СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально-познавательная игра "Исторический калейдоскоп"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка меропрития по истории России для 6 классов. Целями игры являются: повысить интерес учащихся к предмету, обобщить программный материал по истории, обогатить учащихся новыми знаниями, расширить кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра "Исторический калейдоскоп"»













Интеллектуально-познавательное мероприятие по истории России

для 6 классов

«Исторический калейдоскоп»

































Пояснительная записка.

Гуманизация образования предполагает использование щадящих технологий обучения и воспитания, не унижающих личность, не требующих физического и нервного перенапряжения. Гуманизация – это демократизация образования, т.е. формирование ребенка, подростка, молодого человека не просто как человека, которого учат, а как человека, который сам что-то изучает, обретает знания и навыки под руководством педагога.

Для успешной работы необходимо:

  • основываться на личностных интересах и стремлениях ученика;

  • поощрять учебные успехи, а не только указывать на недостатки;

  • сделать обучение эмоциональным, а не только умственным процессом, помочь каждому ребенку в ходе учения открывать и понимать не только усвояемые знания, но и себя, свои возможности;

  • воспитывать творческую смелость в постановке и решении познавательных и личностных задач;

  • способствовать развитию творческой личности ребенка.

Решению этих задач на уроках истории способствуют игры. Игра позволяет обеспечить ненасильственное усвоение знаний. Присутствующая в игре состязательность способствует усилению интереса к обучению.

Одной из таких игр является игра « Исторический калейдоскоп»

Цель игры: повысить интерес учащихся к предмету, обобщить программный материал по истории, обогатить учащихся новыми знаниями, расширить кругозор.


Ход мероприятия:

  1. Вводная часть учителя:

Дорогие друзья! Мы собрались на игре “Исторический калейдоскоп”, чтобы перелистать некоторые страницы истории, вспомнить события, имена из истории России.

Правила игры просты: мы создадим три команды, каждая придумает себе историческое название, выберет капитана. Мы выберем счетную палату (жюри), которое будет в течение игры оценивать игры команд, заполняя бланк. Вам будут предложены различные конкурсы, заданы вопросы и за каждый правильный ответ команда будет получать 100 верст.

Кроме этого, вы можете получить дополнительные версты за оригинальность, быстроту, артистизм, а можете потерять за шум, невнимание к соперникам.

Так же особая роль будет отводиться зрителям, которым будет предоставлена возможность в случае затруднения команды, дать свой ответ и если он окажется верным, зритель может помочь любой команде – отдать заработанные версты.

Каждый правильный ответ команды приближает команду к финишу, победит та команда, которая больше наберет верст, а значит первым придет к финишу.

Ведущий: Слава нашей стороне! Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

1 задание. Кто быстрее?

1.Ханская грамота (Ярлык)

2. Глава новгородской церкви (владыка) 3.Крупная земельная собственность, передававшаяся по наследству (вотчина)

4.Места сбора дани (погосты) 5. Объезд князем своих земель для сбора дани (полюдье) 6. Общее название зерновых культур (жито) 7. Натуральные или денежные поборы с покоренных племен (дань) 8. Торжественные обеды князя и его приближенных (пиры) 9. Народное собрание на Руси (вече)

10.Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день(пожилое)


2 задание. Историческое лото. (из отдельных слов , находящихся в конвертах, составить логические цепочки из трех слов)

1) Золотая Орда – баскак – дань

2) Избранная рада - Иван IV – реформы

3) Иван Калита – кошель – Московское княжество

4) Франкское королевство - Хлодвиг - Салическая правда

5) Юстиниан - Византия - василевс

6) Ольга- реформы - уроки

7) Семибоярщина - Смута - поляки в Москве

8) Юрий Долгорукий – Москва- киевский престол

9) Степан Разин- поход на Яик и Волгу - восстание казаков

10) Мухаммед - пророк - ислам

3 задание. «Изобрази картину»

(команды выбирают картину в презентации и готовятся в течение 2 минут её изобразить, используя имеющийся в зале реквизит)

Предложенные картины:

В.М.Васнецов «Прощание Олега с конем», В.М.Васнецов «Три богатыря», С.В. Иванов «Съезд князей», В.М.Васнецов «Иван Грозный»

4 задание «Отгадай слова»

(участники команд заполняют розданные им карточки)

Отгадайте слова, в которых Древняя Русь разместилась

1.__РУСЬ__ (гимнастический снаряд)

2.__РУС__Ь (невеселое чувство)

3.__РУС__ __ __ Ь (робость, боязливость)

4.__РУС __ __ __Ь (стекло высокого сорта с красивым блеском)

5.__ __РУС__ __Ь (любимый детский аттракцион)

Правильные ответы:

1. Брусья, 2. Грусть, 3. Трусость, 4. Хрусталь, 5. Карусель.

