Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дизьминская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
по математике с элементами финансовой грамотности
5 класс
тема «Сложение и вычитание натуральных чисел.
Семейный бюджет»
Константинова О.Л.
Учитель математики
МБОУ Дизьминская СОШ
Ярского района
Удмуртской Республики
2019 г.
Тема урока : «Сложение и вычитание натуральных чисел. Семейный бюджет»
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса
Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний;
Технологии: технология развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, исследовательские технологии.
Методы урока: беседа, практикум, работа в малых группах.
Цель урока:
- познакомить с такими понятиями как бюджет семьи; доходы и расходы семьи; виды бюджета;
-сформировать умение рассчитывать доход и расход семьи, используя навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
- сформировать у учащихся понятия планирования расходов семьи, контроль есть улучшение благосостояния семьи.
- учить оценивать расходы, соотносить потребности и желания.
Задачи урока:
- повторить знание правил сложения и вычитания натуральных чисел;
- учить вести исследование несложных практических ситуаций, работать с табличными данными;
- учить применять полученные знания в повседневной жизни;
- способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств. Выработке коммуникативных компетенций;
- создать условия для воспитания экономической культуры школьников.
Форма проведения: Урок в рамках предмета математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Класс делится на группы.
В ходе урока учащимся предлагается ряд заданий, выполняя которые они актуализируют знания и получают новые.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, ПК
Планируемые результаты:
- Личностные: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, воспитывать в себе чувство любви и уважения к людям; учиться отвечать за свои поступки; приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; выстраивание доброжелательного отношения при работе в группах.
- Предметные: умение выполнять действия сложение и вычитание натуральных чисел, применение знаний в другой предметной области, понимание роли денег в семье; необходимости планирования и контроля бюджета семьи;
- Метапредметные:
Регулятивные: умение составлять план действий по решению проблемы; умение осуществлять действия по осуществлению намеченного плана; оценивать учебные действия, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
Познавательные: умение обобщать, преобразовывать информацию, анализировать, сравнивать данные по заданным критериям.
Коммуникативные: умение работать в группе, понимать позицию других.
Ход урока:
1.Устные упражнения
1) Вычислите:
А) 72:8=9 Г) 88-19=69
Б) 100-78=22 Д) 63:9=7
В) 15·6=90 Е) 47+25=72
2) Дополните до 100 числа:
82; 29; 50; 35; 64; 75
Ответ: 18; 71; 50; 65; 25
3) Назовите натуральные числа, которые на координатном луче расположены между:
А) 53 и 57 Ответ: 54, 55, 56
Б) 999 и 1002 Ответ: 1000, 1001
4) Решите задачу.
Длина прямоугольного участка земли 85 м, а его ширина 12 м. Чему равен периметр этого участка?
Ответ: (85+12)·2=194 м
5) Какое число пропущено?
А)
Б)
2. Актуализация знаний.
Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Зима в Простоквашино»
- Дорогие ребята, вы просмотрели видеофрагмент.
А сейчас ответьте на вопрос - «О чем пойдет речь на уроке?»
Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками? Часто ли вы делаете бесполезные покупки, как Шарик? (Ответы учащихся)
- Сколько стоит буханка хлеба? А сколько жевательная резинка? 1 кг сахара, а чипсы? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
Каждый из вас что-то покупает для себя или для семьи. А на какие средства? Откуда берёте деньги? Попытайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить. (Ответы обучающихся)
Тему урока вы узнаете, расположив числа в порядке возрастания:
Д | Ж | Т | Б | Е | Ю |
12549 | 89421 | 503875 | 378 | 342476 | 4635 |
Ответ: БЮДЖЕТ
- Кто из вас знает, что такое бюджет?
(Бюджет (от староанглийского- кошелёк)- план доходов и расходов человека, семьи, организации и т.д. за определенный период времени)
- Какие виды бюджета вы знаете?
(Государственный- бюджет страны, районный- бюджет района, семейный- бюджет одной семьи)
- Именно о семейном бюджете мы и поговорим.
- А чему бы вы хотели научиться или что узнать на этом уроке?
