СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по лего-конструированию для детей 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ  ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ                                               

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по лего-конструированию для детей 5-7 лет»

МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида»



Рассмотрено и принято

Утверждена

на педагогическом совете №_____

Приказом МБДОУ


«Детский сад №15 комбинированного вида»

Протокол педсовета №__________

Приказ № __________

от «________» 201_ г.

«______» _________________201_









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ



Составитель: воспитатель

Сидоренко

Наталья Александровна















Д. Большое Рейзино

2018 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Пункты программы

Стр.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Направленность дополнительной образовательной программы

3

1.3.

Актуальность Программы

4

1.4.

Цель Программы

4

1.5.

Основные принципы обучения

4

1.6.

Задачи реализации ДОП

5

1.7.

Новизна Программы

5

1.8.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

5

1.9

Сроки реализации ДОП

5

1.10

Формы и режим занятий

5

1.11

Формы и методы, используемые для реализации Программы

6

1.12

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

6

1.13.

Формы подведения итогов реализации ДОП

6


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2. 1.

Виды конструктора LEGO

8

2.2.

Распределение деятельности между участниками педагогического процесса (этапы реализации)

13

2.3.

Содержание педагогической работы



Старшая группа

17


Подготовительная к школе группа

18

2.4.

Учебно-тематический план



Старшая группа

23


Подготовительная к школе группа

27

2.5

Список используемой литературы

31


ПРИЛОЖЕНИЯ


1.

Диагностическая карта (вариант 1)

32


Диагностическая карта (вариант 2)

34

2.

Игры с конструктором LEGO

36





















1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.

Занятия по программе Лего-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь. 

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. 

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитанники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее дети играют с теми собранными конструкторами, которые они собрали.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Можно различить четыре основных вида конструирования: 

  • по образцу 

  • по условиям

  • по замыслу

  • по теме

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.


Конструирование выполняется детьми в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. 

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. 

В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 6 до 7-ми лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе, численный состав которой 9-12 человек. Занятия проводятся в системе. 


Дополнительная общеразвивающая программа «Изобретатель» (далее по тексту - Программа) поможет педагогам дошкольных образовательных организаций поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса.

Программа по Лего – конструированию разработана с учетом:

  • «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ,

  • письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»,

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.







1.2

Направленность дополнительной образовательной Программы


Направленность дополнительной общеразвивающей программы заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей 6-7 лет.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.


Направление Программы: познавательно – исследовательское


Занятия LEGO конструированием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.

Направленность Программы:

- по функциональному предназначению — досуговой, учебно- познавательной,

- по форме организации — кружковой

- по времени реализации — двухгодичной.


1.3. Актуальность Программы

заключается в:

- востребованности развития широкого кругозора детей дошкольного возраста;

- отсутствии методического обеспечения формирования основ технического творчества;


Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования

– развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.


1.4. Цель Программы

Cоздать оптимальные условия для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством освоения ЛЕГО-конструирования.


1.5. Основные принципы обучения:


  • Проектирование и сборка;

  • Обдумывание и поиск нестандартных решений;

  • Навыки общения, совместной работы и обсуждение идей.


1.6. Задачи реализации ДОП



  • познакомить дошкольников с базовыми понятиями и простейшими основами механики, необходимыми для ЛЕГО-конструирования.

  • способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах строений;

  • содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

  • создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения.

  • способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;

  • способствовать развитию творческих способностей детей.

  • содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели и т.п.

  • развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).


1.7. Ожидаемые результаты и способы определения результативности


  • К концу года ребёнок должен уметь:

  • Называть основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

  • Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);

  • Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

  • Придерживаться технологической последовательности изготовления несложных конструкций.

  • Уметь осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

  • Уметь конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

  • Конструировать по образцу;

  • С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

  • Реализовывать творческий замысел.


1.8. Сроки реализации ДОП



Программа рассчитана на работу с детьми от 6 до 7 лет.

Сроки реализации Программы - 2 года.

1.11 Формы и режим занятий



Занятия проводятся 2 раза в неделю подгруппой (5-10 человек) по 30-40 минут




1.12. Формы и методы, используемые для реализации Программы.


  • Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, личный пример взрослых);

  • Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

  • Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки)


1.13.

