Класс: 3
Тема: Прямоугольный параллелепипед
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Форма урока: урок-исследование
Методическая цель: проверить эффективность практического метода «моделирование»
Дидактическая цель: создать условия для формирования представление о прямоугольном параллелепипеде
Цель урока:
Ученик научится: показывать вершины, рёбра и грани в прямоугольном параллелепипеде
Ученик получит возможность научится: моделировать прямоугольный параллелепипед по его развёртке
Задачи:
1. Ввести понятие прямоугольного параллелепипеда.
2. Сформировать умение показывать вершины, рёбра и грани в прямоугольном параллелепипеде.
3. Способствовать привитию интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: желание решать задачи исследовательского плана; понимание практической значимости математики
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; развивать умения выполнять проверку вычислений, ответа задачи; формировать умения располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному чертежу или описанию; формировать умения проводить рефлексию своих действий.
Познавательные: конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема…).
Коммуникативные: правильно произносить слово «параллелепипед», участвовать в диалоге, организовывать само- и взаимопроверку выполненной работы, понимать необходимость координации совместных действий при решении учебных и творческих задач.
Предметные:
- формировать умения находить изображение прямоугольного параллелепипеда, его элементов (рёбра, вершины, грани);
- формировать умения моделировать прямоугольный параллелепипед, по его развертке;
- развивать навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
- формировать умения выполнять разметку по линейке;
Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические.
Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: прямоугольный параллелепипед, вершина, грань, ребро.
Организация пространства:
Межпредметные связи: окружающий мир.
Оборудование:
ТСО: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: развертка прямоугольного параллелепипеда, карточки с заданием
ЦОРы: презентация «Прямоугольный параллелепипед», физминутка для глаз (Приложение 1, папка на электронном носителе)
Используемые технологии
№ | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых технология применяется |
1 | Технология взаимодействия в парах. Работа в парах – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем. | Содержате льно-процессуаль ный этап |
2 | Технология проблемного обучения - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. | Мотивационно-целевой этап |
3 | Здоровьесберегающие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа | Содержате льно-процессуаль ный этап |
4 | Информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: -активизировать познавательную деятельность обучающихся; -проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); повышать положительную мотивацию обучения. | Мотивационно-целевой этап Содержате льно-процессуаль ный этап Рефлексивно-оценочный этап |
5 | Игровая технология, прием «Рефлекторная мишень» - активная познавательная позиция учащихся, которая является основанием собственной и самостоятельной мыследеятельности учащихся. | Рефлексивно-оценочный этап |
Технологическая карта урока
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивационно-целевой этап Цели: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока; актуализация опорных знаний и умений учащихся | Математика-наука, Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. Проводит актуализацию знаний Слайд 1 - Назовите фигуры - Что у них общего? (Плоские) - Почему их так называют? - Что вы знаете о прямоугольнике? Расскажите. Слайд 1 - Назовите фигуры - Что у них общего? (Объемные) - Почему их так называют? - Какую фигуру вы не назвали? - Почему? Слайд 3 Организует работу в парах по карточкам - Чтобы узнать, как она называется, решите примеры на карточках (Приложение 1) и в таблицу ответов впишите соответствующие буквы. Подводит учащихся к формулированию темы и задач урока - Что у вас получилось ребята? - Значит, о какой фигуре мы будем говорить на уроке? Слайд 4 - Правильно! Тема нашего сегодняшнего занятия «Прямоугольный параллелепипед». Обратите внимание, что слово параллелепипед пишется с двумя буквами «Л» - Ребята, я предлагаю, чтобы каждый из вас проговорил нашу тему: «Прямоугольный параллелепипед». Давайте попробуем проговорить её все вместе по слогам «ПРЯ-МОУ-ГО-ЛЬНЫЙ ПА-РА-ЛЛЕ-ЛЕ-ПИ-ПЕД». А сейчас проговорим нашу тему по цепочке с первого ряда, первой парты. - Как вы думаете, что мы сегодня узнаем? - А что, на ваш взгляд, мы сегодня научимся делать? Слайд 5 | Отвечают на вопросы, выполняют задания Работают в парах по карточкам, выполняют задания Формулируют тему Проговаривают тему урока Формулируют задачи урока |