(Что такое семейный бюджет и для чего он нужен, как правильно спланировать семейный бюджет, какие виды бюджетов бывают?)
- Сегодня мы вместе откроем тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
- Выясним, что относится к источникам доходов и расходов семьи и подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
- Как вы думаете, почему о семейном бюджете мы буде говорить на уроке математики? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику, уметь складывать и вычитать числа).
- На уроке у нас присутствуют семьи Ивановых, Соловьевых, Петровых и Морозовых.
- В каждой семье есть свой план доходов и расходов, т.е. свой бюджет. Потому что доходы и расходы разных семей различны.
- А теперь поговорим о том, что же такое «доходы» и «расходы».
(Доходы семьи- деньги, материальные средства, ценности, которые получают члены семьи. Расходы семьи- затраты, которые идут на удовлетворение потребностей семьи)
- Из чего складывается доход семьи?
(Зарплаты родителей, пенсии бабушек и дедушек, детские пособия, стипендии…)
- А на что расходуется бюджет вашей семьи?
(На продукты питания; плата за свет, воду, газ; покупки одежды, мебели, лекарств…)
3. Применение знаний и умений в ситуации.
Решите задачу.
1) Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама-1400 рублей, пенсия дедушки- 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки- 16890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 5125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи (рабочих дней-20).
(Ответ: 1800·20+ 1400·20+16890+18600+5125=104615 рублей)
2) Доход семьи Колосовых в сентябре составил 65000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку во время зимних каникул. Сколько удалось им отложить на отпуск?
(Ответ: 1) 27600:4=6900 (руб)-на одежду
2) 27600+6900+15800=50300 (руб)- расходы
3) 65000-50300=14700 (руб)- на накопления)
3) Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37000 рублей, и родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения. Записи за месяц таковы:
- зарплата папы- 45000 рублей;
- зарплата мамы- 32000 рублей;
- продукты- 22000 рублей;
- плата за коммунальные услуги- 5185 рублей;
- Интернет- 399 рублей;
- проезд- 1570 рублей;
- пенсия бабушки- 13800 рублей;
- репетитор по английскому языку- 8400 рублей;
- школьные обеды- 3398 рублей;
- бензин- 7000 рублей;
- корм собаке- 1300 рублей.
Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?
(Ответ: доходы- 90800 рублей, расходы- 42225, остаток-48575 рублей, семья может купить ноутбук)
4.Изучение новых знаний
Учитель: Как мы видим из расчетов, доход превышает расход.
А какие варианты соотношения расходов и доходов бывают?
Расход меньше дохода- бюджет избыточный .
Расход равен доходу – бюджет сбалансированный
Расход больше дохода- бюджет дефицитный.
5. Физкультминутка
6. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление и применение.
- Что необходимо делать, чтобы знать хватит денег на определенный период или нет? (Составлять бюджет семьи, т.е. планировать доходы и расходы).
Практическая работа.
- Я уверена, что вы тоже спланируете правильный бюджет своей семьи. Каждая семья получает заданиям. Задания имеют свою цену в зависимости от его сложности. Вам надо распределить задания между собой, решить их на своих листочках, а ответы записать в бланк в колонку «Ответы». На работу вам отводится 5 минут. Время пошло.
Задания:
| Задание | Цена | Ответ |
1 | Найди значение выражения: (3600 ∙ 8 – 2392 : 4) | 450 р. | 28202 |
2 | Папа получает в месяц на 22 000 рублей больше мамы. Какова заработная плата в месяц папы, если мамина заработная плата составляет 14 000 рублей? | 150 р. | 36000 |
3 | В июле коммунальные расходы стоили 1200 рублей, что на 200 рублей дороже, чем в июне. Сколько стоили коммунальные услуги в июне ? | 200 р. | 1000 |
4 | Вычисли значение выражения (123 + 375) · 4 − 19 · 7 | 350 р. | 1859 |
5 | Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 12 и 6 см. | 250 р. | 36 |
6 | При покупке мобильного телефона, который стоил 5830 рублей, Максим воспользовался скидкой 550 рублей. Сколько заплатил Максим за телефон? | 250 р. | 5280 |
7 | Вычисли значение выражения (96 : 8) • 9 – (75 : 5) + 139 | 350 р. | 232 |
8 | Ежемесячный бюджет семьи Ивановых составляет 65000 рублей. Сколько рублей приходится на каждого из четырех членов семьи в месяц? | 350 р. | 16250 |
9 | Вычисли значение выражения 5943 : 7 + 924 : 4 | 400 р. | 1080 |
10 | Цена одного йогурта 31 рубль. Сколько рублей получит сдачу с 200 рублей Вика при покупке 5 таких йогуртов? | 450 р. | 45 |
| ИТОГО | 3200 р. | |
- Рабочий день окончен. Получите проверочные листы, сравните свои ответы с правильными. Если они совпадают, то обведите цену этого задания. Если не совпадают или задание не выполнялось, зачеркните цену.