Формы подведения итогов реализации ДОП


Для подведения итогов реализации и усвоения Программы «Лего конструирование в ДОУ», 2 раза в год (в сентябре и в мае) проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты (см. Приложение 1)

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

  • наблюдение за работой детей на занятиях;

  • участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников.

Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.





2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Конструкторы относятся к категории полезных игрушек, которые играют важную роль в полноценном и всестороннем развитии ребенка.

Как известно, они вырабатывают терпение и усидчивость, успокаивают и способствуют овладению умениям абстрактно мыслить и познавать пространство. Конструкторы развивают мелкую моторику ребенка и логическое мышление.

Все это говорит о том, что конструктором можно увлечь ребенка любой возрастной категории, и это всегда принесет пользу.

Конструкторы фирмы Лего привлекательны тем, что их можно подбирать в зависимости от потребности ребенка на определенном временном этапе, и все детали совместимы между собой, что позволяет находить им применение в новых, нестандартных моделях.

Конструкторы данного типа довольно разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать.

2.1. Виды конструкторов Лего

Лего серии Дупло (Duplo)

Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных. Также интересны для малышей, да и для деток старшего возраста, наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft». Тут нельзя и взрослому удержаться от сооружения настоящих домиков и башен.

Основные характеристики и особенности LEGO (Duplo)

Популярность конструкторов LEGO (Duplo) объясняется высоким качеством, оригинальностью, безопасностью, разнообразием сюжетов и возможностью играть с самого раннего возраста. Собирая простые и красочные башенки из кубиков, малыш учится общаться и говорить свои первые слова, развивает мелкую моторику, знакомится с названиями животных и звуками, которые они издают, исследует новое.

Преимущества конструктора:

— удобные крупные и прочные детали,

— яркие привлекательные цвета,

— разнообразие тем, сюжетов и возможности игры,

— развивает логику, мышление и воображение ребенка,

— развивает мелкую моторику,

— 100% совместимость с другими наборами Лего.

Главное отличие LEGO (Duplo) от других конструкторов – это отсутствие мелких деталей, потенциально опасных для детей младшего возраста, цельные неразборные фигурки, идеальная окраска и гладкость кубиков, наличие звука.

Детали конструктора по размеру в 8 раз превышают стандартные кубики Лего и являются самыми безопасными в мире.

Возрастная категория конструкторов LEGO (Duplo)

Официальная возрастная линейка последних серий LEGO (Duplo):

— от 1,5 до 5 лет;

— от 1,5 до 3 лет;

— от 2 до 6 лет.



Наборы для малышей до 2 лет предназначены для изучения цвета и формы, собирания простых конструкций, изучения животных.

С двух лет ребенок уже может изучать не только зверей, но и их среду обитания, кто что кушает, строить ферму, зоопарк или арену цирка.

С трех лет ребенок сам сможет придумывать сюжет игры, распределять роли, привлекать к игре сверстников.

Наборы LEGO (Duplo) помогут малышу выучить цвета и простейшие формы предметов. С помощью наборов Лего дети сами составляют различные фигуры. Кроме того LEGO отлично развивают мелкую моторику, являются отличным средством для развития воображения, фантазии и логического мышления

В 4-6 лет ребенку под силу построить сложные модели, объединять наборы для более разносторонней игры.

Наборы LEGO (Duplo) представлены в трех вариантах:

  • для мальчиков,

  • для девочек, отличающиеся по тематике и цветовому решению,

  • а также универсальные.

Также наборы конструктора LEGO (Duplo) отличаются по содержанию и количеству деталей:

  • с небольшим количеством деталей, позволяющим собрать 1-3 фигурки;

  • наборы для свободного конструирования, которые содержат в себе определенное количество базовых деталей;

  • конструкторы тематические.

Аналогом Lego-Duplo, полностью с ним совместимым, можно считать конструкторы фирм Unico Plus, Mega Bloks серия Мini, “Город мастеров” наборы 3+.

Серия Unici Plus итальянского производства отличается большим разнообразием, качеством и безопасностью готовых изделий.

Для детей 3-6 лет конструкторы Лего представлены в самом большом ассортименте – от одиночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.), Даша-следопыт, зоопарк, и др.

Лего для детей 5-12 лет. Позже дети переходят на работу с более мелкими деталями из серии LEGO Education.

