СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание "Открытый урок". Урок - размышление "Хабаровский процесс 1949 года в зеркале международного гуманитарного права"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к опубликованногому в данном разделе учебному занятию

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание "Открытый урок". Урок - размышление "Хабаровский процесс 1949 года в зеркале международного гуманитарного права"»

Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного пра в а Урок - размышление Учитель истории Мельник В.О.

Хабаровский процесс 1949 г.

в зеркале

Международного гуманитарного пра в а

Урок - размышление

Учитель истории Мельник В.О.

Приглашение к размышлению

Приглашение к размышлению

Вопросы к фрагментам фильма: 1. Какие чувства вы испытали, смотря кадры и слушая ведущего документального фильма? Назовите одно прилагательное, которым вы можете описать ваши впечатления от увиденного и услышанного 2. Где происходили описанные события? Какие факты излагаются в документальном фильме? Знали ли вы об этих фактах раньше? 3. Как вы понимаете название документального фильма - «Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре»? Как вы думаете, почему авторы дали ему такое название?

Вопросы к фрагментам фильма:

1. Какие чувства вы испытали, смотря кадры и слушая ведущего документального фильма? Назовите одно прилагательное, которым вы можете описать ваши впечатления от увиденного и услышанного

2. Где происходили описанные события? Какие факты излагаются в документальном фильме? Знали ли вы об этих фактах раньше?

3. Как вы понимаете название документального фильма - «Хабаровский процесс. «Нюрнберг» на Амуре»? Как вы думаете, почему авторы дали ему такое название?

Почему, по вашему мнению, Хабаровский процесс 1949 года, не стал международным, но занял место в одном ряду с главными судебными процессами второй половины 1940-х гг.? Выберите один из трех вариантов ответа:

А) Хабаровский процесс 1949 года - напоминание миру, что Вторая мировая война закончилась на Дальнем Востоке, а не в Европе; что планы Японии против человечества, а также доказанные факты применения бактериологического оружия на территории Монголии (1939г.) и Китая (1940–1942гг.) со стороны Квантунской армии сопоставимы по жесткости с планами и действиями нацистов в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Б) Хабаровский процесс 1949 года выявил факты медицинских экспериментов на людях, сопоставимые по жесткости с действиями немецких врачей – нацистов в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

В) Хабаровский процесс 1949 года стал выражением принципиальной позиции СССР по факту грубого нарушения норм Международного гуманитарного права, включая запрет на использование химического и биологического оружия. Хабаровский процесс 1949 года стал первым шагом на пути к запрещению использования во всем мире подобного оружия массового поражения.

Изучаем Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного права

Изучаем Хабаровский процесс 1949 г. в зеркале Международного гуманитарного права

Планы и факты применения Квантунской армией бактериологического оружия против человечества в годы Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.

Планы и факты применения Квантунской армией бактериологического оружия против человечества в годы Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.

Генерал-майор медицинской службы Кавасима на процессе рассказал, что 731-й отряд занимался главным образом научно-исследовательской деятельностью по подготовке бактериологической войны. Страшный отряд смерти располагался на станции Пинфань, которая находилась около Харбина. На территории 731 отряда находилась тюрьма, состоящая из 2-х корпусов. Само здание тюрьмы было скрыто от посторонних глаз внутри замкнутого четырёхугольника зданий отряда. Под руководством генерал-майора медицинской службы Кавасима проводились эксперименты над смертоносными бактериями в полевых условиях на полигоне близ станции Аньда, а также в стенах лаборатории смерти. Учеными-убийцами разрабатывались образцы бактериологического оружия – бомбы, начинённые бактериями, распылители чумных блох в виде автоматических ручек или тросточек. Кроме того, у отряда 731 были филиалы, которые были опорными пунктами в случае начала бактериологической войны против Советского Союза, и, соответственно, располагались в непосредственной близости от советской границы. При максимальном использовании имевшейся в 4-м отделе производственной мощности и всего оборудования отдел по созданию бактериологического оружия мог производить в месяц: 300 килограммов чумных, от 800 до 900 килограммов тифозных бактерий, от 500 до 700 килограммов бактерий сибирской язвы, 1 тонну бактерий холеры. Исследования проходили для изучения способов применения этих бактерий на живых людях.

1. Протокол собственноручных показаний Кавасима Киоси. На яп. яз. 2. Протокол собственноручных показаний Кавасима Киоси. 21 ноября 1949 г. Центральный архив ФСБ России.