2. Содержате льно-процессуаль ный этап Цели: введение понятия прямоугольного параллелепипеда, его элементов; рассмотрение правил изображения объемных тел; моделирование прямоугольного параллелепипеда; определение уровня усвоения знаний по теме урока, коррекция неверных представлений | Организует работу учащихся по решению поставленных задач - Кто помнит первую нашу задачу? - Давайте попробуем дать определение нашей новой фигуре (вопросы-подсказки: Какая это фигура? (геометрическая), Эта фигура объемная или плоская? (объемная), Из чего состоит данная фигура? (из прямоугольников)). - А теперь посмотрим, какое определение прямоугольному параллелепипеду даётся в словаре. Прямоугольный параллелепипед — объёмная фигура, у которой шесть граней, и каждая из них является прямоугольником. (Расскажите друг другу это определение) - Молодцы, а кто мне скажет нашу вторую задачу? - Одним из элементов параллелепипед являются грани. Прямоугольники, из которых составлен параллелепипед, образуют грани пар-да. - Давайте посчитаем, сколько граней есть у нашей фигуры. У каждой грани есть границы, проведите пальцем по границам каждого прямоугольника – это рёбра параллелепипеда. - Сколько же ребер у нашего параллелепипеда? Концы ребер (углы) – вершины пар-да - У какой ещё геометрической фигуры такое же число граней, рёбер и вершин? Это главное сходство этих фигур. - А в чём их различие? Т.е. куб – это тот же параллелепипед, у которого все грани равны. - А есть ли равные грани у прямоугольному параллелепипеду? (рассмотрите внимательно верхнюю и нижнюю, правую и левую, переднюю и заднюю грани по отношению к вам). - Что вы заметили? - А как называются эти грани? - Какой вывод можно сделать? Слайд 6 Проводит физминутку (Приложение 3 на электронном носителе) Организует первичную проверку понимания - Следующая наша задача порассуждать о том, где в жизни мы встречаемся с пр. пар-дом. - Сейчас мы поработаем в парах, обсудите с соседом по парте, где в жизни вы встречались с параллелепипед, а затем по цепочке каждая пара назовет один или два примера. Вам дается 1 минута, можете начинать обсуждение. Организует практическую деятельность (моделирование) Учащиеся вырезают развертку (Приложение 2) параллелепипеда и склеивают. Первые справившиеся учащиеся, помогают другим. Организует работу по вопросам (закрепление нового материала) Карточки (Приложение 3) Проводит коллективную проверку | Отвечают на вопросы, выполняют задания Выполняют физминутку Работают в парах, высказывают свое мнение Выполняют моделирование прямоугольного прямоугольника Письменно отвечают на вопросы Проверяют правильность выполнения задания |
3.Рефлексивно-оценочный этап Цели: оценка своей деятельности, оценка достижения цели учебного занятия; рефлексия | Проводит рефлексию, используя прием «Рефлексивная мишень» Приложение 4 Отмечает самых активных учеников, озвучивает отметки Озвучивает домашнее задание 1.Нарисовать предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. 2. Учебник с. 14 № 4, 6 | Выполняют задание учителя, высказывают свое мнение Записывают домашнее задание |
Приложение 1
П 18:9
Л 18:2
Е 5*6
П 25:5
А 12:2
А 100:10
Р 32:4
И 24:8
П 42:6
Е 36:9
Д 7*8
Л 3*9
Е 4*5
Л 7*9
2 | 6 | 8 | 10 | 9 | 63 | 20 | 27 | 30 | 7 | 3 | 5 | 4 | 56 |
| | | | | | | | | | | | | |
Приложение 2
Приложение 3
Объемная фигура, у которой противоположные грани равны называется _______________________________________________________________________
Углы параллелепипеда (концы ребер) – это ___________________. Их ________.
Прямоугольники, из которых составлен наш параллелепипед – это _____________. Их ______.
Границы параллелепипеда – это __________________. Их _________.
Параллелепипед, у которого все грани равны – это _____________.
Приложение 4
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.