Рассмотрено: на заседании ШМО историко - филологического цикла Протокол от ___ ______ 201___г. № _____ Руководитель: ________ Кудашова М.В. | Согласовано: на педагогическом совете протокол от 28 марта 2018г. № 5 | Утверждено: приказом директора школы от ____ ________ 201___г. № _____ Директор школы:____________ Щербакова Е.В. |
Контрольно – оценочный материал для проведения
итоговой промежуточной аттестации
по предмету история
класс 10
учитель Андреева Лидия Аркадьевна
Пояснительная записка
к итоговой аттестации по истории
за 10 класс
КОМ разработан на основе УМК к учебнику: под ред. А.Н. Сахарова. История России с древнейших времен до конца XVII века: 10 класс. Под ред. А.Н. Сахарова. История России, конец XVII-XIX вв.: 10 класс.
Цель работы: контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков обучающихся 10 класса по предмету «История».
Содержание контрольной работы даёт возможность проверить уровень знаний по курсу истории России с древнейших времен по XIX века.
Характеристика контрольной работы: работа состоит из 15 заданий.
Форма контроля: тест.
Количество вариантов: 2.
Критерии оценивания: полный правильный ответ на задания А1 -А10, В1 – В4 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задание С1 оценивается 4 баллами; ответ отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество баллов- 18.
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
Баллы | Процент | Отметка |
18-16 баллов | 100-92% | 5 |
15-13 баллов | 80-70 | 4 |
12-9 баллов | 66- 50 | 3 |
8-0 баллов | 44 - 0 | 2 |
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может изменить время, отводимое на выполнение работы и вносить в текстовые работы свои коррективы.
Итоговая аттестация
по истории
10 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 40 минут. Работа содержит 15 заданий.
В заданиях части А выбери 1 правильный ответ.
В заданиях части В установи соответствие, определить автора, дату.
В задании части С охарактеризовать понятие и определить влияние.
Если Вы хотите изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть А.
А 1. Что такое язычество?
Особый тип погребения умерших в высоких курганах;
Вера в единого бога;
Вера во множество богов и почитание сил природы;
Умение говорить на многих языках.
А 2. В каком году было «стояние на реке Угре»?
1380 г.; 2) 1470 г.; 3) 1478 г.; 4) 1480 г.
А 3. С чем связано имя Ивана Федорова?
С созданием в Москве первой типографии;
С челобитной к царю Ивану IV;
С осадой и взятием Казани;
С деятельностью посольского приказа.
А 4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:
Царь Алексей Михайлович;
Протопоп Аввакум;
Вселенский собор патриархов;
Патриарх Никон.
А 5. Политика «просвещенного абсолютизма» проводилась в период правления:
Елизаветы Петровны
Екатерины II
Петра I
Павла I
А 6. В каком году произошел «Медный бунт»?
В 1648 г.;
В 1654 г.;
В 1662 г.;
В 1668 г.
А 7. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?
Былина;
Летопись;
Поучение;
Героическая повесть.
А 8. Что такое полюдье?
Народное ополчение в Древней Руси;
Органы местного самоуправления;
Сбор князем податей с подвластных племен;
Вид публичного телесного наказания.
А 9. В каком году произошла Полтавская битва?
1704 г.;
1706 г.;
1708 г.;
1709 г.
А 10. «Тушинским вором» называли:
Степана Разина;
Кузьму Минина;
Лжедмитрия I;
Лжедмитрия II.
Часть В.
В 1. Прочитайте отрывок из летописи и напишите дату описываемого события.
«Сказали варягам чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И избрались (среди варягов) трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, третий – Трувор – в Изборске».
В 2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.
События | Дата |
1) взятие Казани | А) 1547 г. |
2) Стоглавый собор | Б) 1552 г. |
3) венчание Ивана IV на царство | В) 1565 г. |
4) введение опричнины | Г) 1551 г. |
В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов.
Опричнина
Приказы
Дворяне
Стрельцы
А) Служилые люди, составлявшие постоянное войско, набиравшиеся из свободного сельского и городского населения;
Б) Личное владение царя, где существовало особое управление и войско;
В) Центральные органы управления, ведавшие отдельными отраслями жизни государства;
Г) Представители высшего слоя аристократии, владели значительными землями – вотчинами
.
В 4. Фамилия крупнейшего русского ученого-энциклопедиста XVIII века, с именем которого связаны открытия во многих областях науки________________________.
Часть С.
С. Охарактеризуйте понятие «Монголо-татарское иго». Как оно повлияло на развитие русского государства?
Итоговая аттестация
по истории
10 класс
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 40 минут. Работа содержит 15 заданий.
В заданиях части А выбери 1 правильный ответ.
В заданиях части В установи соответствие, определить автора, дату, хронологическую последовательность.
В задании части С охарактеризовать понятие и определить влияние, назвать причины.
Если Вы хотите изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть А.
А 1. Начало городу Киеву дало племя:
Кривичей;
Словен;
Древлян;
Полян.
А 2. В каком году было «стояние на реке Угре»?
1) 1380 г.; 2) 1470 г.; 3) 1478 г.; 4) 1480 г.
А 3. Кто был противником церковной реформы патриарха Никона?