Занятия по Лего- конструированию любимы детьми, ведь все обучение и познавательные действия проходят в любимой игровой форме "построй и играй".

Темы занятий могут быть разнообразными по содержанию - от простой постройки по пошаговому показу преподавателя до авторских тематических работ по собственному замыслу. При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм, цветов и пропорций.

Конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки — Лего-Звездные войны, Ниндзя, Бен Тен, средневековые замки и пр. В эту категорию можно отнести настольные игры, а также транспорт на дистанционном управлении.

Условно тематики LEGO (Duplo) и (Education) можно разделить на следующие категории:

Категория

Описание

Фото

1. Животные.

У ребенка есть возможность выучить названия домашних животных, живущих на ферме, и экзотических, обитающих в зоопарке; организовать цирковое представление.

Отдельную детскую любовь заслужила тема динозавров, где малыш может изучить жизнь и способ размножения доисторических обитателей планеты.







2. Транспорт


Даже кроха с помощью взрослого сможет построить настоящую железную дорогу, по которой через мосты и туннели поедет гудящий и говорящий «чух-чух» поезд. В других наборах можно собрать и поиграть в трактор, фургон с мороженым, скорую помощь, пожарную машину, грузовик, самолет и автобус.






3. Город и здания

Цель наборов Дупло Лего – познакомить ребенка с окружающим миром и его устройством. Можно построить дом, а можно создать настоящий город или его отдельные зоны: аэропорт и вокзал, поиграть в почту, полицейский участок, больницу или супермаркет.



4. Сказки и мультфильмы


Какому ребенку не понравится играть героями любимых сказок и мультфильмов. Девочки придут в восторг от наборов с принцессами Диснея, рыцарями и настоящей королевской крепостью, а мальчикам понравится воплотить в реальность гонки тачек и самолетов, устроить бой пиратов или машинок-трансформеров.



5. Продукты


С помощью деталей, имитирующих продукты, можно устроить настоящий пикник, приготовить красивые десерты, мороженое.








6. Игра и обучение



Данные наборы Лего Дупло позволят малышу начать изучение цифр, букв (детали содержат красочные надписи).







С 5 – 7 лет дети знакомятся с конструктором LEGO Education, который дает большие возможности для конструирования по замыслу.

Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.

 Практика показывает, что наборы ЛЕГО имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития и коррекции.

  • Конструктор безопасен: с поделками ребенок может играть, ощупывать, не рискуя испортить.

  • Конструктор и ребенок максимально мобильны: играем на столе, на полу, на ковре.

  • В работе с ЛЕГО ребенок испытывает психологический комфорт, чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

  • Вне зависимости от навыков у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха.

  • конструктор ЛЕГО - это безграничный потенциал не только для спонтанной творческой деятельности детей, многоформатный инструмент в решении образовательных задач. И при этом – всегда находящийся под рукой.

  • И наконец, позволяет  реализовать  основное положение ФГОС дошкольного образования, о  том, что основой образовательной  деятельности является ведущий вид детской деятельности - игра.

  • Данный вид деятельности нам удается поддерживать за счет использования Лего-технологии.

Дети умеют:

  • правильно и быстро ориентироваться в пространстве

  • получать  математические знания о цвете, форме, пропорции, симметрии

  • расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте

  • развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

  • учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

  • овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

  • умеют планировать свою деятельность

  • умеют строить информационные модели.





2.2. Распределение деятельности

между участниками педагогического процесса (этапы реализации)



Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов


1 этап экспресс-диагностики


1.

Подбор диагностических методов и методик, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятием конструктивной деятельностью и техническим творчеством

Проведение мониторинга (Приложение 1). Участие в диагностическом обследовании.

Согласие родителей на диагностирование детей


2.

Обработка результатов мониторинга.

-

Изучение результатов


2. Этап разработки и внедрения технологии


1.

Разработка технологии развития познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством Лего-конструирования. Внесение предложенных родителями идей в содержание технологии.

