | в соответствии с распределенными должностями проводят инвентаризацию, идентифицируют и фиксируют основные средства, находящиеся в столовой-мастерской, создают необходимые документы и заполняют инвентаризационные формы документов, делают проводки по результатам инвентаризации | обучение в сотрудничестве,частично- поисковый, проблемный, репродуктивный | основные средства и оборудование столовой-мастерской, инвентаризационные формы документов | 27 минут | Проверка понимания изученного материала через практическую деятельность и сопричастность к процессу проведения инвентаризации; активизация умения самостоятельно формулировать выводы и принимать управленческое решение |
7. | Закрепление материала | закрепление уровня понимания разобранного учебного материала | делают записи в тетради проверяют проводки на доске | словесный, частично- поисковый, репродуктивный | Доска, мел | 10 минут | Закрепить знания, полученные обучающимися на уроке |
8. | Анализ урока и выдача домашнего задания | подведение итогов работы студентов на уроке, выставление оценок; анализ урока и выдача домашнего задания | словесный | заполнение журнала | 3 минут | Определить достигнута ли поставленная цель урока |
9. | Рефлексия | подводит итоги и предлагает определить более успешную группу при проведении инвентаризации и более оптимальное решение при списании обнаруженных недостач. | определяют наиболее активного участника и группу при проведении инвентаризации, а так же самое оптимальное решение по списании недостач, выявленных инвентаризационной комиссией | словесный | | 3 минут | Подведение итогов урока: оценка и самооценка деятельности на уроке |
План урока
Дисциплина: Бухгалтерский учёт в общественном питании
Тема: Инвентаризация. Проведение инвентаризации на предприятии общественного питания
Группа: ТОП-4
Тип: комбинированный
Метод:
- словесный – устное объяснение, фронтальный опрос;
- демонстрационный, наглядный;
- частично-поисковый;
- проблемный;
-репродуктивный;
- практический.
Цели:
дидактические:
развивающие:
принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
развитие умения анализировать, сопоставлять факты и делать выводы;
осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
развитие внимательности;
использование современных технологий в профессиональной деятельности;
воспитательные:
воспитание у обучающихся чувства ответственности за выполненную работу;
воспитание интереса к избранной профессии;
формирование адекватной самооценки.
Компетенции, которые актуализируются при изучении данной темы:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Учебное занятие построено в виде комбинированного урока, который сочетает в себе различные элементы интерактивных и активных методов обучения, такие как: презентация, самопроверка, объяснительно-иллюстративный, решение практических ситуаций, сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию профессиональных навыков обучающихся.
Учебный материал подается с использованием наглядных средств – информационно-справочной документации, схем и слайдов презентации, раздаточного материала.
Межпредметная связь: Математика, Документационное обеспечение управления, Основы планирования и организации структурного подразделения организации.
Оборудование:
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствия студентов на уроке.
Мотивация обучающихся
Повышение мотивации обучения, познавательного интереса к данному занятию
Целеполагание
Демонстрация презентации. Вместе с обучающимися определение цели урока.
Актуализация теоретических знаний. Оценка степени подготовленности студентов и аудитории к занятию. Тестовый опрос по ранее изученному материалу. Проводится с целью определения уровня усвоения теоретического материала, изученного на предыдущих занятиях по темам: «Первичные документы», «Регистры и формы бухгалтерского учета».
Проверка результатов тестирования осуществляется студентами самосто
ятельно – ключ и критерии оценки выводятся на экран
деятельность преподавателя | деятельность студентов |
Выдает задание, контролирует выполнение работы студентами | Выполняют тестовые задания и проверяют его, передают результаты преподавателю |
Сообщение новых знаний.