- Сложите полученные числа. Это и есть ваш семейный доход.
- Скажите, сколько заработала каждая семья.
- А теперь вы должны распределить свои расходы. Тратить деньги не легче, чем их зарабатывать. Я предлагаю вам список товаров, обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги. Доходы семей разные, а, значит, и расходы у вас не одинаковые.
Товар
Товар | Цена |
Булочка с повидлом | 10 р. |
Бутерброд с колбасой | 30 р. |
Сок «Добрый» 1 литр | 50 р. |
Коробка конфет | 150 р. |
Килограмм мандаринов | 70 р. |
Килограмм яблок | 70 р. |
Связка бананов (4 шт.) | 60 р. |
| |
Фломастеры (12 шт.) | 80 р. |
Тетрадь (12 листов) | 10 р. |
Набор гелевых ручек (4 шт. ) | 40 р. |
Альбом | 60 р. |
Цветная бумага | 50 р. |
| |
Флешка (4 гигабайта) | 320 р |
Мышка проводная | 250 р. |
Диск «Игры Alawar» | 160 р. |
Диск Counter-Strike | 150 р. |
Наушники | 250 р. |
| |
Кроссовки белые | 500 р. |
Мяч футбольный | 400 р. |
Часы наручные женские | 300 р. |
Часы наручные мужские | 350 р. |
- На что вы потратили свои доходы? Кому вы это купили? Остались у вас деньги? Правильно вы составили бюджет?
7. Итог урока.
- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А ваши родители, не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
Итак, давайте подведём итог. Вспомним, что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы)
Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
- Что самое трудное при составлении бюджета семьи?
- Что произойдет с семейным бюджетом, если семья будет тратить больше, чем зарабатывать?
- А если доходы будут больше, чем расходы?
- Сегодня урок мне хочется закончить словами немецкого писателя Бертольда Авербаха
Нажить много денег- храбрость;
Сохранить их- мудрость,
А умело расходовать- искусство.
- Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)
- Семья может сократить свои расходы?
- Достигли ли мы цели урока?
-Ответим на 3 вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?
- ЧТО мы сегодня делали на уроке? (выясняли, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семьи)
- КАК мы это делали? (решали задачи с практическим содержанием)
- ЗАЧЕМ мы этим занимались? (чтобы научиться применять знания по математике в жизни)
8 . Рефлексия
1. Закончите предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. Выставляют оценку себе и всем членам группы
9. Домашнее задание: Придумать и записать «Правила ведения семейного бюджета»
Приложение №1
Экономический словарик
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы– затраты денежных средств на товары и услуги.
Бюджет – это своеобразный план семьи.
Обязательные расходы— на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги
Произвольные расходы — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
Непредвиденные расходы- (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)
Сбалансированный бюджет - расходы равны доходам.
Дефицитный бюджет - расходы больше доходов.
Профицитный или избыточный бюджет – расходы меньше доходов.
Кредит- предоставление денег на условии платности, срочности, возвратности.
Деньги- это мера стоимости товаров, их можно обменять на любой из них.
Коммунальные услуги- обеспечение доступа к водным или энергоресурсам.
Стипендия- пособие, выплачиваемое студентам в период обучения с учетом их успеваемости.
Пенсия- ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам пенсионного возраста, инвалидам, лицам, потерявшим кормильца.
Заработная плата- вознаграждение за труд человека, а также различные доплаты.
Приложение 2
Задания:
| Задание | Цена | Ответ |
1 | Найди значение выражения: (3600 ∙ 8 – 2392 : 4) | 450 р. | 28202 |
2 | Папа получает в месяц на 22 000 рублей больше мамы. Какова заработная плата в месяц папы, если мамина заработная плата составляет 14 000 рублей? | 150 р. | 36000 |
3 | В июле коммунальные расходы стоили 1200 рублей, что на 200 рублей дороже, чем в июне. Сколько стоили коммунальные услуги в июне ? | 200 р. | 1000 |
4 | Вычисли значение выражения (123 + 375) · 4 − 19 · 7 | 350 р. | 1859 |
5 | Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 12 и 6 см. | 250 р. | 36 |
6 | При покупке мобильного телефона, который стоил 5830 рублей, Максим воспользовался скидкой 550 рублей. Сколько заплатил Максим за телефон? | 250 р. | 5280 |
7 | Вычисли значение выражения (96 : 8) • 9 – (75 : 5) + 139 | 350 р. | 232 |
8 | Ежемесячный бюджет семьи Ивановых составляет 65000 рублей. Сколько рублей приходится на каждого из четырех членов семьи в месяц? | 350 р. | 16250 |
9 | Вычисли значение выражения 5943 : 7 + 924 : 4 | 400 р. | 1080 |
10 | Цена одного йогурта 31 рубль. Сколько рублей получит сдачу с 200 рублей Вика при покупке 5 таких йогуртов? | 450 р. | 45 |
| ИТОГО | 3200 р. | |
Товар:
Товар | Цена |
Булочка с повидлом | 10 р. |
Бутерброд с колбасой | 30 р. |
Сок «Добрый» 1 литр | 50 р. |
Коробка конфет | 150 р. |
Килограмм мандаринов | 70 р. |
Килограмм яблок | 70 р. |
Связка бананов (4 шт.) | 60 р. |
| |
Фломастеры (12 шт.) | 80 р. |
Тетрадь (12 листов) | 10 р. |
Набор гелевых ручек (4 шт. ) | 40 р. |
Альбом | 60 р. |
Цветная бумага | 50 р. |
| |
Флешка (4 гигабайта) | 320 р |
Мышка проводная | 250 р. |
Диск «Игры Alawar» | 160 р. |
Диск Counter-Strike | 150 р. |
Наушники | 250 р. |
| |
Кроссовки белые | 500 р. |
Мяч футбольный | 400 р. |
Часы наручные женские | 300 р. |
Часы наручные мужские | 350 р. |
Приложение 3
Решите задачу.
1) Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама-1400 рублей, пенсия дедушки- 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки- 16890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 5125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи (рабочих дней-20).
2) Доход семьи Колосовых в сентябре составил 65000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку во время зимних каникул. Сколько удалось им отложить на отпуск?
3) Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37000 рублей, и родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения. Записи за месяц таковы:
- зарплата папы- 45000 рублей;
- зарплата мамы- 32000 рублей;
- продукты- 22000 рублей;
- плата за коммунальные услуги- 5185 рублей;
- Интернет- 399 рублей;
- проезд- 1570 рублей;
- пенсия бабушки- 13800 рублей;
- репетитор по английскому языку- 8400 рублей;
- школьные обеды- 3398 рублей;
- бензин- 7000 рублей;
- корм собаке- 1300 рублей.
Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?
Приложение 4
Дополнительные задачи:
1. В семье Колосовых четыре дочери-школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям.
В магазине «Аленушка» проводится акция: «Каждому, купившему два платья по цене 2875 рублей, третье платье- в подарок !»
В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2546 рублей, второе- за полцены!»
В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько рублей будут отличаться покупки в этих магазинах?
2. Какой доход принес семье урожай, если было собрано на даче за лето и осень 50 кг яблок, 40 кг огурцов и 10 кг клубники при средней стоимости яблок 46рублей за кг, огурцов- 74 рубля за кг и клубники- 180 рублей за кг?