-

Ознакомление с технологией. Предложение своих идей по данному направлению


3. Этап планирования предстоящей деятельности



Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность детей



Совместное обсуждение уровня подготовки предстоящей деятельности:

  • выбор темы, цели с учетом разработанного примерного перспективного планирования (Приложение 2);

  • подбор методов, приемов и содержания материла;

  • определение места и времени проведения образовательной деятельности;

  • подготовка практического материала (подготовка наглядного, дидактический, раздаточный материал в виде схем, моделей ,создание компьютерных слайдов, программ, и т.д.);

  • выявление технологических особенностей при построении образовательного процесса по развитию «познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством Лего - конструирования».

  • организация педагогом образовательного процесса, координация, практическая помощь, контроль, корректировка на практическом этапе.




Принятие

позиции

партнерства


4. Практический этап


Деятельность по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством Лего - конструирования у дошкольников строится в следующей последовательности:



1 этап. Минутка вхождения в день (для поднятия эмоционального настроения детей и их положительного настроя в деятельности используются игровые ситуации)



2 этап. Мотивация предстоящей деятельности. Для привлечения интереса и внимания дошкольников к предстоящей деятельности используется различный спектр методических приемов, например: игровой и сюрпризный момент (появление какого-нибудь сказочного героя в младшем дошкольном возрасте и загадывание загадок в старшем дошкольном возрасте), создание проблемных ситуаций, которые вызывают у ребенка интерес и состояние радостного ожидания, что же его ждет впереди



3 этап. Анализ построенных объектов моделирования:

  • выделение и называние основных деталей в построенном объекте (степень подробности может быть разной, это зависит насколько ребенок владеет терминологий: выделение основных объектов и их деталей и выделение только главных объектов. Для определения деталей одного объекта можно использовать такой игровой прием как «Охота за подробностями», когда детям предлагается назвать и описать детали основного объекта. А также на этом этапе используется метод – беседы, способствующей анализу построек, описательных характеристик объектов. Данные приемы и методы направлены на активизацию познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. (При этом педагог должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей);

  • конструктивное моделирование основных объектов (детям предлагается внимательно посмотреть на представленные перед ним графические объекты и выбрать именно тот, с помощью которого он будет производить моделирование);

  • выделение и называние второстепенных объектов (можно использовать те же приемы и методы, что и при выделение основных объектов;

  • соединение основных и второстепенных объектов для постройки сюжета (предложить детям соединить, а потом смоделировать сюжет.

Педагогу здесь необходимо:

  • подвести дошкольников к кратким рассуждениям. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем соединятся, какие детали используются, затем почему – аналитические рассуждения: почему так, а не иначе, что произойдет, если изменить последовательность крепления деталей

  • если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно дополнительными вопросами натолкнуть его на определенный выбор объектов;


  • завершение построения объекта, сюжета (после установления взаимосвязей между основными и второстепенными объектами, педагог предлагает детям самостоятельно построит, создать, любой понравившейся тематический сюжет).



4 этап. Презентация построенного объекта, сюжета (на данном этапе можно использовать такие приемы, как:

  • прием фантазирования, самостоятельной коммуникативной презентации;

  • приемы «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать свою постройку, объект, используемый в общем сюжете, при этом получая всеобщее одобрение).



5 этап. Придумывание детьми описательного рассказа к постройке, объекту, сюжета (данный этап предполагает как развитие коммуникативной компетентности, так и раскрытие творческого воображения дошкольников.



5. Этап рефлексии


Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность родителей, как ассистентов

Получение обратной связи. Выводы «Скажите о том, что сделано», «Что вызвало сложность», «Что вы сделали, чтобы решить возникающие затруднения»,«Какие чувства вас переполняют сейчас».

Рефлексия начинается с концентрации детей на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе и в результате деятельности.

Свои предложения и комментарии.






















2.3. Содержание психолого-педагогической работы

Старшая группа (1 –й год обучения)

1

Закреплять знания детей о деталях Лего-конструктора, различать и называть их.

2

Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.

3

Продолжать учить детей работать коллективно.

4

Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

5

Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

6

Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

7

Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

8

Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок.

Условное обозначение алгоритм – схема

9

Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.

10

Дать понятие множество и что такое симметрия.

11

Учить работать в паре.

12

Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

13

Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора LEGO Education

14

Дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются.

15

Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.





















Подготовительная группа (2-й год обучения)

п/п

Задачи

1

Формирование интереса к конструктивной деятельности.

2

Закреплять знания детей о деталях лего-конструктора LEGO Education

, называть их.

