Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока-семинара по русскому языку
в 4 классе
«Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк
2015 г.
Задача.
Обобщить знания учащихся об именах существительных и прилагательных.
Цели.
Углубить знания учащихся о данных частях речи.
Развивать монологическую речь, умение работать в паре.
Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.
Форма работы: в малых группах.
Оборудование: плакат, карточки.
Предварительная работа.
К уроку учащиеся по группам готовятся отвечать на вопросы, данные заранее:
Почему имена существительные и мена прилагательные так названы?
Всегда ли легко различить имя существительное и имя прилагательное? Как мы их различаем?
Назовите постоянные и непостоянные признаки этих частей речи. Какого рода имя существительное СИРОТА? Что можно сказать о таких существительных?
Какова роль имён существительных и прилагательных в предложении?
Каких частей речи в русском языке больше? Проведите исследование по словарю, по произведениям художественной и научно-популярной литературы.
Группа выбирает вопрос. Количество вопросов зависит от количества групп. Учитель помогает всем.
Ход урока.
I. Сообщение задачи урока.
II. Упражнения:
1. Урок начинается с работы над текстом.
На доске текст:
Солнце синее пылает.
Лебедь синий вдаль плывёт.
Чайка синяя взлетает,
В синеву небес зовёт.
Учитель предлагает прочитать и представить эту картину. (Словесное рисование.)
- Помогите Незнайке. Он задумался: не знает, где имя существительное, где прилагательное?
Учащиеся доказывают, учитывая грамматические признаки данных частей речи: 1) значение (синева – признак как нечто самостоятельное), 2) вопрос,
3) постоянные, 4) непостоянные признаки.
- Что же забыл Незнайка? (Обобщается весь материал о грамматических признаках данных частей речи.) Затем отвечает группа, которая готовилась по первому вопросу, называет используемую литературу.
Далее учитель предлагает эти строки записать, вставить пропущенные буквы, графически обосновать их написание
( лебедь – лебёдушка, взлетает – взлёт, синеву – синь),
а также объяснить написание окончаний имён прилагательных. Дети в группе проверяют выполнение задания, затем сверяют с контрольной карточкой. Учитель предлагает выделенные слова разобрать по составу и выясняет, как, при помощи чего образовалось существительное СИНЕВА
( синева синий).
2. Дополняя ответ детей о главной и зависимой части речи, учитель предлагает составить предложение из одного существительного. Дети составляют: Зима. Ночь. Метель. А из одного прилагательного? (Невозможно.) Учитель читает стихотворение А. Фета, в котором изображены картины природы с помощью существительных. Просит подумать, какую картину рисует поэт, как ему удалось это показать.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
Эти ивы и берёзы,
Эти капли, эти слёзы,
Этот лист – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Ученики ярко представили картину весны. Как поэту удалось передать её? Дети очень удивлены и обрадовались возможности передать так ярко картину весны с помощью только имён существительных (учитель сообщил, что их 36, а прилагательных всего два).
По толковому словарю дети узнают значение слова зык, зычный. Зык – звук, гул, звон. Зычный – гулкий, звонкий, голосистый, шумный.
3. Вторая группа отвечает на вопрос, затем предлагает всем стихотворение
А. Барто «Шурка».
Я смотрю – в избе мой брат.
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Представительный такой,
Прямо как военный.
Группа сначала просит доказать, какой частью речи являются выделенные слова, затем дополняет ответ товарищей, называет и другие слова: часовой, мороженое, животное, насекомое, вожатый – существительные, перешедшие из разряда прилагательных. Дети составляют предложение с одним таким существительным и с комментированием его записывают.
4. Третья группа, отвечая на вопрос о непостоянных и постоянных признаках частей речи, подготовила стихотворение «Зайчик»:
В сад пробрался зайчик бойкий,
Не велик он и не мал.
Влез по балке на пристройку
И по крыше побежал.
Этот зайчик непоседа:
То на чердаке соседа
В тёмном мечется окне,
То вдруг скачет по стене.
Ю. Коринец
Группа предлагает стихотворение прочитать и ответить на вопросы:
- О каком зайчике идёт речь?
- Как назвал автор зайчика?
- Какого рода существительное НЕПОСЕДА?
Далее группа рассказывает о таких словах – существительных общего рода.
5. Затем учащиеся в группах выполняют практическую работу. Из текста, записанного на доске, выписывают словосочетания имён существительных с прилагательными, объясняют друг другу и проверяют по контрольной карточке.
Текст.
Первой вызвалась написать картину Зимушка-зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!
Контрольная карточка В. п. мн.ч. м. р. Т. п. ед. ч. ж. р. Т. п. ед. ч. м. р. В. п. ед. ч. × × × × Серые тучи, пушистым снегом, снежной навесью, зимний лес, ср. р. В. п. ед. ч. ж. р. И. п. ед. ч. ж. р. Р. п. ед. ч. × × × чудесное покрывало, чудная картина, у седой чародейки, м. р. Т. п. ед. ч. × тонким льдом. |
6. Перед ответом на четвёртый вопрос учитель всему классу предлагает вспомнить стихотворение С. Есенина, записать его, вставить пропущенные имена прилагательные. В группах обсудить их написание.
А по двору метелица
Ковром … стелется.
Но больно холодна.
Воробышки …
Как детки …
Прижались у окна.
Далее следует проверка, ответ четвёртой группы и вывод о роли имён существительных и прилагательных в нашей речи. Учащиеся провели исследование по словарю и рассказали, что в словаре Ожегова на букву «ж», например, 186 существительных, 85 прилагательных, в «Хрестоматии по лите6ратуре» в произведении А. Чехова «Зима», в учебнике «Окружающий мир» в тексте «Природа степей», т.е. в художественном и в научно-популярном текстах имён существительных в три раза больше, чем имён прилагательных.
- А почему так? Дети высказываются, группы дополняют.
7. Итог урока.
Список использованной литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2012.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.— М.: АЗЪ, 1995.