Тема урока: "Глагол как часть речи".
Цель:
Повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола.
Развивать навыки выделения глагола как части речи, точного употребления глаголов в речи.
Воспитывать умение определять лексическое значение глаголов, их роль в речи. Развивать интерес к родному языку.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, мультимидийный пректор, компьютер.
Ход урока
I Орг. момент. Актуализация знаний. Введение в тему.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Презентация.
Девиз урока:
“Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!”
Запишем в тетради число, классная работа.
Сегодня на уроке мы будем: ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, СЛУШАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.
1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.
Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.
Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.
2. Словарная работа.
На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный, б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок.
Прочитать слова, записанные на доске, выбрать нужную букву для каждого словарного слова. (учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс “отвечает” сигнальными карточками.)
Самостоятельная запись слов в тетрадях. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы. Взаимопроверка тетрадей.
III. Работа по теме урока. Стихотворение
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
Работа с текстом стихотворения:
Найдите в стихотворении главное слово (глагол)
Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)
Сформулируйте тему урока (ответы детей)
Тема “Глагол как часть речи”
Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
“Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая живая... кровь языка.” А.Югов.
(Мнения учащихся)
Каким образом можно оживить эти предметы?
Собачки ...(бегут) записываем.
Орёл ...(летит) записываем.
Рыбки...(плавают) записываем.
- С помощью какой части речи вы оживили картинки?34. Работа в группах.
Отгадать загадки, составить со словами отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и определить, в каком времени они употреблены.
Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
Ответ: Молния.
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
Ответ: Звезды на небе
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Ответ: Ручей
Что вверх корнем растёт?
Ответ: Сосулька.
Красные лапки щиплют за пятки. (гусь)
Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги. (велосипед)
Составьте из слов загадку (на доске)
(Каждое слово на отдельной карточке.)
- Запишите в тетради.
Белое покрывало всю землю покрывало.
- Грамматическая основа предложения...
- В чём сходство и различие этих слов? (по вопросу) Одинаковое произношение, но разное значение.
- Каким членом предложения является глагол?
- В каком времени употреблён глагол? (прошедшем)
- Произнесите предложение так, чтобы глагол употреблялся в другом времени.
(Класс использует сигнальные карточки при ответах детей)
Задание
Запишите в тетрадь с вопросом
1 глагол – в прошедшем времени
1 гл. – в настоящем времени
1 гл - в будущем времени.
6. Физминутка ....
7. Стихотворение.
Если в лес пришёл ...,
Свежим воздухом ...,
Бегай, ... и ....
Только, чур, не ....,
Что в лесу нельзя ....,
Даже очень громко ....,
....... зверюшки,
.... с лесной опушки.
Слова для справок: убегут, дышать, испугаются, гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай,
- Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом вам помогут слова для справок. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
(раздаются листы с заданиями, дети переписывают себе в тетрадь)
Для проверки
- Что это за слова я выделила? В чём особенность этих глаголов? (это глаг. Неопределённой формы)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать, что сделать?)
- Чему учит нас это стихотворение?
9. Давайте вернёмся к началу урока.
- В каком времени употреблены эти глаголы? (будущее)
- Что мы с вами делали? (думали, рассуждали, слушали, наблюдали. – это уже прошедшее время.)
IV. Итог урока. Итак, расскажите о глаголе:
глагол – это....
отвечает.......
обозначает....
изменяется по........
в предложении бывает.....
делает нашу речь...... V. Рефлексия.
Я узнал о.....
Я научился....
Я смогу....
Мне было трудно....
Домашнее задание. Составить 5 предложении с глаголами