Что такое части речи?
Цель:
формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи:
имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся различать слова - названия предметов, слова — названия признаков, слова — названия действий;
использовать специальную терминологию в их определении.
Оборудование: фотография зимородка.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Дни стали ненастные, ночи х.лодеют. На"ог..родах нач..ли убирать ов-.щи. Сначала убрали ..гурцы-голыши. Потом лу(к,г) в бумажных ру¬башках. Потом сняли ябл..ки-матрешки. Убрали репу, м..рковку, свеклу. Одна к..пуста осталась. Она х..лода не боится.
— Прочитайте предложения, записанные на доске. Можно ли назвать их текстом?
— Как можно озаглавить текст?
— Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Выполняется устно.)
2. Словарная работа
— Выпишите из текста, что убирали на огородах.
— К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
— Какое слово лишнее? Почему? (Яблоки, так как относите* к фруктам.)
— Как назвать одним словом остальные слова - названии предметов? (Овощи.)
— Напишите это словарное слово, подчеркните непроверяемую гласную.
3. Самоопределение к деятельности
— Назовите в тексте имена прилагательные. Докажите.
— Найдите в тексте глаголы. Докажите.
— Какие части речи мы будем распознавать на уроке?
4. Работа по теме урока
Упр. 72 (с. 43).
(Коллективное выполнение устного задания.
Письмо по памяти — самостоятельно, затем проводится проверка в парах по тексту учебника.)
Упр. 73 (с. 43).
(Коллективное выполнение. Учитель показывает фотографию зимородка. Учащиеся читают описание из текста упражнении, озаглавливают текст, списывают описание птицы.)
5. Физкультминутка
Мы колени поднимаем
— Шаг на месте выполняем.
Выше ноги!
Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
6. Закрепление изученного материала
Карточка
- Прочитай слова.
Сказал, белый, девочка, железный, завод, ракета, запевать, хлопушки. далекая, пересолить, грибное, дочитает, работа, гладит, беседа, слово, медовый, глоток, письмо, торговый, записал.
Уровень А.
Поставь к словам вопросы. Вспомни, как называется чисть речи, отвечающая на вопросы:
1. Кто? Что?-...
2. Какой? Какая? Какое? Какие? — ...
3. Что делает? Что сделает? — ...
Уровень Б.
Определи, какие это части речи.
Уровень В.
Распредели слова в три группы. Каждую группу напиши в отдельный столбик. Придумай в каждую группу по три слова.
7. Рефлексия
— Какое задание вам было интересно выполнять? '
— Что не получилось?
— Где допустили ошибки?
- Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Подведение итогов урока
- Какие части речи мы распознавали на уроке?
Домашнее задание
Придумать для соседа по три имени существительных, имени прилагательных, глагола для проверки знаний о частях речи.