1 | Мотивация к учебной деятельности (1 минута) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие обучающихся и определяется готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2 | Актуализация знаний о классификации веществ, проверка и закрепление основных понятий ; постановка учебной проблемы Цель: диагностика усвоения темы классификации веществ и подведение учеников к формулированию новой темы и постановке задач на уроке | Задания на слайдах 1) 2) 3) Предлагает оценить выполненную работу товарища по критериям и выставляет отметки в журнал Предлагает посмотреть на экран и подумать что изображено на картинке и какое отношение это имеет к уроку? | В тетрадях выполняют задания 1) 2) 3) Оценивают работу товарища (работа в паре) Физминутка для глаз Уксусная кислота Муравьиная кислота Лимонная кислота Молочная кислота Ацетилсалициловая кислота ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА «Кислоты». Определяют цель: сформулировать понятие, изучить свойства, номенклатуру классификацию кислот, их роль в жизни человека. Записывают тему урока в рабочих тетрадях | Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме умение взаимодействовать друг с другом, оценивать работу других Познавательная Формируем умение внимательно читать и понимать задание, выделять главные понятия, применять полученные знания, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности и планировать свою работу Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
3 | Формирование новых знаний Цель: развитие умения решать проблемные вопросы и расширять круг новых знаний Задачи: определить новое понятие – кислоты как класс веществ; разобраться с названиями и классификацией веществ, научиться распознавать кислоты среди других веществ, правильно использовать кислоты | Глядя на формулы наиболее известных неорганических кислот, найдите общий признак Предлагает игру: на парте у каждого ученика карточка или конверт определенного цвета. Начинают игру ученики, которым достались карточки с водородом. По индексу нужно найти себе партнера в виде кислотного остатка. Пара ребят с собранной формулой кислоты ищет третьего человека с конвертом, на котором написано название кислоты. Далее предлагает объединиться участникам по цвету конвертов. Объясните причину такого объединения. Раздает обучающимся таблетки аскорбиновой кислоты и кусочки лимона. Проблема: а как определить кислый вкус, если кислота опасна и вызывает сильнейший ожог. Предлагает выполнить лабораторный опыт. Напоминает правила безопасности при выполнении лабораторных опытов. Важно помнить, что кислоты опасны (вызывают ожоги). Проблема:Что делать если на кожу попала кислота? Как оказать первую помощь? Анекдот: Ученик приходит домой с перевязанной рукой. Родители спрашивают, что с ним. - На уроке химии проводили опыты, и мне на руку попала лимонная кислота. - Ну и что? Она не оставляет ожогов. - Да, но мой сосед решил её нейтрализовать и налил мне на руку NaOH. | Все формулы начинаются со знака водорода. Остальная часть формулы называется кислотным остатком Записывают определение в тетради Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. Представилась возможность встать и подвигаться. Выполнив задания игры, делают вывод о классификации кислот и записывают его в тетради. 1.Классификация по наличию кислорода КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ HNO3; H2CO3 БЕСКИСЛОРОДНЫЕ HCL; HBr Ученики пробуют аскорбинку и определяют кислый вкус, как и у лимона. Вспоминают, что пробовали щавелевую кислоту, яблочную Выполняют лабораторный опыт: В пробирку наливают по полмиллилитра соляной кислоты, в другую серной и добавляют фиолетовый лакмус. В следующие пробы кислот приливают метиловый оранжевый. Последние две пробы испытывают фенолфталеином . На кусочек лимона наносят каплю фиолетового лакмуса, а другой кусочек испытывают индикаторный бумажкой. Делают вывод и записывают его в тетради Открыли учебник на странице 141 и прочитали правила работы с кислотами | Предметные умения: знание и умение использовать понятия «кислота», «кислая среда», «кислотный остаток», умение классифицировать и называть кислоты, распознавать их с помощью индикаторов, грамотно и безопасно использовать растворы кислот Метапредметные умения общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, работать в паре и группе, соблюдать правила безопасной работы с химическим оборудованием и реактивами, осваивать приемы исследовательской деятельности. Личностные Демонстрация ответственного отношения к учебе, формирование навыков возможной будущей профессии. |
4 | Закрепление изученного материала Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Беседа Как узнать кислоту по формуле? Как распознать кислоту среди других веществ на практике? Как определить валентность кислотного остатка? Какие знания помогут нам запомнить названия кислот? | Формула начинается со знака водорода В кислой среде лакмус меняет цвет на красный, метилоранж на розовый. Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в формуле кислоты. Латинские названия элементов и правильное определение суффиксов –ид, -ит, -ат | Метапредметные Ощеучебные применять изученный материал в новых условиях |
5 | Домашнее задание | Предлагает домашнее задание Вклеить выданный список кислот в тетрадь Выучить определение «кислота» и формулы выделенных кислот из списка с их кислотными остатками §15 письменно упражнения 1-4 | Записывают домашнее задание Получают выданный список кислот и знакомятся с ним Выбирают творческое задание А) синквейн на слово кислота Б) создать слайд по применению одной из кислот | Личностные Формируем элементы самоорганизации и самодисциплины |
6 | Рефлексия | Создает условия для заключительной рефлексии Покажите эмоциональный настрой - в начале урока - после минипроверки - в конце урока Покажите отношение к содержанию нового материала -Все понятно -Придется еще раз дома разобраться -Очень трудно и непонятно Уровень мотивации на следующий урок Кто считает что знания о кислотах ничего не изменит в его жизни Кто считает что сегодня на уроке он узнал что-то новое и эти знания пригодятся в его жизни Меня интересует новые знания о кислотах и я хочу узнать о них еще больше | С помощь смайликов показывают -настроение - отношение к материалу | Регулятивные Формируем умения выделять и осознавать то, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения |