Детско-родительский познавательный проект
«Город, в котором мы живём»
Автор творческой работы
Балакина Алла Николаевна
Актуальность.
Современная тенденция развития образования, в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей, направлена на воспитание гармонично развитой личности, которая принимает активное участие в жизни общества. В настоящее время требуются люди, способные разумно строить и корректировать отношение к себе, другим людям, обществу.
Сейчас много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей «малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы. Мы хотим, чтобы ребятам, город, в котором они живут, стал родным и любимым!
Все мамы и папы нашего детского сада занимают активную жизненную позицию в вопросах воспитания и развития детей и являются активными участниками образовательного процесса. Поэтому все вместе: и родители, и специалисты группы и ДОУ решили, на родительских собраниях в начале года, работать над долгосрочным проектом «Город, в котором я живу», который включал в себя индивидуальные семейные проекты. 90% семей приняли в этом активное участие. Исследовательское поведение – возрастная потребность ребёнка, он рождается с врожденным поисковым рефлексом. Умение и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Дети учились самостоятельно и с помощью взрослых (родителей, сотрудников д\с) находить нужную информацию, перерабатывать её, рассказывали потом товарищам о самом интересном.
Цель проекта:
- вызвать интерес к истории родной страны, родного города, воспитать любовь и уважение к малой родине, чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о России, городе Краснодаре, его истории, достопримечательностях. Познакомить с символикой города (герб, флаг).
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свою страну, малую Родину, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – краснодарцевцев.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города, воспитанию любви к малой родине.
- Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Наш город – Краснодар»
- Автоматизировать у детей в стихотворной и монологической речи поставленные звуки.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта:
- дети старшей и подготовительной групп;
- воспитатели групп;
- специалисты ДОУ (логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог детского сада);
- родители воспитанников групп;
Прогнозируемый результат:
Открытие с детьми своей «малой Родины», самореализация дошкольника в городском социуме.
Образовательная область:
Познавательная:
Беседы:
- «Краснодар, город, в котором я живу»;
- «Достопримечательности города Краснодара»;
- «Литературно-тематический вечер «День народного единства».
Экскурсии:
- «Улицы нашего города» (ближайшие улицы);
- «Знакомимся с историей Краснодара» (экскурсия в Историко-краеведческий музей).
Викторина:
- «Знаешь ли ты свой город?»
Выставки:
- «Дары пироды»
Фото — выставка «Моё любимое место в Краснодаре»;
Цель: развивать монологическую и диалогическую речь, учить отвечать на вопросы, расширить и активизировать словарный запас по теме, внимательно рассматривать иллюстрации, фотографии, экспонаты выставок.
Дидактические игры: «Узнай и назови», «Разрезные картинки», «Составь герб из осколков», «Разложи правильно».
Цель: развивать творческое и логическое мышление, слуховую и зрительную память, внимание.
Коммуникативная:
- Знакомство с историей России;
- Защита мини-проектов о достопримечательностях города (детско-родительские проекты);
- составление книги рассказов о родном городе:
«Мой дом»,
«Мои любимые достопримечательности» с опорой на план;
- заучивание стихов, составление загадок о городе Краснодаре, разучивание песен о Родине;
- словесные игры: «Назови по образцу», «Скажи со словом городской», «Хорошо – плохо».
Цель: развивать монологическую речь, учить выразительному чтению стихотворений, автоматизировать у детей в стихотворной и монологической речи поставленные звуки, упражнять в умении составлять загадки, активизировать словарный запас детей.
Социализация:
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы путешествуем на автобусе по родному Краснодару», «Семья», «Поход в кукольный театр», «Детский сад», «На стройках города Краснодара».
Цель: знать достопримечательности родного города, воспитывать чувство любви и патриотизма к малой родине, чувство коллективизма и уважения к детям-участникам игры. Продуктивная:
- Строительные игры: «Город», «Наша улица», «Построим разные дома».
Цель: учить строить из конструктора разные дома, передавая архитектуру зданий (жилые дома, школа, д\сад, поликлиника, театр, магазин), с опорой на фотографию или схему и самостоятельно.
- Рисование красками, цветными карандашами, мелками на тему: «Мой дом», « Улицы родного города»;
«Есть на Урале городок».
- Аппликация на тему «Разные дома моего города».
Цель: учить вырезать, рисовать дома и административные здания в Краснодаре, передавать в работе особенности и отличительные черты архитектурных сооружений, развивать восприятие, внимание, мелкую моторику, прививать любовь к родному городу.
Участие родителей в реализации проекта:
- анкетирование родителей;
- организация экскурсий по городу;
- помощь в организации посещения Краснодарского Историко-краеведческого музея;
- работа по созданию мини-проектов «Мой любимый Краснодар» (дети и родители группы);
- оформление фотовыставки «Моё любимое место в Краснодаре»;
- помощь в организации и проведении спортивного праздника, «Дети и папы рады, в детском саду олимпиада!»;
- участие в подготовке и проведении итогового праздника, дня города Краснодара, — «Есть много городов на свете, но мой неповторим».
Итогом работы над проектом явился праздник «На свете много городов, но мой неповторимый» Предлагаем вашему вниманию сценарий данного мероприятия и презентацию, которая сопровождает праздник.
Сценарий праздника «Моя малая Родина — Краснодар»
Одной из задач годового плана нашего детского сада является формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Мы хотим, чтобы ребенок вырос любящим свою семью, дом и Родину. Поэтому провели мероприятие «Моя малая Родина – Краснодар».
Цель: формировать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.
Задачи:
- познакомить с символикой города: гербом и флагом Краснодарского края и города Краснодар;
- продолжать развивать знания о достопримечательностях города Краснодар;
- расширить и закрепить знания детей о нашем городе;
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город.
Материалы: мультимедийное устройство, видеофильм «Краснодар с высоты птичьего полета», презентация «Моя малая Родина», цветок «Подсолнух», муляжи фруктов и овощей, 2 корзинки, песня «Ой, да Краснодарский край», музыка для игр.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте мальчишки и девчонки, казаки и казачки и веселые ребятки. Сегодня мы с вами поговорим о том, в каком замечательном месте мы живем.
- Но сначала посмотрим презентацию.
1 и 2 слайды.
Что вы видите? (Карта России). Мы живем в самой большой стране, которая называется… .(Дать детям ответить) Россия. Это самая богатая страна. Самый главный город России – это (дети продолжают) Москва. В нашей стране очень много… .(дети отвечают и называют)
3, 4, 5, 6, 7, 8 слайды.
Моря, реки, леса, горы, озера, поля. Наш город – это самый главный город юга России. И называется он (Краснодар) .
9, 10 слайды.
Наш город Краснодар является нашей с вами Малой Родиной. Как вы думаете, почему называют Малая Родина? (Выслушиваем ответы детей).
- Для человека самое близкое и родное место то, где он родился, где ходит в детский сад, в школу, где живут и работают его родители. Это место и называют «Малая Родина».
- В каждом городе, как и в других городах и странах есть своя символика. Это герб и флаг.
11, 12 слайды.
Посмотрите на герб и флаг Краснодара. Он разработан на основе герба и отражает исторические особенности города.
Изображение на флаге крепостной стены символизирует Екатеринодарскую крепость. Желтый вензель императрицы Екатерины II говорит о том, что город был назван Екатеринодаром в её честь.
13, 14 слайды.
У каждого города тоже есть свой флаг и герб. Символы остаются одинаковые. Назовите их. (Дети описывают цвета символики города Краснодара). Назовите станицы Краснодарского края. (Дети называют).
- А теперь предлагаю посмотреть небольшой видеофильм. (Смотрим видеофильм «Краснодар с высоты птичьего полета») .
- Какой замечательный фильм. Кто – нибудь из вас узнал этот красивый город? (Ответы детей выслушиваются) .
- Почему вы решили, что этот красивый город - Краснодар? (Узнали знакомые места, магазины, парки и так далее) .
- Вы правильно заметили, что этот фильм о Краснодаре, о городе, в котором мы живем.
Послушайте стихотворение:
Кубань моя! Жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля!
А где еще такое небо синее?
А где еще такие тополя?
Где так поют под южным небом птицы,
И где земля вдыхает солнца дар!
Цвети и пой, Кубанская столица,
Родной мой город, добрый Краснодар!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему вы так решили?
- Наш город очень большой. В нем очень много замечательных мест. Давайте немного поиграем.
