Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основании программно-методического комплекса:
Обществознание. Рабочая программа: Поурочные разработки: 10 класс: учеб. пособие для образоват. Организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М.: «Просвещение», 2020. С. 8-28.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018. – 350 с.
Учебно-методические материалы:
Обществознание. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. 10 класс. М.: Просвещение. 2018.
Демоверсия-2019. Обществознание. ЕГЭ. 11 класс.
Алексеев Д.Ю. Краткий справочник по обществознанию. ООО Издательство «Питер», 2016. – 100 с.
Баранов П.А. ЕГЭ-2018. Обществознание. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: 2018. – 103 с.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: 2018 - 542 с.
Медиаресурсы:
- Презентации по темам курса «Обществознание» (ИКТ)
Федеральные информационно-образовательные порталы
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Обществознание: https://soc-еge.sdamgia.ru/
Федеральный портал «Российское образование»: http: // www. edu. ru.Российский общеобразовательный портал: http: // www. school. edu. ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»: http: // www. ict. edu. ru
Министерство образования и науки РФ: http: // mon. gov. Ru
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http: // school-collection. edu. ru. / Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http: // www. km. Ru
Средства массовой информации образовательной направленности
Учительская газета: http://www.ug.ru/
Газета «Первое сентября»: http://ps.1september.ru/
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО: http://rizon.pro/support/?yclid=5281512085483166262
Журнал «Вестник образования России»: http://vestniknews.ru/
Развивающая система обучения Л. Занкова: http://fb.ru/article/222705/leonid-vladimirovich-zankov-sistema-razvivayuschego-obucheniya
Газета «Здоровье детей»: http://window.edu.ru/resource/595/32595
Журнал: «Право и образование»: http://naukaplus.ru/?yclid=5281592880335688578
Журнал: «Наука и образование»: http://no.ysn.ru/index.php?lang=ru
Издательства учебной литературы:
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/
Издательская фирма «Сентябрь»: http://www.september.ru/
Образовательные каталоги:
http://edu-top.ru/katalog/?cat=1
На изучение обществознания в 10 классе отводится 68 часов, 2 учебных часа в неделю.
Распределение часов по разделам программы. Программа курса «Обществознание в 10-м классе» рассчитана на 105 часов. Исходя из этого авторы рекомендуют поступить следующим образом. Если учитель располагает меньшим количеством часов, он может по своему усмотрению уменьшить время на изучение отдельных тем (стр. 8 программы). Поэтому на изучение раздела «Человек в обществе» отводится 20 ч, вместо 30 ч; на раздел «Общество как мир культуры» 16 ч, вместо 22 ч, на раздел «Правовое регулирование общественных отношений» 32 ч, вместо 53 ч.
Раздел курса | Количество часов |
Человек в обществе | 20 |
Общество как мир культуры | 16 |
Правовое регулирование общественных отношений | 32 |
Итого | 68 |
Изучение обществознания в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической, правовой и экономической культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об обществе, его сферах, о различных видах деятельности людей, моральном и правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
совершенствование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Планируемые результаты освоения программы по обществознанию в 10-м классе.
Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курса обществознания являются:
осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мир.
Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются в:
умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности, члена общественного объединения) и т. п.;
способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевых навыках работы с информацией, её поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определенного профиля;
ключевых компетентностях, сформированные в курсе и имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками социальной информации.
Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:
понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;
опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и, в ближайшем будущем, активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
Изучение курса призвано помочь выпускникам школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Изучение предмета «Обществознание» завершается промежуточной аттестацией, которая проводится в соответствии с календарным учебным графиком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10-м КЛАССЕ (68 часов).
