Интерактивное дидактическое пособие
«Волшебная лаборатория».
Платошина Елена Владимировна, учитель-дефектолог
Введение:
Цель: развитие зрительного восприятия природного мира, формирование основ естественно-научных знаний посредством интерактивного пособия с детьми с ОВЗ. Дополнительный образовательный материал для детей от 5-7 лет с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать точность зрительного восприятия;
развивать прослеживающую функцию глаз;
закрепить знания о цветах спектра, умения соотносить предметы по цвету;
развитие способности узнавать изображения на зашумленном фоне (в данном случае на белом фоне).
Образовательная область «Познавательное развитие»:
закрепить знания детей о фильтрах воды, о его строении;
формировать у детей элементарные представления о разнообразии драгоценных камней (изумруд, алмаз, сапфир, рубин, янтарь), умении называть их свойства; расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
расширить знания о ценных металлах (золото, серебро, алюминий);
расширить знания о полезных ископаемых (нефть каменный уголь, торф);
закрепить знания детей о животных и насекомых, которые живут в почве; о животных и птицах севера;
закрепить знания о песке и глине, их свойствах;
расширять объем представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затрудненно в естественном опыте ребенка;
формировать образы-представления об объектах природного мира;
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать связную речь, умения отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
Активизировать словарь детей словами: личинка, горностай, песец, полярная сова, куропатка, асфальт, керамика, бетон, золото, серебро, алюминий, нефть каменный уголь, торф.
Практическая часть:
Возрастная категория: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Краткая характеристика содержания: интерактивное дидактическое пособие, предназначено для развития у детей зрительного, целостного восприятия природного мира, закрепления предметных представлений, развития познавательной активности детей через занимательные игры и просмотр видео. В игру были включены дидактические и развивающие игры с почвой, растениями, песком и глиной, животными, полезными ископаемыми. Разделы игры могут в любое время пополняться новыми играми и заданиями. Применяется в совместной деятельности педагог-дошкольник, возможно использование в индивидуальной и подгрупповой форме работы.
Дидактическое пособие является коррекционно-развивающим дидактическим комплексом, которое адресовано широкому кругу лиц:
педагогам общеобразовательных дошкольных организаций;
воспитателям, учителям-дефектологам, методистам дошкольных организаций комбинированного и компенсирующего видов, осуществляющих коррекционно-воспитательный процесс.
Описание работы с интерактивным дидактическим пособием:
Раздел вода.
Игра «Создай фильтр для очистки воды».
Цель: закрепление знаний детей о фильтрах воды, о его строении.
Ход игры: Ребенок попадает в лабораторию к ученому, который предлагает ему создать фильтры для очистки воды. Составляющие для фильтра можно выбрать из предложенных и соединить с фильтром. После того как ребенок соберет фильтр на плакате, он может зарисовать его схему в дневнике наблюдений. В конце игры можно посмотреть видео «Очищение сточных вод», используя QR-код.
Раздел жизнь в почве.
Игра «Кто живет под землей?».
Цель: закрепление знаний детей о животных и насекомых, которые живут в почве.
Ход игры: ребенку необходимо назвать тех животных, насекомых, растения которым нужна почва, объяснить почему. В конце игры можно посмотреть видео «Кто живет в земле», используя QR-код.
Раздел в мире животных.
Игра «Найди всех животных на снегу»
Цель: закрепление знаний о животных и птицах севера, развитие способности узнавать изображения на зашумленном фоне (в данном случае на белом фоне).
Ход игры: необходимо внизу плаката выбрать круг и найти на белом фоне соответствующее названию животное, соединить их с помощью фломастера.
Игра «На какой цветок сядет бабочка».
Цель: закрепление знаний об основных цветах спектра, умения соотносить предметы по цветам, развитие прослеживающей функции глаз.
Ход игры: начиная от красной розы (пример вопроса: «Какого цвета бабочка сядет на красную розу»), ребенку предлагается соотнести по цвету бабочку и цветок. При ответе соединить бабочку и цветок, и проследить за ее полетом.
Раздел песок и глина.
Игра «Для чего нужны песок и глина?»
Цель: закрепление знаний о свойствах песка и глины, о предметах, которые сделаны из них, умения группировать предметы.
Ход игры: на плакате изображения песка, глины и разных предметов. Ребенку нужно выбрать какие предметы сделаны из песка, а какие из глины и соотнести их, используя фломастер.
Бонус-игра «Сокровища Хозяйки Медной горы».
Цель: закрепление умения классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, в искусстве и быту.
Ход игры: дети в мастерской Хозяйки Медной горы должны отгадать загадки о ценных металлах, драгоценных камнях, полезных ископаемых, дать им описание, рассказать о назначении, применении в промышленности, в искусстве и быту.
Ценные металлы | Драгоценные камни | Полезные ископаемые |
Ни огня, ни света, А огнём блестит. (Золото) | Цветных камней, не только руд. Рубин сияет красным цветом Зеленым цветом. (изумруд) | Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) |
Как луна блестит оно, как звезда блестит оно, и колечко из него, это дети. (серебро). | Он таится в земле глубоко И стекло разрезает легко, Яркий блеск его радует глаз, Минерал драгоценный… (алмаз) | Росли на болоте растения ... А теперь это топливо и удобрение. (Торф) |
Легок и пластичен Блестящий тот металл Из вас, конечно, каждый Его уже узнал (алюминий) | Синий драгоценный камень, по составу сходен с рубином. (Сапфир) | Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) |
| Самый известный красный драгоценный камень. (Рубин) | |
| Окаменевшая смола Доисторических растений, Что пригодиться нам смогла Для всяких дивных украшений. | |
В конце игры можно посмотреть видео «Горные породы», используя QR-код.
Список литературы:
Дыбина О.В, Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2017.
Картотека воспитателя Н.А.Рыжова «Исследования природы в детском саду» в двух частях. ООО «Русское слово», 2017г.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с
Михеева Е.В. «Современные технологии обучения дошкольников» / Волгоград: Учитель, 2013 – 223 с.
Приложение 1
Приложение 2
Бонус-игра