Актуализация знаний
Словесный: краткий пересказ
|
10 мин
|
А сейчас ребята давайте проведем речевую разминку . Ребята, но прежде чем приступить к теме урока..
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
На то хавронье и рыло.
Чтобы она рыла.
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте с радостью.
- Прочитайте быстро.
- Прочитайте только глаголы.
- Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп.
Теперь давайте проверим домашнее задание.
Краткий пересказ произведения «Мышонок Пик»одной части (1-3)человека
Ребята скажите чему нас учит данный рассказ ???
|
Кратко пересказывать рассказ
Осуществлять самоконтроль
|
Постановка учебной задачи:
Словесный: слово учителя.
|
1 мин
|
Когда-то на свете жил-был замечательный человек, очень любивший свою планету Землю и болеющий всей душой за её будущее - известный французский писатель и летчик Антуан Сент- Экзюпери, герой которого, Маленький принц, тоже мечтал навести порядок на своей планете. Ему принадлежат очень правильные слова, которые вы видите здесь на баннере: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» в конце урока мы вернемся к этим словам и попробуем объяснить, что значит БЫТЬ В ОТВЕТЕ.
Ребята ,как вы понимаете это выражение ? Как вы понимаете слово приручили ?
Молодцы .Сегодня мы познакомимся с творчеством одного писателя а какого вам нужно отгадать и убрать все одинаковые буквы Б.С.Житкова Знакомство с писателем Б.Житкова и его рассказом.(6 – 7 слайд портрет писателя и биография).
Родился 11 сентября в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в одесской гимназии и был одноклассником К. Чуковского.
По образованию химик и биолог, инженеркораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом, капитаном научноисследовательского судна, служил морским офицером. Преподавал физику и черчение, был директором технического училища. Житков свободно владел основными европейскими языками, много путешествовал, объездил почти весь свет.
За свою жизнь Б. Житков написал почти двести рассказов, повестей, статей. В 1939 году вышла книга «Что я видел» Она стала последней для Бориса Житкова, который умер за год до её выхода.
А с каким произведением познакомимся, вы скажите сами, отгадав загадку.
В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно
Про кого мы сегодня будем читать?
Сформулируйте тему урока ? Сформулируйте цель урока ? Про кого мы сегодня будем читать?(Про обезьянку) - Попробуйте догадаться, о чём будет рассказ?
-какую задачу поставим перед собой? (прочитать про обезьян)
- Что вы знаете про обезьян?
-Что общего у человека и обезьяны?
У обезьян много общих с человеком черт. Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности. Продолжительность жизни составляет 35 - 40 лет.
Но прежде чем мы начнем чтение рассказа, давайте прочитаем и произнесем трудные слова которые встречаются в тексте
Так и называется произведение Б.С. Житкова «Про обезьянку»
|
Размышлять над темой урока
Расшифровывают автора .
(Обезьяна)
(Про обезьянку)
|
Решение частных задач
Словесный: ответы на вопросы;
слово учителя
Практический: физические упражнения
|
30 мин
3 мин
|
Для начала проведем речевую разминку, поднимите глазки на слайд
На слайде слова, ребята давайте прочитаем их значение ?
Слова (их значение и ударение) разбираются по ходу текста.
Таковский (такой); полуаршин (35 см); ЮхимЕнко (ударение); за пазуху (между грудью и прилегающей к ней одеждой); дорвется (с жадностью наброситься); осадил (испортил); прилаживала (поправляла); давеча (недавно); барахтался (делать беспорядочные движения); оплеуха (удар, подзатыльник); забился под одеяло (спрятался); отдул/вздул (проучил); портсигар (коробочка для сигарет); десятина (1 га); казенный (относящийся к государственной казне); контора (учреждение); касторка (лекарственное средство).
Итак, вернемся к рассказу Б. Житкова «Про обезьянку». Начинаем читать по цепочке .По цепочке это как ??
- От чьего имени ведется рассказ?
- Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа. (выборочное чтение)
- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой?
Найдите отрывок из произведения и давайте прочитаем его по ролям.
- Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?». Когда мы так говорим?
- Расскажите, как выглядела обезьянка. Найдите описание Яшки в учебнике.
- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (пересказ текста)
- Как решили оставить Яшку на ночь? А почему?
Молодцы!
- А теперь найдите и прочитайте в учебнике момент, как ловили Яшку (чтение цепочкой)
- Где переночевал Яшка? Какое чувство вы испытали, когда читали этот эпизод? (рассуждение)
- Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?
- А почему он это сделал, как вы думаете? А как бы вы поступили?
- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?
-Мы говорили о том, каким непоседливым был Яшка. А как к этому относились домашние? За что отец отругал Яшку?
- Вспомните эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьяны.
- Как к Яшке относились дворовые животные?
- То есть какой вывод мы можем сделать?
(Групповая работа
Предлагаю вам составить синквейн, который покажет ваше отношение к прочитанному. Выберите одну из тем: Дружба, обезьянка, забота.
1 строка - одно слово, существительное, определяющее содержание синквейна.
2 строка - 2 прилагательных, характеризующих это слово.
3 строка - 3 глагола, обозначающих действие, в рамках этого понятия
4 строка - короткое высказывание, предложение, раскрывающее суть темы, или отношение к ней.
5 строка - одно слово, синоним ключевого существительного.
- Можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя и лётчика Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили»?
|
Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
Знакомиться с новым писателем и его произведениями
Анализировать значение «трудных» слов
Отвечать на вопросы по пониманию текста
Выделять информацию из текста для ответа на вопросы
Выполнять физические упражнения
(привязал Яшку к ручке двери, обвязав его веревкой вокруг пояса)
(начинал искать в волосах у людей, заботливо лапками перебирать, будто там нашел чего, выкусывать с пальчиков что-то)
(обезьяна обрывала цветы, что стояли на окнах, а потом дразнилась)
(В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым.
Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. Метко с лестницы бросал штукатуркой в папу. Испортил причёску даме, которая пришла в гости.)
(Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее)
надо хорошенько подумать, прежде чем держать в своих квартирах диких животных: обезьян, змей, и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. диким животным тяжело привыкнуть жить под крышей, в доме. Они часто покидают хозяев, проникают к другим людям – пугают их.)
Книги Житкова ставят опрос об ответственности человека за свои поступки.
В жизни нет безразличных поступков. Всё, что ты делаешь, так или иначе коснётся другого человека.
Животные не умеют говорить, но они также, как и мы, чувствуют. И поэтому, если мы взяли на себя ответственность за чужую жизнь, то надо ее беречь.)
|