Билет 19
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Превращения и круговорот воды.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: познакомить учащихся с круговоротом воды.
Задачи:
Обучающая: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;
Развивающая: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, воспитание познавательного интереса.
Планируемые результаты:
Предметные: различать три состояния воды; понимать причины и процесс круговорота воды в природе.
Метапредметные: понимать цель урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе.
Личностные: иметь представление о целостности окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды; актуализация своего опыта.
Формируемые УУД:
- Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение, моделирование круговорота воды разными способами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
- Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
- Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.
1Орг момент
2Актуализация опорных знаний
3 постановка учебной цели и определение темы урока.
4Работа по теме урока?
5Физкультминутка
6Изучение нового материала(опыт?)
7Подведение итога, рефлексия
8Информация о дз
6.Изучение нового материала
Наша планета находится в движении, а как вы думаете, движется ли вода?
Учёные называют воду путешественницей. Почему? Как вы это понимаете?
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взорвется, дождями вернется,
Вокруг оглянись, в природу вглядись
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебное чудо – вода!»
Движение воды в природе происходит постоянно.
Чтобы доказать, что вода движется, мы проведём с вами исследование.
Вспомните, как закипает вода в чайнике или кастрюле. Когда вода нагревается до 100 г, крышка начинает стучать.
Сняв крышку, мы увидим, что на ней появились капли, которые начали падать.
-Какой сделаем вывод?
При нагревании воды происходит процесс испарения (карточка на доске)
Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду - процесс конденсации (карточка). Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Происходит круговорот (карточка) воды.
Как вы понимаете значение слова?
кругОворот (движение по кругу, где началось, туда и вернулось)
-А как всё происходит в природе?
Дети высказывают предположения, опираясь на жизненный опыт
Опыт (картинки на слайде)
Проделаем опыт. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной. Мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз. Как же объяснить то, что мы наблюдали?
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Так мы с помощью опыта смоделировали круговорот воды в природе.
С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега.