Тип урока: повторение изученного в начальной школе
Цели урока:
1) предметные:
продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
2) метапредметные:
корректировать и развивать познавательные способности, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать), умение связно и грамотно излагать свои мысли;
3) личностные:
формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка.
1. Определение темы урока
На слайде презентации представлены транскрипции слов: [сонцэ], [с’эрцэ], [изв’эсный], [здраствуй]
Детям предлагаем записать слова орфографически правильно. Один обучающийся работает у доски.
Предлагаем посчитать количество букв и звуков.
Почему не совпадает количество букв и звуков? (Одна буква не слышится)
Как можно эту букву назвать? (Неслышимая, непроизносимая)
Гласный или согласный не слышится? (Согласный)
В какой морфеме он находится? (В корне)
Предлагаем детям сформулировать тему урока (Непроизносимый согласный в корне слова). Запись темы в тетрадь.
2. Закрепление материала
2.1. Вспоминаем, что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным (подобрать проверочное слово).
2.2. На слайд выводим стихотворение. Сначала предлагаем ребятам выразительно прочитать отрывок. Затем – выписать слова с непроизносимыми согласными, в скобках указать проверочные слова.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит,
Но лежит на пастбище корова,
Грустно смотрят карие глаза,
Чувствую, что ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
2.3. На слайд выводим слова: звез…ный, со…нце, ужас…ный, сер…це, чудес…но, чес…ный, ус…но, праз…ник, поз…но, мес…ность, ненас…ный.
Предлагаем учащимся записать слова, вставив пропущенные буквы. Затем ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга по ответам на слайде. На полях выставляют оценки за работу.
2.4. Составить словосочетания:
звёз...ный влас...ный опас...ный счас...ливый вкус...ный радос...ный чудес...ный поз...ний интерес...ный извес...ный | абрикос поворот вечер возглас режиссер денёк путь рассказ случай голос |
2.5. Изменить словосочетания на «прил + сущ»
Город в области –
завод-гигант –
котлета из капусты –
поступок чести –
день радости -