Протопоп Аввакум;
Боярин Б.И. Морозов;
Митрополит Гермоген;
Симеон Полоцкий.
А 4. В каком году Россия была провозглашена империей?
В 1711 г.;
В 1721 г.;
В 1725 г.;
В 1727 г.
А 5. В результате какого события произошло свержение ордынского ига?
Взятие Казани;
Куликовская битва;
«Стояние на Угре»;
Сражение под Оршей.
А 6. Что было одной из причин начала Смуты?
Отсутствие наследников у Бориса Годунова;
Подрывная деятельность польских спецслужб;
Недовольство народа произволом опричников;
Пресечение в России правящей царской династии.
А 7. Крещение Руси произошло в … году?
980 г.;
988 г.;
990 г.;
982 г.
А 8. В 1861 году был подписан манифест:
«О создании флота»;
«Об учреждении Государственной думы»;
«Об отмене крепостного права»;
«О вольности дворянства».
А 9. Впервые в летописи город Москва упоминается в:
1147 г.;
1182 г.;
1201 г.;
1245 г.
А 10. «Тушинским вором» называли:
Степана Разина;
Кузьму Минина;
Лжедмитрия I;
Лжедмитрия II.
Часть В.
В 1. Событие, о котором говорится в отрывке: «Рылеев говорил, что должно войскам, ими возмущенным, прийти на Сенатскую площадь, начальнику их, Трубецкому, действовать по обстоятельствам, что они надеялись избегнуть кровопролития и посредством Сената, который думали принудить к тому, получить от Вашего Величества или от государя-цесаревича согласие на созвание депутатов для назначения императора и установления представительного образа правления», – произошло в _____________ году».
В 2. Соотнесите имена московских князей и даты их правления.
Князья | Годы правления |
1) Василий II Васильевич | А) 1389 – 1425 гг. |
2) Василий III Иванович | Б) 1505 – 1533гг. |
3) Василий I Дмитриевич | В) 1462 – 1505гг. |
4) Иван III Васильевич | Г) 1425 – 1462гг. |
В 3. Все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы называется _____________________.
В 4. Установите хронологическую последовательность событий Северной войны.
Сражение у острова Гренгам
Полтавская битва
Битва под Нарвой
Сражение у мыса Гангут
Часть С.
С. Перечислите причины Смутного времени. Каковы были последствия этого события для России?
Ключи
I вариант
Часть А. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
А1 | 3 |
А2 | 4 |
АЗ | 1 |
А4 | 4 |
А5 | 2 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
А8 | 3 |
А9 | 4 |
А10 | 4 |
Часть В. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
В1 | 862 г. |
В2 | 1Б 2Г 3А 4В |
ВЗ | 1Б 2В 3Г 4А |
В4 | Ломоносов |
Часть С.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Монголо-татарское иго – это система экономического и политического подчинения Руси Золотой Орде. Иго включало в себя: - получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение; - террор в отношении русских князей; - карательные набеги на русские земли; - разорение земель и угон в Орду специалистов и ремесленников; - уплате ежегодной дани – «выхода», а также других сборов; - подавление воли населения к сопротивлению путем террора. | |
Названы 3 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названы 1 – 2 элемента ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. К последствиям влияния монголо-татарского ига можно отнести: - задержка экономического и культурного развития страны; - влияние на процесс формирования великорусской нации; - влияние на повседневный быт, речь, обычаи, мораль; - внесение восточных элементов в политическое устройство Руси; - усилилось влияние Русской православной церкви, сыгравшей важную роль в сплочении и выживании народа; - обусловило жесткое подчинение населения государству. - изолировало северо-восточные русские земли от родственных территорий и традиционных международных связей. | |
Приведены 3 или более элементов ответа (названных в измерителе или других верных положений) | 2 |
Приведены 1 – 2 элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
II вариант
Часть А. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
А1 | 4 |
А2 | 4 |
АЗ | 1 |
А4 | 2 |
А5 | 3 |
А6 | 4 |
А7 | 2 |
А8 | 3 |
А9 | 1 |
А10 | 4 |
Часть В. – за каждый правильный ответ – 1 балл
№ задания | Верный ответ |
В1 | 1825 г. |
В2 | 1Г 2Б 3А 4В |
ВЗ | Культура |
В4 | 3 2 4 1 |
Часть С.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Смутное время было вызвано: - династическим кризисом (окончание династии Рюриковичей, избрание нового царя – Бориса Годунова, вера в «настоящего» царя – самозванца); - экономическим кризисом (последствия опричнины, Ливонской войны и голода 1600 – 1603 гг.); - социальным кризисом (недоверие народа к новому царю, стремление различных групп улучшить свое положение, обострение противоречий между группами служилых людей); - на определенном этапе положение обострилось интервенцией. | |
Названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 – 2 элемента ответа, | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. Последствия Смутного времени: - страшное разорение и запустение станы; - потеря выхода к Балтийскому морю, Смоленской земли; - дальнейшее закрепощение крестьян; - осознание центром и регионами необходимости сильной государственности; - подъем национального самосознания. | |
Приведены 3 или более элементов ответа | 2 |
Приведены 1 – 2 элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |