2 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок №85
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Тип урока: урок-практикум.
Цели: формирование навыков правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; развитие орфографической памяти и зоркости; воспитание интереса к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение знаний о написании слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, подбирать примеры с определённой орфограммой.
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, воспитание чувства необходимости учения.
Регулятивные: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии.
Познавательные: выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
На доске запись:
Считать …, … на хвосте принесла, … на сене, уставился как … на новые ворота, стреляный ….
– Ребята, посмотрите на запись на доске. Ваша задача – записать слова, которые можно вставить в данные фразеологические обороты, но, для начала, скажите мне, что такое фразеологический оборот?
– Правильно. Фразеологические обороты (фразеологизмы) – это устойчивые выражения в языке.
Учащиеся записывают пропущенные слова в тетрадь.
Ответы: Ворон, сорока, собака, баран, воробей.
После выполнения задания, учитель задаёт вопрос:
– Что объединяет эти слова? (Ответ: названия животных.)
– Ребята, объясните значение выражений.
2. Орфографическая минута
Работа в карточках
− Ребята, сейчас я вам выдам карточки, а вы должны будете прочитать слова. Договорились?
Учитель берёт карточки в руки и говорит:
− Представляете, по карточкам прошёлся жук-буквоед и съел буквы. Но я не печалюсь, ведь знаю, что мои ученики с лёгкостью восстановят слова.
Учащимся выдаются карточки, для выполнения заданий:
Фамилия, имя ученика ___________________________________________ !!! Орфографическая минутка !!! «Задание от жука-буквоеда» Восстанови слова: Ч__довище, ж__вотное, ч__сы, ш__нш__ла, ч__жой, сч__стье, ёж__к, ш__рокий. |
III. Постановка темы и целей урока
На доске запись:
мышь мыши
ковш ковши
камыш камыши
– Сравните слова первого и второго столбика.
– Придумайте пример по аналогии.
– Какая орфограмма присутствует в словах второго столбика?
– Какое правило необходимо помнить при написании таких слов?
– Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться применять это правило при образовании формы слова, а тема нашего урока будет звучать так «Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
IV. Работа по теме урока
1. Работа с учебником
Упр. 16 (стр. 12)
– Откройте учебники на странице 12 и посмотрите на упражнение 16. Прочитайте задание.
– Прочитайте образец для первой группы слов.
– Как требуется изменить слово? ( Требуется изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.)
Задание выполняется с комментированием.
– Прочитайте образец для второй группы слов. Попробуйте образовать форму слова, так чтобы она отвечала на вопрос что делай? что сделай?
Задание выполняется с комментированием.
– Подчеркните орфограмму.
2. Игра «Орфографический мяч»
Правила игры №1: учитель должен назвать форму единственного числа, а дети – множественного числа, комментируя орфограмму.
Межа - …, мышь - …, биржа - …, шалаш - …, бандаж - …, малыш - …, розыгрыш - … .
Правила игры №2: учитель должен назвать форму именительного падежа, а дети – слово с предлогом у, комментируя орфограмму.
Богач – у богача, меч - …, завуч - …, товарищ - …, луч - …, плащ - … .
V. Физкультминутка
ШИ-ШИ-ШИ – ты руками помаши
ЖИ-ЖИ-ЖИ – вправо, влево покажи
ЧА-ЧА-ЧА – тяни руки до плеча
ЩА-ЩА-ЩА – голову повращай
ЧУ-ЧУ-ЧУ – ты присядь, я промолчу
ЩУ-ЩУ-ЩУ – всех глазами поищу.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 17 (стр. 12)
Выполняется с комментированием.
Решение:
Упр. 19 (стр. 13)
Самостоятельное выполнение в тетрадях.
Решение:
После выполнения упражнения, учитель говорит:
– Какое словарное слово встретилось в тексте упражнения? (Щавель.)
– Обратите внимание на ударение в данном слове, произнесите его орфоэпически.
Упр. 18 (стр. 12)
Самостоятельное выполнение в тетрадях.
Решение:
VII. Рефлексия учебной деятельности
Учитель задаёт загадки, а учащиеся пишут слова-отгадки.
Что за зверь
С пятнистым мехом?
В зоопарке
Выше всех он. (Жираф)
Перед домом на дороге
Ждёт давно она подмоги.
Не залили в бак бензина –
Не поехала … (Машина)
Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках – это … (Ёжик)
Мама испекла печенье,
Подала на стол варенье,
Быстрей водичка закипай,
Что же пить мы будем?.. (Чай)
VIII. Подведение итогов урока
– Чему учились на уроке?
– Всё ли вам было понятно?
– Какое задание вы выполняли с интересом?
– Всё ли у вас получилось?
IХ. Домашнее задание