1. Протокол

собственноручных

показаний

Кавасима Киоси.

На яп. яз.

2. Протокол

собственноручных

показаний

Кавасима Киоси.

21 ноября 1949 г.

Центральный архив

ФСБ России.

Слова генерал-майор медицинской службы Кавасима: «Если заключенный, несмотря на заражение его смертоносными бактериями, выздоравливал, то это не спасало его от повторных опытов, которые продолжались до тех пор, пока не наступала смерть от заражения. Лиц, подвергавшихся заражению, лечили, исследуя различные методы, нормально питали, и после того, как они окончательно поправлялись, их использовали для следующего эксперимента, заражая другими видами бактерий. Во всяком случае, живым из этой фабрики смерти никто и никогда не выходил». Погибшими в страшной лаборатории смерти были китайцы, маньчжуры и русские. В апреле 1941 года в тюрьме-лаборатории в ходе таких чудовищных опытов погибла русская женщина, которая родила там же ребёнка и погибла, соответственно, с грудным младенцем. Фрагмент его допроса: «Вопрос: Как специалист-бактериолог вы понимали, что распространение смертельных инфекций как средство войны грозит страшными бедствиями?

Ответ: Да, я представлял себе.

Вопрос: Вы понимали, что страшные бедствия, вызванные распространением чумы и других эпидемий, могли обрушиться и на нейтральные государства?

Ответ: Да, понимал.

Вопрос: Как врач вы понимали бесчеловечность экспериментов над живыми людьми? Ответ: Да, понимал.

Вопрос: Вы были некоторое время начальником 1-го отдела, производившего опыты над живыми людьми, а потом были начальником 4-го, производственного, отдела, который готовил колоссальные массы болезнетворных микробов?

Ответ: Да, именно так.

Вопрос: Вы признаёте свою виновность в этом?

Ответ: Признаю».

Документ 2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Статья 35 - Основные нормы 1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. 2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. 3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Документ 2.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.

Статья 35 - Основные нормы

1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг. Документ 1. Допрос Кадзицука Рюдзи, генерал-лейтенанта медицинской службы, доктора медицинских наук, бывшего начальника санитарного управления Квантунской армии. «Допрошенный в качестве обвиняемого Кадзицука признал свою полную осведомлённость о всей деятельности отряда 731 и его филиалов, начиная от преступных опытов над живыми людьми и кончая применением бактериологического оружия. «...Я был хорошо осведомлён,— заявил Кадзицука,— о том, что в целях изыскания наиболее эффективных видов бактериологического оружия в 731 отряде непрерывно велись опыты над живыми людьми. Я знал, что 731 отряд применял бактериологическое оружие в 1941 —1942 годах против китайской армии и мирного населения... Отряды и войсковая медико-санитарная служба, возглавляемая мною, были готовы к бактериологической войне». Кадзицука отрицает своё личное участие в непосредственной практической деятельности по подготовке бактериологической войны против СССР».

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Документ 1. Допрос Кадзицука Рюдзи, генерал-лейтенанта медицинской службы, доктора медицинских наук, бывшего начальника санитарного управления Квантунской армии. «Допрошенный в качестве обвиняемого Кадзицука признал свою полную осведомлённость о всей деятельности отряда 731 и его филиалов, начиная от преступных опытов над живыми людьми и кончая применением бактериологического оружия. «...Я был хорошо осведомлён,— заявил Кадзицука,— о том, что в целях изыскания наиболее эффективных видов бактериологического оружия в 731 отряде непрерывно велись опыты над живыми людьми. Я знал, что 731 отряд применял бактериологическое оружие в 1941 —1942 годах против китайской армии и мирного населения... Отряды и войсковая медико-санитарная служба, возглавляемая мною, были готовы к бактериологической войне». Кадзицука отрицает своё личное участие в непосредственной практической деятельности по подготовке бактериологической войны против СССР».

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг. Документ 1. Допрос Карасава Томио, майора медицинской службы, врача-бактериолога, бывшего начальника отделения производственного отдела отряда 731 Квантунской армии  (Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.529) « ..в конце 1943 года при участии подсудимого Карасава на полигоне был произведён опыт по заражению сибирской язвой 10 китайских граждан. Весной 1944 года при его же участии группа людей на полигоне была заражена чумными бактериями. В январе 1945 года на том же полигоне подсудимый Ниси участвовал в заражении 10 человек газовой гангреной».

