ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ № 25»
(ГБОУ ЛНР СОШ I-II СТУПЕНЕЙ № 25)
Сценарий внеклассного мероприятия по химии
Мастер- класс «Учебные забавы»
4 декабря 2018 года
Учитель.
- Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, географии и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием – естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем.
Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь – это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 7 класса. Эта наука помогает человеку создавать лекарства, изготавливать различные виды тканей для одежды, заменять металлические детали на пластмассовые, натуральные продукты на искусственные и многое другое.
Пригласив вас в гости на час занимательной химии, мы хотим показать вам интересные химические эксперименты, которые осуществят для вас ребята 7 и 9 класса.
История развития химии.
Учитель.
- Откуда же взялось само слово «химия»? Ученые рассматривают несколько вариантов происхождения этого слова. У древнегреческого писателя Плутарха встречается слово «chemia» – наука черной земли (Египта). На языке египтян слово «хем» означало «черный». Некоторые исследователи считают, что слово «химия», возможно, произошло от греческих слов «хюмос» – сок или «хюма» – так называлось металлическое литье, или «химевсис» – смешивание. По версии других ученых, в слове «химия» отражен ее практический исток: «chymeia» – наливание, настаивание. В этом – дальний отголосок древней практики восточных лекарей (фармацевтов), извлекавших соки лекарственных растений и изучавших их.
1-й ученик
- Первой реакцией, с которой познакомился человек еще на заре цивилизации, было горение. Знания об огне и горении были у первобытного человека стихийные, основанные на наблюдениях и интуиции. А какие еще знания о веществах и их превращениях имелись у древних народов? Исследуя предметы домашнего обихода, отрывки из письменных источников, развалины зданий, которые обнаружили археологи в ходе раскопок, ученые установили, что определенные химические знания имели египтяне, персы, вавилоняне, арабы, греки, римляне, а на востоке – китайцы и японцы.
2-й ученик.
- Химия в древнем Египте. Больше других о веществах и их превращениях знали отдельные представители египетского народа (преимущественно жрецы). Они научились бальзамировать трупы фараонов, приготавливать краски, средства парфюмерии и косметики, гончарные и стеклянные изделия, освоили производство папирусов и склеивали их клеем, готовили вина, ячменный напиток (аналог пива) и уксус. Египтянам были известны металлы, и сплавы, а также сера, сода, гашеная и негашеная известь, мыло, нефть, драгоценные и искусственные камни и др. И что интересно, в некоторых случаях знания древних египтян были более верными, чем знания алхимиков, живших намного позже.
3-й ученик.
. - Химия в древнем Китае. Наиболее крупный вклад в развитие «материальной культуры» был сделан народами, населяющими территорию Китая. В начале нашей эры в Китае изобрели фарфор, из которого изготовляли изумительные изделия. В Европе же фарфор был изобретен только в конце XVII в.
Многие изобретения китайцев имели практическое значение. Они еще до нашей эры умели взрывать скалы порохом, в большом количестве применяли краски. Особой славой у них пользовалась киноварь, не только как краска, но и как лекарственное средство.
4-й ученик.
- В начале II в.н.э. в Китае была изобретена бумага.. Понадобилась целая тысяча лет, чтобы величайшее китайское изобретение получило признание и широкое распространение.
Еще до нашей эры китайцами были разработаны способы получения сахара из растений. Широкое распространение получили у них и естественные (растительные) красители. В Китае успешно развивалась лекарственная химия, была изобретена тушь и разнообразные лаки. Китайские земледельцы еще до нашей эры начали применять органические удобрения.
5-й ученик.
- Период алхимии. Зарождение алхимии произошло в эпоху процветания Александрии в течение первых веков нашей эры. Из Александрии алхимические знания и навыки проникли в Сирию.
От сирийцев идеи алхимиков перешли к арабам, которые и принесли их в Европу. Именно арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия», прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку «ал». Закрепление и развитие алхимии в Европе началось в XI–XIV вв. В ту пору в Европу главным образом завозились предметы роскоши, средством оплаты которых были золото и серебро.
6-й ученик
- Одним из основных направлений исследовательской работы алхимиков стали поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото или серебро. Эта тема до сих пор привлекает умы человечества. Многие писатели так или иначе обращаются в своих произведениях к этой удивительной эпохе становления химии. Вспомните хотя бы всем известного Гарри Поттера. Хотя философский камень, придуманный писательницей Дж.К.Ролинг, по своим свойствам больше напоминает эликсир бессмертия, поиском которого также занимались алхимики.
В период алхимии были открыты новые вещества и минералы (соли, кислоты, щелочи, сплавы, эмали, минеральные и растительные краски и др.), накоплен большой фактический материал о свойствах этих веществ, разработаны основные методы их очистки (перегонка, возгонка) и необходимое для этого лабораторное оборудование
Учитель.
- Итак, ребята, сегодня вы познакомились с тем, что изучает наука химия; какую историю она имеет; что дает человечеству химическая отрасль промышленности; как связана химия с другими науками. Ее величество химия только чуть-чуть приоткрыла перед вами занавес своих тайн. А как сказал один мыслитель, «нельзя объять необъятное!». Чем больше получает человек знаний, тем больше новых вопросов у него возникает. Еще в 1934 г. академик Н.Д.Зелинский писал: «Если в столь простом веществе, как вода, наукой не все было открыто, то как много еще остается неясного и точно неисследованного во всем окружающем нас материальном мире…» Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча пробудила у вас интерес к химии, что у вас возникло желание овладеть химическими знаниями для разгадывания тайн и объяснения различных явлений. Если это так, то на следующий год наша совместная работа на уроках химии будет интересной и плодотворной.
А сейчас вашему вниманию предлагаем сценку «Сватовство химика».
Сватовство химика
Баба Яга:
- О, Алена, гляди, кто к нам в гости пожаловал! И что это ему у нас понадобилось?
Иванушка (обращается к Бабе Яге):
- Бабуля, отдай за меня замуж свою внучку! Век буду ее любить!
Баба Яга (кричит):
- Не отдам! И не проси! И ты же бедный, и богатства у тебя нет! Еще и делать ничего не умеешь! Две левые руки, одним словом!
(Ворчит уже потише). Сидит он, видите ли , в своей лаборатории… Постоянно только и слышно запах неприятный оттуда!
Иванушка (возмущенно):
- Как это я ничего не умею делать? Да я даже золото из воды могу добыть!
Баба Яга (ехидно):
- Хотелось бы увидеть…
Иванушка:
- Ну, тогда смотри!
Опыт1 : «Получение золота».
В колбу налить 50г прозрачного раствора нитрата свинца и к нему добавить столько же прозрачного раствора калий иодида. При этом выпадает осадок плюмбум иодида интенсивного желтого цвета.
Баба Яга (удивленно):
- Ну и ну!
Аленка:
- Бабуля, ну отпусти!
Баба Яга :
- Уговорили! (С жадностью).Ох, люблю золото! Давай его сюда!
( Баба Яга забирает «золото». Иванушка берет за руку Аленку и они некоторое время идут.)
Аленка (вредничает):
- Есть хочу!
Иванушка:
- Ну, потерпи еще немножко!
Аленка:
- Пить хочу!
(Аленка с Иванушкой подходят к «бару», где стоят химические склянки с разными растворами).
Иванушка:
- О, смотри! Бар «Алхимик»! Тут еще и надпись странная какая-то: «Вход бесплатный, выход тоже».
Аленка (капризно):
- Фу, да тут только вода-а-а! А я молочка хочу-у-у!
Иванушка:
- Будет сейчас тебе молоко!
Опыт2: «Получение из воды «молока».
В химический стакан налить 50мл прозрачного раствора кальция хлорида и прибавить 50 мл прозрачного раствора натрия карбоната.Выпадает осадок белого цвета.
Аленка (кричит):
- Не хочу белого молока! Хочу голубого!
Иванушка:
- Ну, вот тебе голубое молоко! Только не капризничай!
Опыт3: «Голубое молоко»
К раствору купрум сульфата прилить раствор бария хлорида.Получается голубой раствор.
Аленка (кричит):
- Не хочу никакого молока!!! Хочу воды!!!
Иванушка:
- Ну, не хочешь – и не надо! Будет тебе сейчас вода!
Опыт 4 : «Получение из молока воды».
В белое «молоко» прилить раствор хлоридной кислоты до полного растворения осадка, выделяются пузырьки газа.
Аленка (кричит):
- Не хочу минеральной! Хочу «Спрайт»!
Иванушка:
- Да будет тебе и «Спрайт», и «Кока-кола», и «Дюшес»!
Опыт 5: «Получение «напитков».
В три химических стакана предварительно налить по несколько капель индикаторов фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого, а затем налить по 50 мл раствора натрия гидроксида. Растворы щелочи приобретают различную окраску.
Аленка (снова капризничает):
- Не хочу есть , не хочу пить!!! Ну, ты, Иванушка, такой невнимательный! Мог бы мне что-нибудь подарить!
Иванушка: -
- Для тебя, Аленушка, все, что захочешь!Любой твой каприз!
Аленка:
- А радугу сможешь подарить? Радугу хочу!
Иванушка(тяжело вздыхает):
- Ну, моя дорогая, погоди! Будут сейчас тебе и радуга!
Опыт 6: «Радуга»
В штатив поставить 7 пробирок, в которые попарно слить растворы.
1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);
3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
Аленка:
- Не хочу радугу! Хочу молока!
Иванушка (возмущенно):
- Как? Опять молока? Ну нет, хватит! Надоело!
Аленка:
- Не хочешь – и не надо! Я и сама смогу!
Опыт 7: «Фараонова змея»
На сухое горючее положить таблетки бисептола и кальция глюконата, поджечь Через некоторое время появятся «змеи».
(Пока горит горючее, сливает разные растворы, но у нее ничего не выходит).
Аленка (растерянно): - Ой, у меня только змеи получаются…А как ты все делал?
Иванушка (ехидно):
- Химию учить надо, дорогая!!! Хоть ее учить и тяжело, но с тобой сладить еще тяжелее! Возвращайся к своей бабушке! А я лучше пойду в свою лабораторию, поработаю.
Учитель:
- Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!