Конспект урока по русскому языку
3 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»
Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию мышления, устной и письменной речи.
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие об изменении имён существительных по числам;
учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
Развивающие: развивать умение выстраивать правило по схеме, наблюдательность, речь;
Воспитательная: прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
определять грамматический признак имен существительных – число;
изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
использовать специальную терминологию;
работать с разными видами информации в текстовой форме, таблицы, схемы, правил,).
уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)
-Ребята, как вы думаете, как можно понять данное высказывание, которое написал А.И. Куприн? (Тот, кто хорошо знает русский язык, грамотно владеет им, у того он и звучит красиво.)
-Ребята, а вы хотите также грамотно, красиво владеть русским языком?
-Отлично, тогда на уроке, слушайте внимательно, будьте старательны!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы знаете об имени существительном?
- Что обозначает имя существительное? (предмет)
- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
-Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы называются… (собственные)
-Имена существительные, которые пишутся со строчной буквы называются… (нарицательные)
-Посмотрите, пожалуйста на данные картинки, запишите в столбик то, что на них изображено.
-Прочитайте, пожалуйста
-Скажите, слова, которые вы записали, обозначают один предмет или много? (один)
(учитель открывает картинки находящиеся во втором столбике)
-Запишем слова во второй столбик.
3.Выявление места и причины затруднения.
-Чем отличаются эти слова?
-У нас вами возникло затруднение.
-Какие имена существительные обозначают один предмет?
-А какие имена существительные обозначают несколько предметов?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о числах имён существительных)
-Ребята, как вы считаете, а для чего вам важно изучить эту тему? (для того, чтобы грамотно владеть русским языком)
-Отлично, вспомните высказывание А.И. Куприна, он говорил такие же слова.
-Поэтому вы хотите узнать эту тему?
-Давайте составим цель урока. (Узнать, как изменяются по числам имена существительные)
-Предлагаю вам составить план действий, пользуясь опорными словами - на доске:
Узнаем….(как изменяются имена существительные)
Научимся……(определять число имен существительных)
-Ребята, данную тему мы с вами пройдем, играя по станциям: 1-Узнавайка, 2-Тренируйка, 3-Закрепляйка. А путеводителем по станциям у нас сегодня будет «Незнайка из страны чудес»
5. Реализация построенного проекта.
-Ну что же, перейдем на первую станцию «Узнавайка». Наш «Незнайка» просит вас выполнить одного из вас одно задание, Миша пойдем к доске, ты поработаешь индивидуально сейчас. Тебе необходимо распределить указанные слова по данным полям. Работай стилусом, чистыми руками, не стуча по экрану.
А вы ребята, будете работать в группах. Первая группа будет из 2 человек, вторая группа из трех человек. Прежде чем начать задания, вспомним правила работы в группе.
-Пододвиньте пожалуйста карточки под номером 1.
Вам необходимо сравнить первую пару слов, подумать на что указывает та часть слова, которая подчеркнута. А затем, на основе этого, дополнить остальные пары слов и указать их число.
Туфля-туфли, ягода-……….., море-………., улицы-…….. .
-Итак, Миша ты выполнил задание правильно. Миша распределил слова по группам один предмет и много предметов. Миша в каком же числе могут употребляться имена существительные? (В единственном и во множественном числе).
-Ребята, когда мы с вами будем определять числа имен существительных, то вам нужно запомнить, что число имен сущ. Пишутся сокращенно, вот так: ед.ч.,мн.ч., пишем простым карандашом над словом.
-Верно, ребята какую оценку мы поставим Мише? (5)
-Ребята, а для чего мы сейчас узнали это? (Для того, чтобы мы поняли, на какие числа имён существительных бывают)
-Поднимите руку те, кому было понятно сейчас, какие числа имен существительных существуют.
-Проверяем задания в группах.
Проверка под документ-камерой.
-Итак, посмотрим на группы слов. Какое предположение вы сделали? На что указывает та часть слова, которая подчёркнута? (Если в словах меняется окончание, то изменяется форма слова или если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.)
-Конечно же, все верно выполнено на карточке у группы. Проверьте остальные, пожалуйста.
-Отодвиньте карточки на край стола, наведите порядок на столе.
-Как вы оцениваете работу каждого из участников группы? Почему? Какую оценку вы поставите друг-другу?
-Ребята, а для чего мы сейчас узнавали об этом? (Для того, чтобы знать правило о том, что если слово изменяется по числам, то меняется форма слова).
-Вы большие молодцы, полностью прошли первую станцию, Незнайка вас благодарит за ваш труд!
Предлагаю вам отдохнуть.
Физ-минутка
Игра «Один – много»
-Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Один- много». Для этого вам нужно встать из-за своих парт.
Правила игры таковы: если я называю слова в единственном числе, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю слова во множественном числе, то вы топаете. Готовы?
Дом, город, машины, улица, цветы, книги, деревья, мама, школа, класс, дети.
-Молодцы. Садитесь на места.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-А мы переходим на вторую станцию «Закрепляй-ка».
-Вам предстоит выполнить задание в парах. Пододвиньте к себе карточки под номером 2.
-Вам необходимо в паре составить небольшое предложение, в которое необходимо включить слово, которое вам дано. А затем, у этого слова сверху простым карандашом написать число.
Мама, моряки, лиса.
-Прочитайте, пожалуйста слово, с которым нужно составить предложение, определите его число, а затем прочитайте получившееся предложение.
-Спасибо вам большое за ваши красиво составленные предложения.
-Отодвиньте карточки на край стола.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
–А теперь мы переходим к следующей станции: «Закрепляй-ка».
-Пододвиньте карточки под номером 3.
-Сейчас мы поработаем самостоятельно. Выполните задание по карточкам.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.
бинты – бинт
сн…га - ___________
пч…ла - __________
г…р…да - _________
м…розы- __________
уч…ник - ___________
2.Проверка в парах
-Поднимите руку те, кто выполнил все без ошибок? Вы можете поставить себе «5». Вы все большие молодцы! Отлично справились с работой.
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Вспомните, пожалуйста, какую цель урока вы ставили в начале?
-Мы достигли этой цели?
Продолжите фразу
Сегодня на уроке:
*я узнал…
*я научился…
*было интересно…
-Ребята, спасибо вам за активное участие на нашем уроке. Урок окончен!