Итоговая диагностическая работа по биологии для учащихся 6 класса
Для заданий с выбором ответа 1-3, 6-8, 14 и15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте.
1. Изучение особенностей строения соцветия одуванчика с помощью лупы является
1) | наблюдением |
2) | измерением |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
2. Какое греческое слово имеет более широкое значение и относится не только к растениям?
1) «фитон»
2) «биос»
3) «ботанэ»
4) «дендрон»
3. Рассмотрите клетки растения и бактерии. Какая из частей присутствует и в той, и в другой клетках?
1) оболочка
2) ядро
3) вакуоли
4) жгутики
4. Объясните, почему именно часть, выбранная вами в задании 3, является общей для клеток организмов разных царств.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Заполните таблицу, ответив на вопрос:
Какие из перечисленных объектов относятся к живым телам (организмам), а какие нет? Почему Вы так решили?
Объект | Живое или неживое | По каким признакам? |
Цветущее растение одуванчика | | |
Берёзовое полено | | |
Вареный клубень картофеля | | |
6. Какие из представленных на рисунках растений относят к низшим?
1 ) | | 2) | | 3) | | 4) | |
| водоросли | | мхи | | папоротники | | хвойные |
7. В процессе жизнедеятельности зелёных растений возникла(и)
1) современная атмосфера Земли
2) природные зоны Земли
3) залежи известняка и мела
4) месторождения самородной серы
8. К растениям, способным улучшать плодородие почвы, относятся
1) люпин, клевер, чина
2) малина, смородина, крыжовник
3) ель, сосна, пихта
4) берёза, осина, ясень
9. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
побег, плод, семя, цветок
Ответ: ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. Выберите три приспособления к неблагоприятным условиям среды, которые позволяют выжить и существовать водорослям, обитающим на коре деревьев или на скалах.
крупные размеры
микроскопические размеры
наличие органов прикрепления
слизистые оболочки клеток
способность переносить засуху
В ответе запишите номера выбранных позиций.
Ответ: ________________________
11. Установите соответствие между частью цветкового растения и группой, к которой она относится: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу под буквами соответствующие цифры.
ЧАСТЬ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ А) корень Б) плод В) лист Г) цветок Д) побег | ГРУППА 1) генеративные 2) вегетативные |
12. Известно, что
шиповник – это декоративный кустарник, используемый в озеленении из-за красивых цветков и побегов, покрытых шипами.
Используя эти сведения и рисунок, выберите три утверждения, относящиеся к описанию признаков растения.
Шиповник является холодостойким растением.
Шиповник относится с покрытосеменным растениям.
У растения несколько стволиков, растущих из одного узла.
Цветки шиповника обоеполые.
Шиповник можно встретить в садах и парках.
В ответе запишите номера выбранных позиций.
Ответ: ________________________
13. Если к свежеприготовленному временному препарату клеток кожицы лука добавить немного соленой воды, то внутреннее содержимое клетки сморщится (см. рис.). Почему это происходит?
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 14, 15 и 16.
Для проведения опытов Ксения изготовила модель растительной клетки в виде целлофанового (не полиэтиленового!) мешочка со вставленной стеклянной трубкой (см. рисунок 1). Она хотела выяснить, куда будет поступать вода: в клетку или из клетки? Для этого она приготовила смесь сахарного сиропа и крахмального клейстера, которой наполнила мешочек. Затем, используя пластилин и проволоку, закрепила мешочек на горлышке стеклянной банки (см. рисунок 2), после чего аккуратно налила в банку воды так, чтобы её уровень был не выше места прикрепления мешочка к трубке, и добавила в воду несколько капель раствора йода. Через некоторое время раствор в мешочке приобрёл фиолетовый оттенок и стал подниматься по трубке.
| |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
14. Что доказала Ксения этим опытом?
1) | Вода с растворёнными в ней веществами проникает в мешочек. |
2) | Йод окрашивает сахар, содержащийся в мешочке. |
3) | Йод окрашивает крахмал в мешочке. |
4) | Сироп и йодный раствор движутся в разных направлениях. |
15. Сделанный Ксенией целлофановый мешочек является моделью клеточной стенки. Моделью чего является смесь сахарного сиропа и крахмала?
1) | сока, содержащегося в вакуолях |
2) | цитоплазмы клетки |
3) | клеточных пор |
4) | клеточного ядра |
16. Ксения захотела проверить, зависит ли скорость поднятия жидкости в трубке от концентрации раствора сахарного сиропа в мешочке. Каким образом нужно провести опыт, чтобы проверить это предположение? Опишите ход опыта.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Задания №№ 1-4, 6-15 оцениваются в 1 балл, №№ 5 и 16 – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | | № задания | Ответ |
1 | 1 | | 9 | см. критерии |
2 | 2 | | 10 | 245 |
3 | 1 | | 11 | 21212 |
4 | см. критерии | | 12 | 235 |
5 | см. критерии | | 13 | см. критерии |
6 | 1 | | 14 | 1 |
7 | 1 | | 15 | 2 |
8 | 1 | | 16 | см. критерии |
Критерии оценивания ответов на задание 4
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) |
Примерный ответ: «Оболочка. Она защищает внутреннее содержимое любой клетки от внешних воздействий». |
Указания к оцениванию | Баллы |
Дано верное пояснение, почему оболочка является общей частью клетки любого организма | 1 |
Ответ неправильный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Критерии оценивания ответов на задание 5
Заполненная таблица выглядит следующим образом:
Объект | Живое или неживое | По каким признакам? | |
Цветущее растение одуванчика | живое | Цветение – это процесс жизнедеятельности | |
Берёзовое полено | неживое | Полено – часть срубленного ствола дерева | |
Вареный клубень картофеля | неживое | При варке живые клетки гибнут | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Таблица заполнена полностью правильно | 2 |
При заполнении таблицы допущены негрубые биологические ошибки | 1 |
Таблица заполнена неверно или ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 9
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) |
Примерный ответ: «Побег. Он является вегетативным органом и не участвует в семенном размножении. ИЛИ Семя. Оно является зародышем целого растения, а не отдельным органом.» |
Указания к оцениванию | Баллы |
Представлено логически правильное объяснение любого «лишнего» понятия | 1 |
Отсутствуют логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) |
Примерный ответ: «вода начнет выходить из клеток наружу, в сторону ее меньшей концентрации». |
Указания к оцениванию | Баллы |
Дано верное пояснение, почему сжимается внутреннее содержимое клетки | 1 |
Ответ неправильный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Критерии оценивания ответов на задание 16
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) |
Примерный ответ: «Взять три мешочка с разными концентрациями сиропа. Для этого растворить в одном и том же объёме воды чайную, десертную и столовую ложки сахарного песка. Уровень сиропа в трубке за одинаковый промежуток времени покажет зависимость.» В ответе должно присутствовать указание на: использование в опыте образцов с разной концентрацией сиропа; замер времени. |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены оба элемента верного ответа. | 2 |
Приведен только один из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 18-16 | 15-12 | 11-8 | 7 и менее |
7