№ урока | Дата по КТП | Дата фактического проведения урока | Тема урока | Примечание |
| | | Тема I. Человек в обществе (20 ч) | |
| | | Уроки 1-2. Что такое общество (2 ч) | |
1 | | | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. | |
2 | | | Общество и культура. Науки об обществе. | |
| | | Уроки 3-4. Общество как сложная система (2 ч) | |
3 | | 9.09 | Особенности социальной системы. | |
4 | | 13.09 | Социальные институты. | |
| | | Уроки 5-6. Динамика общественного развития (2 ч) | |
5 | | | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. | |
6 | | | Проблема общественного прогресса. | |
| | | Уроки 7-8. Социальная сущность человека (2 ч) | |
7 | | | Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. | |
8 | | | Самосознание и самореализация. | |
| | | Уроки 9-10. Деятельность — способ существования людей (2 ч) | |
9 | | | Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. | |
10 | | | Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. | |
| | | Уроки 11-12. Познавательная деятельность (2 ч) | |
11 | | | Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. | |
12 | | | Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания. | |
| | | Свобода и необходимость в деятельности человека (2 ч) | |
13 | | | Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. | |
14 | | | Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. | |
| | | Современное общество (2 ч) | |
15 | | | Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. | |
16 | | | Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. | |
| | | Глобальная угроза международного терроризма (2 ч) | |
17 | | | Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. | |
18 | | | Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму. | |
19 | | | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы I «Человек в обществе». | |
20 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме I «Человек в обществе». | |
| | | Тема II. Общество как мир культуры (16 ч) | |
| | | Уроки 21-22. Духовная культура общества (2 ч) | |
21 | | | Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. | |
22 | | | Институты культуры. Многообразие культур. | |
| | | Уроки 23-24. Духовный мир личности (2 ч) | |
23 | | | Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. | |
24 | | | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | |
| | | Уроки 25-26. Мораль (2 ч) | |
25 | | | Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. | |
26 | | | Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. | |
| | | Уроки 27-28. Наука и образование (2 ч) | |
27 | | | Наука и её функции в обществе. Этика науки. | |
28 | | | Образование в современном обществе. Образование как система. | |
| | | Уроки 29-30. Религия и религиозные организации (2 ч) | |
29 | | | Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. | |
30 | | | Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира. | |
| | | Уроки 31-32. Искусство (2 ч) | |
31 | | | Что такое искусство. Функции искусства. | |
32 | | | Структура искусства. Современное искусство. | |
| | | Уроки 33-34. Массовая культура (2 ч) | |
33 | | | Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. | |
34 | | | Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления. | |
35 | | | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы II «Общество как мир культуры». | |
36 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме II «Общество как мир культуры». | |
| | | Тема III. Правовое регулирование общественных отношений (32 ч) | |
| | | Уроки 37-38. Современные подходы к пониманию права (2 ч) | |
37 | | | Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. | |
38 | | | Естественное право, как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. | |
| | | Уроки 39-40. Право в системе социальных норм (2 ч) | |
39 | | | Основные признаки права. Право и мораль. Система права. | |
40 | | | Норма права. Отрасль права. Институт права. | |
| | | Уроки 41-42. Источники права (2 ч) | |
41 | | | Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. | |
42 | | | Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | |
| | | Уроки 43-44. Правоотношения. Правомерное поведение (2 ч) | |
43 | | | Что такое правоотношение. Правомерное поведение. | |
44 | | | Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. | |
| | | Уроки 45-46. Гражданин Российской Федерации (2 ч) | |
45 | | | Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. | |
46 | | | Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика | |
| | | Уроки 47-48. Гражданское право (2 ч) | |
47 | | | Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. | |
48 | | | Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав | |
| | | Уроки 49-50. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения (2 ч) | |
49 | | | Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. | |
50 | | | Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. | |
| | | Уроки 51-52. Правовые основы предпринимательской деятельности (2 ч) | |
51 | | | Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. | |
52 | | | Как открыть своё дело. | |
| | | Уроки 53-54. Правовое регулирование занятости и трудоустройства (3 ч) | |
53 | | | Трудовые правоотношения. | |
54 | | | Порядок приёма на работу. | |
55 | | | Профессиональное образование. | |
| | | Уроки 55-58. Семейное право (3 ч) | |
56 | | | Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. | |
57 | | | Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | |
58 | | | Контрольный тест на промежуточной аттестации | |
| | | Уроки 59-60. Экологическое право (2 ч) | |
59 | | | Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. | |
60 | | | Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | |
| | | Уроки 61-62. Процессуальные отрасли права (2 ч) | |
61 | | | Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. | |
62 | | | Основные стадии конституционного судопроизводства | |
| | | Уроки 63-64. Международная защита прав человека (2 ч) | |
63 | | | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. | |
64 | | | Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда | |
| | | Урок 65. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства (1 ч) | |
65 | | | Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | |
| | | Урок 66. Человек в XXI в. (Заключение) (1 ч) | |
66 | | | Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества | |
67 | | | Урок представления результатов проектной деятельности по теме III «Правовое регулирование общественных отношений». | |
68 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме III «Правовое регулирование общественных отношений». | |