Игра «Назови достопримечательности нашего города». У меня есть красивый подсолнух, будем его передавать и говорить, что у нас в городе есть интересное и красивое. (Дети передают друг другу цветок и называют достопримечательности города Краснодара)
- Ребята, вы оказывается так много знаете о своем городе. А улицы в нашем городе есть? Тогда встаем в круг друг за другом и прогуляемся по улицам нашего прекрасного города.
Игра «Мы по городу шагаем, дружно ноги поднимаем».
- Мы городу шагаем, дружно ноги поднимаем, раз, два, три … .Саша улицу Краснодара назови. (Называет. Игра повторяется 5-6 раз). Отлично поиграли, улицы города называли.
- Ребята, кто из вас знает, чем богат наш город и край. (Дети отвечают) .
- Действительно, наш край богат овощами, фруктами, злаковыми растениями и другими культурами. Так как осень наступила, пора собирать урожай.
Игра «Овощи – фрукты».
Девочки и мальчики разделятся на две команды: девочки собирают фрукты, мальчики – овощи. (Дети под музыку играют) .
- Какие вы молодцы, так здорово справились с заданием. Немного посидим, на пальчики поглядим, стишок проговорим, да достопримечательности повторим. (Поочередно загибаем пальчики) .
Пальчиковая разминка.
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть и наблюдать.
Раз – улица Красная,
Два – улица Игнатова,
Три – красавица Кубань,
А четыре – длинный мост,
Пять – гуляю я по парку,
Шесть – к музею я хожу
И на картинки погляжу,
Семь - конечно наш фонтан,
Как красиво там.
Восемь – это магазин,
Девять – повстречался мне наш стадион,
Каждый будет чемпион.
Десять – из – за поворота
Вижу я Кубанские просторы.
- Вот и подошло к концу наше мероприятие о нашей Родине. Расскажите, кому, что понравилось? Что запомнилось?
Давайте заучим стихотворение о Родине.
Стихотворение о Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
- Любите и берегите свою малую Родину, потому что это место всегда останется в нашем сердце, где бы вы не находились. Не зря о нашем городе и крае сочиняют стихи и песни, как это делает Кубанский Казачий хор. На прощание слушаем и смотрим песню «Ой. Да Краснодарский край». А. Захарченко. - отрывок из концерта.
Просмотр содержимого документа
«Детско-родительский познавательный проект «Город, в котором мы живём»»
Детско-родительский познавательный проект «Город, в котором мы живём» Автор творческой работы Балакина Алла Николаевна
Актуальность.
Современная тенденция развития образования, в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей, направлена на воспитание гармонично развитой личности, которая принимает активное участие в жизни общества. В настоящее время требуются люди, способные разумно строить и корректировать отношение к себе, другим людям, обществу.
Сейчас много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей «малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы. Мы хотим, чтобы ребятам, город, в котором они живут, стал родным и любимым!
Все мамы и папы нашего детского сада занимают активную жизненную позицию в вопросах воспитания и развития детей и являются активными участниками образовательного процесса. Поэтому все вместе: и родители, и специалисты группы и ДОУ решили, на родительских собраниях в начале года, работать над долгосрочным проектом «Город, в котором я живу», который включал в себя индивидуальные семейные проекты. 90% семей приняли в этом активное участие. Исследовательское поведение – возрастная потребность ребёнка, он рождается с врожденным поисковым рефлексом. Умение и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Дети учились самостоятельно и с помощью взрослых (родителей, сотрудников д\с) находить нужную информацию, перерабатывать её, рассказывали потом товарищам о самом интересном.
Цель проекта:
- вызвать интерес к истории родной страны, родного города, воспитать любовь и уважение к малой родине, чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о России, городе Краснодаре, его истории, достопримечательностях. Познакомить с символикой города (герб, флаг).
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость за свою страну, малую Родину, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – краснодарцевцев.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города, воспитанию любви к малой родине.
- Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Наш город – Краснодар»
- Автоматизировать у детей в стихотворной и монологической речи поставленные звуки.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта:
- дети старшей и подготовительной групп;
- воспитатели групп;
- специалисты ДОУ (логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог детского сада);
- родители воспитанников групп;
Прогнозируемый результат:
Открытие с детьми своей «малой Родины», самореализация дошкольника в городском социуме.
Образовательная область:
Познавательная:
Беседы:
- «Краснодар, город, в котором я живу»;
- «Достопримечательности города Краснодара»;
- «Литературно-тематический вечер «День народного единства».
