Мастер- класс по тестопластике
«мукосолька»
для педагогов.
Цель: научить использовать возможности соленого теста (тестопластика) в совместном творчестве педагогов.
Задачи:
познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;
заинтересовать и вовлечь педагогов в совместную деятельность;
вызвать интерес к данному виду деятельности (тестопластике);
способствовать сближению педагогов детского сада.
Материал: клеёнки, стеки, тесто, скалки, ст. с водой, шаблоны, кисточки.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Наш мастер-класс посвящен удивительному и замечательному виду рукоделия: лепке из соленого теста, так же известной как тестопластика, мукосолька. Этот вид рукоделия доступен абсолютно всем, так как не требует больших финансовых затрат и каких то специальных навыков и умений. Ведь что такое соленое тесто - это просто мука + соль + вода и еще, безусловно, ваши творчество и фантазия.
Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!
Изделия из соленого теста являются отличными и недорогими сувенирами и подарками. На Руси издавна считалось что такая фигурка «мукосолька» в доме является символом достатка и благополучия. Такие поделки принято было дарить на новоселья, свадьбы, рождество и другие праздники приговаривая: «Дарю вам мукосоль, чтобы был хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие». « Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводятся»
Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
А теперь попробуйте отгадать загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без …(воды)
Сегодня мы с вами изготовим оберег подкову.
«Подкова приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (Эдисон).
Подкова – очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.
Предлагаю вместе сделать замечательный подарок «Подкова на счастье».
Ход работы:
Раскатываем тесто.
Накладываем шаблон и по нему вырезаем стеком подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев)
Декорируем нашу подкову листиками, яблоками, виноградом. Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
Виноградную гроздь формируем с помощью шариков из теста.
Листочки для виноградной грозди вырезаем ножом отдельно, а затем приклеиваем их на изделие и обозначаем жилочки стекой.
А перед работой проведем пальчиковую гимнастику.
Тесто мнем, мнем, мнем!
(Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем!
(руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
.
Мы немного отдохнули, теперь можно приступать к работе!
Наша подкова готова!
Вот и подошёл к концу наш необычный мастер-класс. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Вы узнали немного о технике работы с соленым тестом.