Математика 5 класс.
Конспект урока.
Тема: «Плоскость. Прямая. Луч. Угол».
Цель: сформировать знания учащихся о плоскости, прямой, луче и углах.
Задачи:
Проверить уровень сформированности знаний и умений учащихся по теме: «Отрезок и его длина. Ломанная. Многоугольники»;
ввести понятия плоскость, прямая, луч, угол;
развивать познавательный интерес к математике, расширять кругозор;
учить правильно читать, записывать прямую, луч, угол;
учить находить на чертежах прямую, луч, угол;
познакомить с условными обозначениями в математике.
Тип урока: комбинированный.
Вид работы: фронтальная, работа в парах, самостоятельная.
Основные понятия: плоскость, прямая, луч, дополнительный луч, угол, вершина угла, стороны угла.
Ход урока.
Организационный момент.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа состоит из 2 вариантов по 4 задания в каждом.
Задание 1 – единицы измерения длины.
Задание 2 – длина отрезка.
Задание 3 – Многоугольники. Нахождение периметра.
Задание 4 – Ломанная.
Самостоятельная работа № 1 на тему:
«Отрезок и его длина. Ломанная. Многоугольник».
Вариант 1.
Выразите:
а). в сантиметрах: 26 м 56 дм;
б). в миллиметрах: 5 дм 52 см;
в). в километрах, метрах и сантиметрах: 500232 см.
2.
И звестно, что РТ=124 м, а отрезок ТК в 4 раза меньше отрезка РТ. Найдите длину отрезка РК.
Начертите четырехугольник АВСD. Отметьте точку М – середину стороны AD. Проведите отрезки AC и BM. Выпишите и запишите названия всех образовавшихся многоугольников, измерьте стороны и найдите периметр четырехугольника АВСD.
Постройте ломанную ADCDEF, выпишите все ее звенья.
Самостоятельная работа № 1 на тему:
«Отрезок и его длина. Ломанная. Многоугольник».
Вариант 2.
Выразите:
а). в сантиметрах: 7 м 67 дм;
б). в миллиметрах: 76 дм 67 см;
в). в километрах, метрах и сантиметрах: 700232 см.
2.
И звестно, что AC=171 м, отрезок CB в 3 раза меньше отрезка AC. Найдите длину отрезка AB.
Начертите четырехугольник АВСD. Отметьте точку E – середину стороны ВС. Проведите отрезки AЕ и BD. Выпишите и запишите названия всех образовавшихся многоугольников, измерьте стороны и найдите периметр четырехугольника АВСD.
Постройте ломанную MNPQR, выпишите все ее вершины.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Головоломка «Найди слово».
Ребята, перед вами головоломка, и она не простая, необходимо найти 4 слова, относящиеся к теме нашего урока.
й | ц | у | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ъ | ф | ы |
ж | э | я | ч | с | м | и | т | ь | б | у | г | о | л |
й | к | п | ч | с | м | и | т | ь | б | у | г | у | к |
ф | а | л | ш | х | ъ | ф | ы | в | а | п | м | в | о |
я | м | о | я | ч | а | п | ч | с | м | и | т | ь | б |
ц | е | с | е | к | й | ц | у | к | е | н | г | ш | щ |
ы | п | к | ч | с | м | и | т | ь | б | у | г | н | г |
ч | п | о | я | в | е | ж | э | я | ч | с | м | и | т |
у | и | с | ч | с | м | и | т | ь | б | л | у | ч | ж |
в | т | т | й | ц | у | к | е | н | г | ш | м | и | т |
с | р | ь | ч | с | м | и | т | х | ъ | ф | ы | в | а |
к | ь | а | ц | у | к | е | н | х | ъ | ф | ы | в | р |
й | ц | и | к | е | н | г | ш | щ | в | а | с | м | и |
а | о | й | ц | ы | э | я | ч | с | м | и | т | ь | б |
м | л | р | п | а | п | р | я | м | а | я | ч | с | м |
й | ц | у | к | е | н | г | ш | щ | э | я | ч | с | м |
ж | э | я | ч | с | м | и | т | ь | б | у | г | с | м |
е | н | э | я | ч | с | м | и | т | ь | б | м | и | т |
п | р | ж | э | я | ч | с | м | и | т | ь | б | у | г |
и | т | я | ч | ж | э | я | ч | с | м | и | т | ь | б |
Какие слова вы нашли? (плоскость, прямая, луч, угол)
Сегодня на уроке мы познакомимся с плоскостью, прямой, лучом и углом.
Изучение нового материала.
Плоскость.
Так что же такое плоскость? Мы встречаемся с ней каждый день, и даже не подозреваем об этом.
Плоскость представляют ровной, без толщины, неограниченно продолжающейся во всех направлениях.
Плоскость не имеет границ, она бесконечна.
Подумайте и приведите мне примеры плоскости (ответы учащихся).
Прямая.
Построим отрезок АВ, с помощью линейки продолжим этот отрезок в обе стороны, и мы получили с вами прямую.
А
а
В
Прямую обозначают либо одной маленькой латинской буквой: a, b, c, n, m и т. д, либо двумя большими латинскими буквами АВ, ВС и т. д.
т. А и В лежат на прямой, говорят, что эти точки принадлежат данной прямой, а записывают это с помощью специальных обозначений.
- принадлежит - не принадлежит
Существует одно очень важное свойство прямой:
Через любые две точки можно провести только одну прямую. Прямая бесконечна.
Луч.
Построим прямую АВ и отметим на ней точку О. Точка О разбивает прямую на две части, каждую из которых называют лучом.
Точка О – начало луча, конца у луча нет, он бесконечен.
ОА и ОВ – лучи, дополнительные друг другу.
Угол.
Отметим произвольную точку О и проведем из этой точки два луча ОА и ОВ.
Мы с вами получили угол.
Угол – это фигура, которая состоит из точки, и двух исходящих из нее лучей.
- обозначение угла.
т. О – вершина угла, лучи ОА и ОВ – стороны угла.
Угол можно обозначить одной буквой: О.
Так же угол можно обозначить тремя буквами, при этом вершина всегда пишется по середине: АОВ или ВОА.
Первичное закрепление изученного материала.
№ 76, 77, 89.
Рефлексия.
Что называют углом?
Чем отличается луч от прямой?
Приведите примеры плоскости?
Как обозначается прямая?
Какое главное свойство прямой?
Домашнее задание.
п. 3 – учить определения.
№ 100, 101, 106 (б, в)
Подведение итогов урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с плоскостью, прямой, лучом и углом, узнали, как их обозначают.
Оцените свою работу на уроке поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Я не понял
Есть вопросы
Я все понял