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Документ 1. Допрос Карасава Томио, майора медицинской службы, врача-бактериолога, бывшего начальника отделения производственного отдела отряда 731 Квантунской армии

(Извлечение из Материалов судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950.- с.529)

« ..в конце 1943 года при участии подсудимого Карасава на полигоне был произведён опыт по заражению сибирской язвой 10 китайских граждан. Весной 1944 года при его же участии группа людей на полигоне была заражена чумными бактериями. В январе 1945 года на том же полигоне подсудимый Ниси участвовал в заражении 10 человек газовой гангреной».

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг. Документ 1. Приговор Военного трибунала Приморского военного округа от 25 – 30.12. 1949 г. «Военный трибунал округа признал виновность всех перечисленных подсудимых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, доказанной и, руководствуясь ст. ст. 319 и 320 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, с учётом степени виновности каждого подсудимого, приговорил… Кадзицука Рюдзи на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет. Кавасима Киоси на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет. Ниси Тосихидэ на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемнадцать лет».

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Документ 1. Приговор Военного трибунала Приморского военного округа от 25 – 30.12. 1949 г.

«Военный трибунал округа признал виновность всех перечисленных подсудимых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, доказанной и, руководствуясь ст. ст. 319 и 320 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, с учётом степени виновности каждого подсудимого, приговорил…

Кадзицука Рюдзи на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет.

Кавасима Киоси на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет.

Ниси Тосихидэ на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемнадцать лет».

Карикатуры дальневосточного художника и журналиста Вадима Павчинского. Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Карикатуры дальневосточного художника и

журналиста Вадима Павчинского.

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг. Документ 3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 Статья 51 - Защита гражданского населения 1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты, в дополнение к другим применимым нормам международного права, при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы. 2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Японский «новый порядок» в Азии и на Тихом океане в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Документ 3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949

Статья 51 - Защита гражданского населения

1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты, в дополнение к другим применимым нормам международного права, при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы.

2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Нарушения Японией норм Международного гуманитарного права в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Нарушения Японией норм

Международного гуманитарного права

в годы Второй мировой войны 1939 – 1945гг.

Обвинительное заключение по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия «Тихоокеанская звезда» от 25.12.1949 г. № 303

Обвинительное

заключение

по делу бывших

военнослужащих

японской армии,

обвиняемых

в подготовке

и применении

бактериологического

оружия

«Тихоокеанская

звезда» от 25.12.1949 г.

303

Документ 1. По материалам Хабаровского судебного процесса 1949 г. «…Военный трибунал округа признал виновность всех перечисленных подсудимых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, доказанной и, руководствуясь ст. ст. 319 и 320 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, с учётом степени виновности каждого подсудимого. П р и г о в о р и л : Ямада Отозоо …заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет. Кадзицука Рюдзи… на двадцать пять лет. Такахаси Такаацу… на двадцать пять лет. Кавасима Киоси… на двадцать пять лет. Ниси Тосихидэ …на восемнадцать лет. Карасава Томио… на двадцать лет. Оноуэ Macao …на двенадцать лет. Сато Сюндзи …на двадцать лет. Хиразакура Дзенсаку … на десять лет. Митомо Кадзуо… на пятнадцать лет. Кикучи Норимицу …на два года. Курусима Юдзи…на три года. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военную Коллегию Верховного Суда СССР в течение 72 часов со дня вручения копии его осуждённым».

Документ 1. По материалам Хабаровского судебного процесса 1949 г.

«…Военный трибунал округа признал виновность всех перечисленных подсудимых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, доказанной и, руководствуясь ст. ст. 319 и 320 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, с учётом степени виновности каждого подсудимого.

П р и г о в о р и л : Ямада Отозоо …заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет. Кадзицука Рюдзи… на двадцать пять лет. Такахаси Такаацу… на двадцать пять лет. Кавасима Киоси… на двадцать пять лет. Ниси Тосихидэ …на восемнадцать лет. Карасава Томио… на двадцать лет. Оноуэ Macao …на двенадцать лет. Сато Сюндзи …на двадцать лет. Хиразакура Дзенсаку … на десять лет. Митомо Кадзуо… на пятнадцать лет. Кикучи Норимицу …на два года. Курусима Юдзи…на три года. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военную Коллегию Верховного Суда СССР в течение 72 часов со дня вручения копии его осуждённым».

