Антонио Пизанелло (1395-1455)
Антонио Пизано (ПИЗАНЕЛЛО) (1395–1455), итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Пизанелло был одним из главных представителей искусства поздней готики в Северной Италии, а также непревзойденным мастером портретных медалей . Он работал в Вероне, Ферраре, Мантуе, Милане, Римини. Только в последние годы он перебрался в Неаполь. Прозвище Пизанелло он получил, как полагают, из-за небольшого роста.
Антонио Марескотти. Медаль с профилем Пизанелло. 1440-е.
Антонио Пизанелло родился близ Вероны в 1395, учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано.
Первая работа Пизанелло - Мадонна с перепелкой (куропаткой). Конечно, 100% гарантии, что именно Пизанелло был автором нет, но искусствоведы утверждают это с большой долей вероятности.
Можно придраться к пропорциям персонажей, но при этом, стоит обратить внимание на этот нежный жест руками, цветочно-растительный фон, - райские кущи, в которых поют птицы и распускают необыкновенные цветы.
Пизанелло аботал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца – от Милана до Неаполя. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V.
К сожалению, все выполненные им росписи залов и капелл во дворцах его заказчиков погибли. Сейчас Пизанелло известен по шести или семи сохранившимся живописным композициям, миниатюрным портретам на медалях и ярким, очень детальным рисункам. Пизанелло умер в Риме в 1455.
Портрет императора Сигизмунда
Пизанелло. Видение святого Евстахия. 1440г.
Пизанелло «Явление Богородицы Святым Антонию и Георгию»
Самыми известными из сохранившихся стали две фрески. Обе располагаются в Вероне. Первая - «Благовещение» - находится в церкви Сан Фермо Маджоре. Ее Пизанелло написал, когда ему едва исполнилось 30 лет.
Вторая - «Святой Георгий и принцесса» - находится в церкви Санта Анастазия.
Фреска является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их согласованность в рамках единой композиции. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов.
Сохранившиеся портреты кисти Пизанелло – профильные, выполненные с легкой светотеневой моделировкой, например, портреты Джиневры д'Эсте (1436–1438, Лувр) и Лионелло д'Эсте (1441, Бергамо). В композицию портрета включены такие детали, как бабочки и цветы; благодаря этому создается чисто декоративное изображение, не осложненное психологическими нюансами.
портрет Джиневры д'Эсте
Портрет Лионелло д'Эсте
Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми – знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) – сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности.
Медаль Чечилии Гонзага. Аверс и реверс. 1447г.
Пизанелло
Медаль Иоанна VIII Палеолога
Альфонсо V Арагонский. Серебро. 1449.
Памятная медаль Пизанелло с изображением Сесиллы Гонзага. 1447.