Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. "Подготовка к сочинению-описанию "Осень"
Цели:
- опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания;
- работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка); приучать к работе со словарями;
- воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.
Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина, аудиозапись цикла «Времена года» А. Вивальди; раздаточный материал (распечатанные тексты).
Ход урока.
Эпиграф
– Начать урок хочется словами К. Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать»
– Ребята, как вы понимаете эти слова? (писать нужно так, чтобы читающий увидел, услышал и почувствовал все то, что в этот момент видел, слышал и чувствовал автор)
Сегодня вы сами попробуете стать писателями.
I . Сообщение целей урока. Введение в тему.
- Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.
- Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора XVIII века Антонио Вивальди.
Звучит фрагмент «Осень».
- Какое явление природы вам представилось? Какие картины возникли в воображении? (Ребята высказываются.)
II. Работа с текстами.
- Вы угадали, мы будем описывать осень. (Тема урока записывается в тетрадях.)
Учитель: У каждого человека своя осень. Одни любят осень со спокойным тихим дождем, туманами по утрам. Другие – золотую, когда разноцветные листья переливаются в лучах яркого солнца. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека, ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
- Вспомните, в каких художественных произведениях нам встречались описания осени? (А.С. Пушкин «Осень», Иван Бунин "Листопад", )
Тексты стихотворений русских поэтов будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдем по этому пути.
- Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)
Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.)
А) А.С. Пушкин «Осень»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Октябрь уж наступил
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Б) Иван Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Учитель. Какое настроение вызывает у поэта осень?
– Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
– Какие слова помогают описать так ярко, образно осенний лес поэту?
– Какие краски увидел поэт, описывая лес?
– С чем сравнивает лес И. Бунин?
Работа с синонимами
– Приведите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный, лазурный. Многие писатели и поэты восхищались красотой осенней природы, и мне бы хотелось познакомить вас с высказываниями мастеров слова об осени:
«Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках». (Паустовский)
«Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась». (Кедрин)
«Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче обычного». (Тургенев)
(Работа с выразительными средствами речи, которые используют писатели.)
Учитель. Я люблю осень за то, что это очень красивое время года. И эта красота одновременно яркая и спокойная. Если бы я была художником, я бы рисовала только осень: и осенний лес, который просто сияет на солнце, и осеннюю аллею в центре нашего села...
В) Поэты и писатели описали это чудное время года словами, а мы описывали осень на уроках изобразительного искусства с помощью красок. На фоне музыки выставляются репродукции картин художников: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», «Поздняя осень».
– Нравятся ли картины, чем они притягивают нас?
– Что чувствуете, глядя на картины?
– С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
– Почему осень называют золотой?
Не только поэты, художники описывали осеннюю пору. Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из муз. произведения Вивальди «Времена года. Осень». Закройте глаза и представьте, что вы сейчас не на уроке, а в осеннем лесу.
– Какие образы, картины возникли у вас?
– Какие чувства преобладают осенью?
– Какое настроение создается красками осени?
– Какие звуки можно услышать осенью? (Шорох листьев, звук дождя, ветра)
Звучание музыки напомнило нам шелест падающих листьев!
III. 1.Введение нового понятия.
- Какие слова, сочетания слов могут быть использованы в сочинении на тему «Осень»? ( Например, .....)
- Как быть, если нужно взять целое предложение из поэтического текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.
ЦИТАТА* - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)
- Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ - приводить цитату (откуда-нибудь).
- Способов цитирования несколько. Один из них - оформление цитаты как предложения с прямой речью.
- Вспомните правило, как оформляются на письме предложения с прямой речью? (Формулируется правило.)
В сочинении обязательно используйте одну цитату из стихотворения.
2. Осознание и осмысление рабочего материала
А) Работа с текстом
1) Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянились как спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе. (Г. Скребицкий)
– Докажите, что перед нами текст.
– Как можно озаглавить текст? Какова тема?
– Как вы думаете, с кем сравнивает писатель осень?
– Какую картину вы представили, когда слушали текст?
– Как писатель дает нам почувствовать, что осень творит с природой чудеса?
– Как вы думаете, каково отношение писателя к рисуемой им картине?
– Все ли деревья осенью одеваются в разноцветный наряд?
- Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остаётся его написать.
Б) Составьте и запишите предложения, используя слова.
Ковер, пестрый, листьев, из, землю, укрыл. Вся, окрестность, в лучах, утонула, ласкового, солнца. Стройные, замерли, березки, в, чарующем, под, радостную, танце, музыку, осени.
В) Работа со словосочетаниями.
Составить небольшой текст, используя словосочетания: ярко-желтый наряд, стройная березка, чудесная пора, неповторимая красота осени, радостное настроение, разноцветный ковер из листьев, легкое шуршание по ногами, кружась, опускаются.
IV. Работа над составлением плана.
- Как же мы будем описывать осень? (Обсуждается план.)
1. Начало осени.
2. В осеннем лесу:
а) что видится;
б) что слышится.
3. Мои мысли и чувства об осени.
V. VI. Итоги урока.
Вновь звучит фрагмент из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Рефлексия
- Что нового вы открыли для себя ?
- Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило ?
(Высказывания ребят.)
- Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Золотая осень»!
7. Домашнее задание
– Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание осенней природы, опираясь на иллюстрации, которые подготовили, личные наблюдения и воспоминания, на тот материал, с которым работали на уроке. В своих сочинениях вы должны описать осеннюю природу, ваши чувства, настроения.
Закончить наш урок хотелось бы строками стихотворения О.Варниковой
Воздух свежий и прозрачный,
Пролетает желтый лист,
Нет жары, и запах смачный
Трав осенних… Ветра свист.
Осень, радуя прохладой,
Влажной поступью идет,
После жарких дней усладой
Капля влаги упадет.
Журавлиный клин по небу
Устремился в даль, на юг,
Нам свою даруя негу,
В деревеньке сделав крюк.
Осень, бережно снимая
Разноцветный сарафан,
Пред зимой совсем нагая
Дивный свой представит стан.
Сочинения учащихся
Есть много красивых времён года, но больше всего я люблю осень.
Мне нравится, как опадают листья. Они мне кажутся золотыми. Александр Сергеевич Пушкин назвал осень золотой. Я люблю, когда листья осыпаются, они похожи на золотой дождь.
Золотая пора
И вновь утро... Собираюсь и выхожу из дома. Как приятно идти по осенней аллее!
Под ногами тихо шуршат листья. Желтые, багровые, коричневые... Набираю целую охапку и вдыхаю этот неповторимый запах осени. Чувствую, как мое тело наполняется силой, которую дарит мне природа.
Мне хочется вот так идти и идти, неслышно ступая по чудному осеннему ковру!
Ах, осень золотая!
Люблю твои деньки.
Когда несмело зажигаешь
Ты разноцветные огни.
Шуршат листочки под ногами.
А в небе - песни журавлей.
Осенний дождь спускается листами
И жить нам снова веселей.