Документ 2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Статья 8 – Терминология. Для целей настоящего Протокола:

а) «раненые» и «больные» означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

b) «лица, потерпевшие кораблекрушение» означают лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

с) «медицинский персонал» означает лиц, которые назначены стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицинских целей, для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средствах и для их административно-технического обеспечения.

 Никто в одиночку не осознает столько, сколько осознают все вместе 1. Хабаровский процесс 1949 г. не так хорошо известен, как Нюрнбергский 1945 – 1946 гг. и Токийский 1948 г. процессы. Как вы думаете, нужно ли о нем вновь говорить в наши дни? 2. Как вы думаете, какие уроки сегодняшний мир, раздираемый конфликтами, мог бы извлечь из того, что произошло на Дальнем Востоке более 70 лет назад? 3. В чём, на ваш взгляд, значение Хабаровского процесса 1949 г. для послевоенного мира, развития международного гуманитарного права, международного уголовного права и правосудия в целом? 4. Выберите 1 - 2 «незаконченных предложения» и допишите их.

Никто в одиночку не осознает столько, сколько осознают все вместе

1. Хабаровский процесс 1949 г. не так хорошо известен, как Нюрнбергский 1945 – 1946 гг. и Токийский 1948 г. процессы. Как вы думаете, нужно ли о нем вновь говорить в наши дни?

2. Как вы думаете, какие уроки сегодняшний мир, раздираемый конфликтами, мог бы извлечь из того, что произошло на Дальнем Востоке более 70 лет назад?

3. В чём, на ваш взгляд, значение Хабаровского процесса 1949 г. для послевоенного мира, развития международного гуманитарного права, международного уголовного права и правосудия в целом?

4. Выберите 1 - 2 «незаконченных предложения» и допишите их.

1.МГП необходимо знать, потому что … 2.Тот, кто развязывает войну, должен помнить … 3.Если человечество будет игнорировать нормы МГП …. 4.Чтобы нормы Международного гуманитарного права работали … 5.В любой ли ситуации человек должен оставаться человеком, потому что… 6. «Гуманная» война не реальна, так как …. 7. «Гуманная» война реальна, так как …. 8. Мировая история не научила человечество ничему в вопросах Международного гуманитарного права, так как … 9. Мировая история научила человечество многому в вопросах Международного гуманитарного права, например, …. 10.Историю и материалы Хабаровского процесса надо изучать, потому что…… 11.Печальный военный опыт должен научить нас желанию жить в мире, а также ... 12. Не имеют срока давности такие преступления против человечества, как… 13. Мое личное открытие с этого учебного занятия в том, что… 14. Сегодняшний разговор дал мне….

1.МГП необходимо знать, потому что …

2.Тот, кто развязывает войну, должен помнить …

3.Если человечество будет игнорировать нормы МГП ….

4.Чтобы нормы Международного гуманитарного права работали …

5.В любой ли ситуации человек должен оставаться человеком, потому что…

6. «Гуманная» война не реальна, так как ….

7. «Гуманная» война реальна, так как ….

8. Мировая история не научила человечество ничему в вопросах Международного гуманитарного права, так как …

9. Мировая история научила человечество многому в вопросах Международного гуманитарного права, например, ….

10.Историю и материалы Хабаровского процесса надо изучать, потому что……

11.Печальный военный опыт должен научить нас желанию жить в мире, а также ...

12. Не имеют срока давности такие преступления против человечества, как…

13. Мое личное открытие с этого учебного занятия в том, что…

14. Сегодняшний разговор дал мне….

Домашнее задание -  идеи (варианты) творческих работ и эссе: 1. Хабаровский процесс называют «Нюрнбергом на Амуре». Какие еще метафоры и исторические параллели можно провести с судебным процессом 1949 г.? 2. Общее и особенное Токийского 1946 г. и Хабаровского 1949 г. процессов. 3. Проект мини-конвенции «Защита человека от военных и политических вызовов современного мира».

Домашнее задание -

идеи (варианты) творческих работ и эссе:

1. Хабаровский процесс называют «Нюрнбергом на Амуре». Какие еще метафоры и исторические параллели можно провести с судебным процессом 1949 г.?

2. Общее и особенное Токийского 1946 г. и Хабаровского 1949 г. процессов.

3. Проект мини-конвенции «Защита человека от военных и политических вызовов современного мира».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!