Экскурсии:
- «Улицы нашего города» (ближайшие улицы);
- «Знакомимся с историей Краснодара» (экскурсия в Историко-краеведческий музей).
Викторина:
- «Знаешь ли ты свой город?»
Выставки:
- «Дары пироды»
Фото — выставка «Моё любимое место в Краснодаре»;
Цель: развивать монологическую и диалогическую речь, учить отвечать на вопросы, расширить и активизировать словарный запас по теме, внимательно рассматривать иллюстрации, фотографии, экспонаты выставок.
Дидактические игры: «Узнай и назови», «Разрезные картинки», «Составь герб из осколков», «Разложи правильно».
Цель: развивать творческое и логическое мышление, слуховую и зрительную память, внимание.
Коммуникативная:
- Знакомство с историей России;
- Защита мини-проектов о достопримечательностях города (детско-родительские проекты);
- составление книги рассказов о родном городе:
«Мой дом»,
«Мои любимые достопримечательности» с опорой на план;
- заучивание стихов, составление загадок о городе Краснодаре, разучивание песен о Родине;
- словесные игры: «Назови по образцу», «Скажи со словом городской», «Хорошо – плохо».
Цель: развивать монологическую речь, учить выразительному чтению стихотворений, автоматизировать у детей в стихотворной и монологической речи поставленные звуки, упражнять в умении составлять загадки, активизировать словарный запас детей.
Социализация:
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы путешествуем на автобусе по родному Краснодару», «Семья», «Поход в кукольный театр», «Детский сад», «На стройках города Краснодара».
Цель: знать достопримечательности родного города, воспитывать чувство любви и патриотизма к малой родине, чувство коллективизма и уважения к детям-участникам игры. Продуктивная:
- Строительные игры: «Город», «Наша улица», «Построим разные дома».
Цель: учить строить из конструктора разные дома, передавая архитектуру зданий (жилые дома, школа, д\сад, поликлиника, театр, магазин), с опорой на фотографию или схему и самостоятельно.
- Рисование красками, цветными карандашами, мелками на тему: «Мой дом», « Улицы родного города»;
«Есть на Урале городок».
- Аппликация на тему «Разные дома моего города».
Цель: учить вырезать, рисовать дома и административные здания в Краснодаре, передавать в работе особенности и отличительные черты архитектурных сооружений, развивать восприятие, внимание, мелкую моторику, прививать любовь к родному городу.
Участие родителей в реализации проекта:
- анкетирование родителей;
- организация экскурсий по городу;
- помощь в организации посещения Краснодарского Историко-краеведческого музея;
- работа по созданию мини-проектов «Мой любимый Краснодар» (дети и родители группы);
- оформление фотовыставки «Моё любимое место в Краснодаре»;
- помощь в организации и проведении спортивного праздника, «Дети и папы рады, в детском саду олимпиада!»;
- участие в подготовке и проведении итогового праздника, дня города Краснодара, — «Есть много городов на свете, но мой неповторим».
Итогом работы над проектом явился праздник «На свете много городов, но мой неповторимый» Предлагаем вашему вниманию сценарий данного мероприятия и презентацию, которая сопровождает праздник.
Сценарий праздника «Моя малая Родина — Краснодар»
Одной из задач годового плана нашего детского сада является формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Мы хотим, чтобы ребенок вырос любящим свою семью, дом и Родину. Поэтому провели мероприятие «Моя малая Родина – Краснодар».
Цель: формировать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.
Задачи:
- познакомить с символикой города: гербом и флагом Краснодарского края и города Краснодар;
- продолжать развивать знания о достопримечательностях города Краснодар;
- расширить и закрепить знания детей о нашем городе;
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город.
Материалы: мультимедийное устройство, видеофильм «Краснодар с высоты птичьего полета», презентация «Моя малая Родина», цветок «Подсолнух», муляжи фруктов и овощей, 2 корзинки, песня «Ой, да Краснодарский край», музыка для игр.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте мальчишки и девчонки, казаки и казачки и веселые ребятки. Сегодня мы с вами поговорим о том, в каком замечательном месте мы живем.
- Но сначала посмотрим презентацию.
1 и 2 слайды.
Что вы видите? (Карта России). Мы живем в самой большой стране, которая называется… .(Дать детям ответить) Россия. Это самая богатая страна. Самый главный город России – это (дети продолжают) Москва. В нашей стране очень много… .(дети отвечают и называют)
3, 4, 5, 6, 7, 8 слайды.
Моря, реки, леса, горы, озера, поля. Наш город – это самый главный город юга России. И называется он (Краснодар) .
9, 10 слайды.
Наш город Краснодар является нашей с вами Малой Родиной. Как вы думаете, почему называют Малая Родина? (Выслушиваем ответы детей).
- Для человека самое близкое и родное место то, где он родился, где ходит в детский сад, в школу, где живут и работают его родители. Это место и называют «Малая Родина».
- В каждом городе, как и в других городах и странах есть своя символика. Это герб и флаг.
11, 12 слайды.
Посмотрите на герб и флаг Краснодара. Он разработан на основе герба и отражает исторические особенности города.
Изображение на флаге крепостной стены символизирует Екатеринодарскую крепость. Желтый вензель императрицы Екатерины II говорит о том, что город был назван Екатеринодаром в её честь.
13, 14 слайды.
У каждого города тоже есть свой флаг и герб. Символы остаются одинаковые. Назовите их. (Дети описывают цвета символики города Краснодара). Назовите станицы Краснодарского края. (Дети называют).
- А теперь предлагаю посмотреть небольшой видеофильм. (Смотрим видеофильм «Краснодар с высоты птичьего полета») .
- Какой замечательный фильм. Кто – нибудь из вас узнал этот красивый город? (Ответы детей выслушиваются) .
- Почему вы решили, что этот красивый город - Краснодар? (Узнали знакомые места, магазины, парки и так далее) .
- Вы правильно заметили, что этот фильм о Краснодаре, о городе, в котором мы живем.
Послушайте стихотворение:
Кубань моя! Жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля!
А где еще такое небо синее?
А где еще такие тополя?
Где так поют под южным небом птицы,
И где земля вдыхает солнца дар!
Цвети и пой, Кубанская столица,
Родной мой город, добрый Краснодар!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему вы так решили?
- Наш город очень большой. В нем очень много замечательных мест. Давайте немного поиграем.
Игра «Назови достопримечательности нашего города». У меня есть красивый подсолнух, будем его передавать и говорить, что у нас в городе есть интересное и красивое. (Дети передают друг другу цветок и называют достопримечательности города Краснодара)
- Ребята, вы оказывается так много знаете о своем городе. А улицы в нашем городе есть? Тогда встаем в круг друг за другом и прогуляемся по улицам нашего прекрасного города.
Игра «Мы по городу шагаем, дружно ноги поднимаем».
- Мы городу шагаем, дружно ноги поднимаем, раз, два, три … .Саша улицу Краснодара назови. (Называет. Игра повторяется 5-6 раз). Отлично поиграли, улицы города называли.
- Ребята, кто из вас знает, чем богат наш город и край. (Дети отвечают) .
- Действительно, наш край богат овощами, фруктами, злаковыми растениями и другими культурами. Так как осень наступила, пора собирать урожай.
Игра «Овощи – фрукты».
Девочки и мальчики разделятся на две команды: девочки собирают фрукты, мальчики – овощи. (Дети под музыку играют) .
- Какие вы молодцы, так здорово справились с заданием. Немного посидим, на пальчики поглядим, стишок проговорим, да достопримечательности повторим. (Поочередно загибаем пальчики) .
Пальчиковая разминка.
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть и наблюдать.
Раз – улица Красная,
Два – улица Игнатова,
Три – красавица Кубань,
А четыре – длинный мост,
Пять – гуляю я по парку,
Шесть – к музею я хожу
И на картинки погляжу,
Семь - конечно наш фонтан,
Как красиво там.
Восемь – это магазин,
Девять – повстречался мне наш стадион,
Каждый будет чемпион.
Десять – из – за поворота
Вижу я Кубанские просторы.
- Вот и подошло к концу наше мероприятие о нашей Родине. Расскажите, кому, что понравилось? Что запомнилось?
Давайте заучим стихотворение о Родине.
Стихотворение о Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
- Любите и берегите свою малую Родину, потому что это место всегда останется в нашем сердце, где бы вы не находились. Не зря о нашем городе и крае сочиняют стихи и песни, как это делает Кубанский Казачий хор. На прощание слушаем и смотрим песню «Ой. Да Краснодарский край». А. Захарченко. - отрывок из концерта.