5 задание «Узнай историческое сооружение»

(учащимся предоставляются репродукции различных исторических архитектурных сооружений, команды по очереди характеризуют доставшиеся им сооружения)

Предложенные репродукции:

Пирамида Хеопса, греческий театр, средневековый собор в романском стиле, средневековый собор в готическом стиле, средневековый замок, собор Василия Блаженного, Спасская башня Кремля, Красная площадь и т.д.

6 задание «Отгадайте слова, в которых текут эти российские реки»

  1. _ _ОБЬ (индивидуум)

  2. _ _ОБЬ (бывает правильная, барабанная, свинцовая)

  3. _ _ ЛЕНА (ядовитое растение)

  4. _ _ ЛЕНА (она падает с глаз)

  5. _ ВОЛГА (певчая птица)

  6. _АМУР_ _ (японский воин)

  7. НЕВА_ _ _ _ _ (сестричка ваньки-встаньки)

    1. Особь, 2. Дробь, 3. Белена, 4. Пелена, 5. Иволга, 6. Самурай, 7. Неваляшка.

7 задание «Шарады»

1) Часть первая – мост,
Но без буквы конечной.
Вторая – звучит
На болоте беспечно.
А целое – местность,
Любимая пламенно,
Которую люди
Зовут Белокаменной

2) В кузов машины слог “ТУ” погрузили…
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом.
Кто назовет нам фамилию сразу?

3) С “З” - рычу я и кусаю,
С “Д” - вас в дом я пропускаю,
С “Т” же – город я , ребята,
Был Калинином когда-то.

4 ) К торжественному крику
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг.

1. (МОС + КВА= МОСКВА)

2. (КУЗОВ - КУТУЗОВ)

3. (ЗВЕРЬ - ДВЕРЬ-ТВЕРЬ)

4. (УРА – УРАЛ)

8 задание“Одно имя на двоих”

(Отгадайте слово, имеющее два разных значения):

1. Не только большое мощное независимое государство, но и символ власти
(В России – золотой шар с короной или крестом наверху) (Держава)

2.Не только часть тела, в которой располагаются органы пишеварения, но и устаревшее слово «жизнь». (Живот)

3. Не только задние парты в школьном классе, но и название полуострова РФ .(Камчатка)

4.Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси. (Грамота)

5.Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до XVII века.(Стольник)

6.Не только атмосферные осадки в летний период, но и старинное название города на Руси. (Град)

9 задание «Крылатые выражения»

Объясните смысл крылатых выражений:

«Положить в долгий ящик» - В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами не разобранными. Употребляется, когда решение откладывается на неопределённый срок.

«Кричать во всю ивановскую» - В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государственные указы. Употребляется в смысле осуждения, слишком громко разговаривающего человека.

«Работать спустя рукава» - Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает работать плохо, неаккуратно.


10 задание «Узнай историческое событие»

(По стихотворному отрывку необходимо узнать историческое событие и назвать дату сражения .)

1) А впереди по звонким льдинам. Гремя тяжелой чешуей, Ливонцы едут грозным клином, Свиной железной головой. Был первый натиск немцев страшен! В пехоту русскую углом, Двумя рядами конных башен Они врубились напролом. (К. Симонов). (Ответ: Ледовое побоище на Чудском озере, где русские воины под предводительством князя А. Невского разгромили крестоносцев Ливонского ордена, 1242год).

2) «Мамаево побоище» Все знают на Руси! Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья… ( Н. Кончаловская)

(Ответ: на поле Куликовом общерусское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) разбило монголо-татарское войско хана Мамая, 1380 год)

3) Хан Ахмет собирался на Угре-реке С Казимировой силою слиться. И осеннюю ночью, туманной, густой, На прибрежье, под город Калугу, Он привел все остатки Орды Золотой, Чтобы встретить вельможного друга. ( Н. Кончаловская)

(Ответ: стояние на реке Угре русского войска Ивана -3 и монголо-татарского войска хана Ахмата, в результате чего Россия сбросила ордынское иго, 1480 год).

4) По казанским стенам старым Полтораста пушек бьют, Пятый день они татарам передышки не дают. Сорок девять дней старался одолеть Казань Иван. Сорок девять дней держался, не сдавал Казани хан. ( Н. Кончаловская) (Ответ: взятие войсками царя Ивана Грозного города Казани, 1552год).

Заключительная часть урока. Награждение.

Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны!

Спасибо всем за игру. Всего доброго!

Использованная литература:

1.учебник истории А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс» издательство «Просвещение» 2009 г. 2. «Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс» к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс». Автор В. В. Шаповал изд-во «Экзамен» 2008г. 3. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 классы. Автор Л. В. Жукова изд-во « Дрофа». 2000г. 4. Н. Кончаловская «Наша древняя столица». Издательство «Детская литература». 2000г. 5. К. М. Симонов. Ледовое побоище // Симонов К. М. Собрание сочинений. Издательство «Художественная литература» 1990г.


























7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!