Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по
теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»
(УМК Школа России, 4 класс)
Выполнил: Каретникова Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 60»
Новокузнецк 2016
Содержание
Введение с.3
Основная часть с.5
Заключение с.9
Литература с.10
I. Введение
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Системно-деятельностный подход позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
В системно–деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь».
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность–личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Функция учителя при системно–деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.
Предмет русский язык помогает реализовывать задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
Цели:
обучающая: способствовать овладению способом написания безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе; развивающая: содействовать развитию письменной связной речи учащихся; воспитательная: формирование уважительного отношения к иному мнению; воспитание навыков культуры общения в учебном сотрудничестве.
Ход урока
Орг. момент
Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, книга и тетрадка?
– Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная работа. Мы продолжим наблюдение за особенностями правописания безударных окончаний имен существительных.
Актуализация знаний
2.1.
-Назовите падежи имён существительных (И.п., Р.п., Д.п., В.п.,Т.п., П.п.)
-Сколько склонений имён существительных в русском языке? (три)
-Как определяем склонение имён существительных? (определяем род имени существительного, смотрим на окончание).
2.2.
-С помощью какого способа определяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа? ( на доске появляется схема:
– По одному ли правилу проверяются безударные гласные в окончании слова и безударные гласные в корне слова? (нет)
– Одинаковы ли проверочные слова для правописания безударных окончаний имен существительных? (нет). Почему? (разные склонения)
Упражнение № 1. Выполняется устно. Задание на доске.
-Вставьте пропущенные окончания, используя 2 способ проверки.
В тетрад_, в портфел_, в книг_.
– Кто считает, что научился правильно писать безударные окончания имен существительных в единственном числе? Давайте проверим. Фронтальная проверка.
Упражнение № 2.
-Запишите ряд имен существительных с предлогами, указывая способ проверки.
В холод_, из деревн_, о жизн_, около изгород_, у вырубк_, по пустын_, о вишн_, по травинк_.
Коллективная проверка.
– Кто написал безошибочно?
– Кто хочет себя похвалить за этот диктант?
III.Постановка учебной задачи
Упражнение № 3. Прочитайте предложение. Найдите имя существительное во множественном числе. Выпишите словосочетание с падежным вопросом. Примените 1 способ проверки. Сделайте вывод.
Я любуюсь первыми снежинк_ми.
Любуюсь (чем?) снежинк_ми
Вывод после наблюдений: 1 способ “не работает”, т.к. нельзя определить склонение у существительных во множественном числе.
–Попробуем применить 2 способ проверки.
– Какими проверочными словами мы пользовались в единственном числе? (1 скл. – земля, 2 скл. – конь, село, 3 скл. – степь).
Работа в группах (работа выполняется на листах ватмана).
– Давайте поставим проверочные слова во множественное число и просклоняем. Сравните окончания по падежам. Какой вывод можно сделать? (Заслушиваются ответы представителей каждой группы учащихся, обобщаются.)
Вывод: При склонении – окончания проверочных слов совпадают. Поэтому для проверки орфограмм в безударном окончании имен существительных во множественном числе достаточно использовать лишь одно из проверочных слов.
– Какое слово возьмем для проверки написания безударного окончания имен существительных во множественном числе? (Выбор детей.)
IV.Изучение нового
4.1 Работа в группах по учебнику упражнение 249, стр.131
-Выпишите из стихотворения каждое имя существительное, а рядом запишите это же имя существительное ,но в начальной форме. Укажите склонение.
4.2. Прочитайте информацию в учебнике после этого упражнения.
-Что необходимо сделать, чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе?
-Давайте составим алгоритм, по которому мы будем определять написание безударного окончания.
Работа в группах. Дети высказывают свои предложения, потом составляется и записывается алгоритм на доске:
1. Прочитать имя существительное.
2. Поставить имя существительное в начальную форму.
3. Вспомнить признаки каждого типа склонения.
4. Определить склонение данного имени существительного.
Физминутка по материалам СанПИН
Первичное закрепление .
Самостоятельная работа по учебнику стр.132, упр.250
-Спишите, используя наш алгоритм.
Взаимопроверка в парах.
Рефлексия.
Учитель читает существительные во множественном числе, учащиеся определяют и записывают склонение.
Узоры, лошади, деревья, рощи, мыши.
Взаимопроверка.
-Оцените свою работу на уроке с помощью
Итог урока.
-Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока?
(определение склонения имен существительных во множественном числе )
-Знали мы в начале урока как это сделать? (нет)
-Что нужно сделать для того что бы правильно определять склонение?
1. Прочитать имя существительное.
2. Поставить имя существительное в начальную форму.
3. Вспомнить признаки каждого типа склонения.
4. Определить склонение данного имени существительного
Домашнее задание.
Стр.132, упр.252
Заключение.
Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 4-м классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Для того чтобы ответить на ключевой вопрос, нам на уроке понадобилась работа с учебником, с дополнительным материалом.
Работая с учебником, дети учились выделять нужную информацию, сравнивали, обобщали, делали выводы, у них формировались познавательные УУД.
Работа в группе, в паре способствовала формированию коммуникативных УУД. На данном уроке дети учатся взаимодействию «учитель - ученик», «ученик – ученик».
Активная деятельность учащихся четвертого класса осуществляется под руководством учителя, но возрастает от урока к уроку. Сегодня дети сами смогли определить тему урока, на основе сравнения сделать вывод по каким существенным признакам можно отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения.
На этапе включения нового знания в систему знаний используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание, используя составленный сами учениками алгоритм рассуждения и осуществляют его взаимопроверку.
IV. Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с .
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
4. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях.- Изд.3-е.- М.: Просвещение, 2014.-159 с., ил. . (Школа России)
6. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. - М. : ВАКО, 2015. -496 с. (В помощь школьному учителю)
11