3

Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму.

4

Учить соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал.

5

Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать.

6

Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки.

7

Продолжить знакомство детей с архитектурой и работой архитекторов.

8

Учить сооружать постройку по замыслу.

9

Учить сооружать постройки по фотографии, схеме.

10

Продолжать учить сооружать постройки по заданным условиям сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.

11

Учить устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением.

12

Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический рисунок.

13

Продолжать учить детей работать в паре.

14

Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

15

Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора LEGO Education

16

Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей.

17

Учить создавать движущиеся конструкции, находить простые технические решения.

18

Продолжать учить детей разнообразным вариантам скрепления Лего-элементов между собой.

19

Продолжать учить рассказывать о своей постройке.

20

Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.











2.4. Учебно-тематический план

Месяц, неделя

Тема занятия

Краткое содержание

Количество часов

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Конструкторы Лего

Познакомить детей с конструктором ЛЕГО Duplo

Учить детей собирать простейшие конструкции: простые дома, заборы, мебель для дома

2

2 неделя

Знакомство с новыми деталями конструктора

Познакомить с элементом шестеренка, способами крепления.

2

3 неделя

Спонтанная

индивидуальная ЛЕГО-игра

детей или знакомство с

ЛЕГО продолжается

Спонтанная игра.

Конструирование по замыслу. Исследование и анализ

полученных построек.


2

4 неделя

Игра « Угадай мою модель»

Заполнение диагностических карт


2

Октябрь

1 неделя

«Исследователи кирпичиков»

Познакомить с новыми названиями и назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей. Показать и рассказать, где и для чего они используются.

2

2 неделя

«Исследователи кирпичиков»

Закрепить полученные навыки в конструировании. Учить комментировать свои действия, работать в паре, устанавливать контакт и поддерживать разговор. Обыгрывание построек. Выставка работ.

2

3 неделя

Модель волчок

Конструктор «Первые конструкции»

Познакомить с деталью волчок. Дать понятие об устойчивости (неустойчивости), энергии, вращении.

Учить детей самостоятельно изготавливать по образцу модель волчка.

2

4 неделя

Лесной домик.

Учить детей строить дом. Развивать умение распределять детали конструктора правильно.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

2

Ноябрь

1 неделя

«Наш двор»


Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения

устойчивых и симметричных моделей,

обучение созданию сюжетной композиции;

воспитывать бережное отношение к труду людей.



2

2 неделя

«Улица полна неожиданностей»

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию

2

3 неделя

4 неделя

«Игра в ферму»

Беседа «Что такое ферма». Обсуждение с детьми, каким они представляют себе фермера и его дом.

Конструирование фермы и его обитателей. Домика фермера.

Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать и закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей зданий. Воспитывать трудолюбие

4

Декабрь

1 неделя

Городской пейзаж

Обсуждение: какие дома есть в нашем городе. Дом снаружи и внутри: крыша, колонны, двери, окна, полы и перекрытия, балконы. Опыт с постройками - испытание моделей на устойчивость.

2

2 неделя

Свободная тема. Творческое

конструирование по

замыслу детей.

Спонтанная игра. Конструирование по

замыслу.

Подвижная игра «Лего на голове»


2

3 неделя

Терем Деда Мороза.

Беседа «Что такое Новый год?» Обсуждение с детьми, каким они представляют себе терем Деда Мороза.

2

4 неделя

Терем Деда Мороза.

Творческое коллективное конструирование с детьми терема. Игра «Запомни расположение».

2

Январь

1 неделя

Новогодние каникулы


2 неделя



2

3 неделя

Свободная тема

Закрепить полученные ранее знания Среди множества деталей дети легко ориентируются и могут строить объекты по замыслу в группе и индивидуально.

2

4 неделя

Городской транспорт

Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения. Учить строить машины

2

Февраль

1 неделя

Математический поезд


Учить строить из Лего-конструктора.


2

2 неделя

Математический поезд

Знакомиться с цифрами и изучать устный счет, загружая и разгружая красочные вагончики при помощи собранного крана


2

3 неделя

ЛЕГО-подарок для папы.

Беседа о празднике 23 февраля. Самостоятельное конструирование подарка для пап. Исследование и анализ полученных построек. Выставка работ.


2

4 неделя

Знакомство со светофором.


Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навык конструирования.

Строить проезжую часть и надземный переход.

2

Март

1 неделя

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Развитие фантазии и воображения детей, показать детям технику «мозаики» из LEGO. Воспитывать любовь к родным. Выставка работ.

2

2 неделя

3 неделя

Построй свою историю

Совместное обсуждение сюжетной линии и построение рассказа. Создание декораций из деталей конструктора и инсценировка истории

4

4 неделя

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2

Апрель

1 неделя

2 неделя

Космический транспорт: ракета, луноход.

Продолжить знакомство с космосом. Обсудить, что такое луноход, и для чего он нужен. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать мышление, речь, конструктивные навыки. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

4

3 неделя

Строительство простейших моделей самолетов и вертолетов

Создание сказочного средства передвижения

2

4 неделя

Сказочные и исторические персонажи

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO.


2

Май

1 неделя

«Жил на свете один человечек»

Постройка крылечка, человечка, птички. Постройка модели кораблика по образцу. Придумать и рассказать историю человечка.

1

2 неделя

Создание сценария по теме «Приключения».

Обыгрывание ситуации. Придумывание сценария с участием трѐх моделей (самолет, великан, парусник), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение.


1

3 неделя

Итоговое занятие. Фантазируй!

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. Заполнение диагностических карт

2

4 неделя

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.


1

















































2.5. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

2. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я. Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

4. Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.

5. Фешина Е.В. «Лего- конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.

































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностическая карта (вариант 1)

Задание

Количество баллов

1

2

3

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь

может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Умение проектировать по образцу и по схеме:

не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя

может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.

может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Умение конструировать по пошаговой схеме


не может понять последовательность действий при проектировании по

пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем

воспитателя.


может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе

исправляя ошибки под руководством воспитателя.


может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по

пошаговой схеме.


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Фамилия, имя ребенка _________________________________

Возраст _______________________

№ задания

Количество баллов

Итого

с

м

с

м

1





2





3





Уровень





Результаты:

От 3 до 5 баллов – низкий уровень

От 6 до 8 баллов – средний уровень

9 баллов – высокий уровень



Диагностическая карта в старшей группе

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Называет детали конструктора «Duplo»

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умеет рассказать о постройке

Итоговый результат (среднее значение)

1


с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

2




















3




















4




















5




















6




















7




















8




















9




















10




















11




















12




















13




















14




















15




















16




















17




















18




















19




















20




















21




















22




















23




















24




















25




















Итоговый результат (среднее значение)



























Диагностическая карта в подготовительной группе

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Называет детали конструктора «Duplo»

Строит сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Использует предметы-заместители

Работа над проектами

Итоговый результат

1


с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

2




















3




















4




















5




















6




















7




















8




















9




















10




















11




















12




















13




















14




















15




















16




















17




















18




















19




















20




















21




















22




















23




















24




















25
























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Игры с конструктором LEGO

Младший возраст

По методике в младшей группе роль ведущего всегда берёт на себя взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре.

Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры.

Цель игры - закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый) деталей конструктора Лего, форму (квадрат, прямоугольник).

Название игры

Правила игры

«Разложи по цвету».

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

«Передай кирпичик Лего».

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

Средний возраст

Методика. Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому игры, немного усложняются. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное.

Цель игры: научить детей пользоваться карточками, запомнить названия некоторых деталей конструктора Лего. Развивать внимание, быстроту, координацию движений, мышление.

Название игры

Правила игры

«Найди постройку».

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

«Кто быстрее».

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

«Лего на голове».

Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик Лего. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Старший возраст

Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя дети.

Цель игры – развивать чувство коллективизма, память, мышления, учить заниматься по карточкам.


«Чья команда быстрее построит».


Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей.

Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке.

Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

«Найди деталь такую же, как на карточке».

Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора Лего "Дупло". И находят такую же деталь и прикрепляют её на плату. В конце игры дети придумывают, что получилось.

«Таинственный мешочек».


Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.


«Разложи детали по местам».


Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.

Подготовительная группа

Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки.

Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.

«Назови и построй».

Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий даёт задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.

«Лего подарки».

Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.

«Запомни расположение»

Правила: ведущий строит какую-нибудь постройку (не более восьми деталей). В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же.

Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!