Создаёт проблемную ситуацию о порядке проведения инвентаризации и организует деятельность обучающихся на решение учебной проблемы
деятельность преподавателя | деятельность студентов |
Знакомит студентов с вопросами, которые необходимо изучить по теме. Знакомит с нормативными документами, регламентирующими порядок проведения инвентаризации (слайд 1). Задает вопросы. Формулирует понятие инвентаризации, цели ее проведения, виды инвентаризации (слайд 2-3) | Делают записи в тетради. Изучают нормативные документы Отвечают на вопросы. |
Выводит схему порядка проведения инвентаризации на экран, дает пояснения (слайд 4). | Слушают сообщение преподавателя, участвуют в формулировании понятий. Делают записи в тетради. |
Рассмотрение отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, делает записи на доске
деятельность преподавателя | деятельность студентов |
На доске отражает бухгалтерские проводки Разбирает пример отражения результатов инвентаризации в учете (слайд 5-6) | Делают записи в тетради. |
Первичная проверка понимания изученного материала
Проверка понимания изученного материала через практическую деятельность и сопричастность к процессу проведения инвентаризации; активизация умения самостоятельно формулировать выводы и принимать управленческое решение.
Закрепление материала производится:
- в форме самостоятельной работы студентов в микрогруппах (2 группы):
деятельность преподавателя | деятельность студентов |
Выдает инвентарные описи для дальнейшей работы в группах по проведению инвентаризации основных средств в мастерской | Создают все необходимые документы для проведения инвентаризации в соответствии с должностью, определенной преподавателем. Заполняют формы документов по инвентаризации. Принимают решение об отнесении выявленных излишков или недостачи на финансовый результат, делают соответствующие бухгалтерские проводки. Сдают подготовленные документы для проверки. |
- в форме фронтального опроса:
Что понимается под инвентаризацией?
Из каких этапов состоит инвентаризация?
В каких случаях проведение инвентаризации обязательно?
Кто устанавливает сроки проведения инвентаризации?
Каким документом устанавливается состав инвентаризационной комиссии?
В каком документе отражают выявленные недостачи и излишки?
По какой стоимости учитываются в бухгалтерском учете излишки и недостачи?
деятельность преподавателя | деятельность студентов |
Ведет фронтальный опрос (см. вопросы выше). | Дают ответы на поставленные вопросы, дополняют или исправляют друг друга. |
Анализ урока и выдача домашнего задания.
Анализ урока проводится с привлечением к обсуждению студентов, выставляются оценки за работу на уроке.
деятельность преподавателя | деятельность студентов |
Отмечает положительные и отрицательные стороны урока, делает выводы по достижению поставленных целей. Проставляет оценки в журнал. Выдает домашнее задание. | Записывают домашнее задание и высказывают мнение о психологическом климате на уроке. |
Домашнее задание – Отразить результаты инвентаризации на счетах бухгалтерского учета по следующим данным (карточки с заданием).
Рефлексия
Подведение итогов занятия и определение более активного обучающегося, успешной группы при проведении инвентаризации и самого оптимального решения при списании обнаруженных недостач.
Критерии оценки:
а) правильность ответов;
Критерии оценки:
«2» - менее 5 верных ответов
«3» - 5-6 верных ответов
«4» -7-8 верных ответов
«5» -9-10 верных ответов
- при практической работе учитываются:
а) активность;
б) полнота ответа;
в) аргументированность высказываний;
на данном этапе студент может получить от 1 до 5 баллов.
- при фронтальном опросе учитывается:
а) активность;
б) полнота ответа;
в) аргументированность высказываний
на данном этапе студент может получить по 1 баллу за верный и полный ответ
Приложение
Порядок проведения инвентаризации
Создание инвентаризационной комиссии (приказ руководителя)
2. Получение последних приходных и расходных документов
3. Получение расписки от материально ответственного лица
4.Подготовка инвентаризационных описей (актов)
5.Проверка и документальное подтверждение наличия активов и обязательств
6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
7. Утверждение результатов инвентаризации
8. Отражение в учете результатов инвентаризации
Список литературы
Федеральный закон №402- ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»
Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011г.
Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби; Проспект, 2011г.
Г.И.Алексеева, Т.П.Алавердова, С.Р.Богомолец Бухгалтерский учет под ред. С.Р.Богомолец: учебник. М.: Маркет ДС, 2006 г.
«Бухгалтерский учет», Н.П.Кондраков: учебное пособие. – 5-ое изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2006г.
«Теория бухгалтерского учета», Н.П.Любушин, В.В.Жаринов, Н.В.Бородина: учебное пособие для вузов. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана,