Библиотечный урок в 1 классе
“ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ”
Цели.
1. Дать учащимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (БЕГ) — “библиотека”, книжный фонд”, “читальный зал”
2.Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки
З. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг — попросить подобрать себе книгу.
4. В воспитательных целях ознакомить детей с “Правилами поведения в библиотеке”.
Здравствуйте, дети!
Вот вы уже и школьники! И на многие вопросы знаете ответ — откуда берется молоко, как растёт хлеб, как называется дерево, что растёт под твоим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни, дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он – библиотекой.
“Библио” по-гречески — книга, а “тека” — хранилище.
- А знаете, сколько лет существует в мире библиотека?
Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги!
В Египте — написанные на папирусе. В Междуречье — выцарапанные на глиняных табличках. В Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шёлка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках,
Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для то го, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своём месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал, у слова ‘абонемент’ много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать:
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге - чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна”.
- Так что такое читальный зал? (ответы учащихся)
Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть, а заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? — БЕРЕЧЬ!
Правильно! давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
• Нельзя книги перегибать.
• Нельзя загибать книжные страницы,
• Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
• Нельзя писать и рисовать в книгах.
• Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.
К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
“Спасите! Нас съел серый волк''
“Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!”
“Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби”.
“Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!”
“Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушка ми нынче объелись, и у нас животы разболелись!”
“От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!”
“Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!”
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
1. По тропе шагая бодро.
Сами воду тащат вёдра.
(“По щучьему веленью”)
2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка? — Вот вопрос?
(“Золотой ключик”)
3. Хвост засунул в прорубь волк
И какой же в этом толк?
(“Лиса и волк'')
4. Был похож на мяч немножко.
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме “рыжей”, вот так смех!
(«Колобок»)
5. Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил.
И остался с носом.
(“Лиса и журавль”)
6. Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(“Теремок”).
7. Ваша мать пришла.
Молока принесла.
Полны бока молока,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы.
(“Волк и семеро козлят'')
8. Рыбка не простая,
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
9. Приезжайте, доктор.
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(“Доктор Айболит’')
10. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка. .
(“Снегурочка’)
11. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
Ну, отгадайте, как звали её.
(“Красная шапочка”)
12. А дорога — далека,
А корзина — нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(“Машенька и медведь')
Молодцы! Итак, наш библиотечный урок подошел к концу .До свидания!