Результаты оценки качества образования по данным ГИА-2018 и
независимой оценки качества образования.
Выявление характера и причин затруднений
учителей и обучающихся и поиск путей повышения качества образования.
Пачелма, 2018
Единая система оценки качества
школьного образования в России
Система оценки качества школьного образования в России в насто-ящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур:
- единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года
2. государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключе-
вой формой которой является основной государственный экзамен
(ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального
образования.
3. промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным
предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).
Основной государственный экзамен (ОГЭ)
ОГЭ как основная форма государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) введен в штатный режим в 2014 году. ОГЭ проводится органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на основе федеральных требований и федеральных измерительных материалов. Ежегодно ГИА-9 сдают около 1,2 миллиона выпускников 9-х классов.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
В 2018 ГОДУ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
КИМ ОГЭ
УСТНАЯ ЧАСТЬ
ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ
ЧТЕНИЕ
АУДИРОВАНИЕ
ПИСЬМО
ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
№
Раздел
работы
1
Кол-во
заданий
Раздел 1 Аудирование
2
Раздел 2
Чтение
Тип заданий
8
3
4
Раздел 3 Грамматика
и лексика
9
Максимальный первичный балл
КО
15
15
КО
Раздел 4
Письмо
5
1
КО
15
Раздел 5
Устная часть экзамена
Итого
15
РО
3
10
РО
36
15
70
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЯМ СЛОЖНОСТИ
Уровень сложности заданий
Кол-во
заданий
Уровень 1
Максималь-ный первичный балл
19
Уровень 2
Итого
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального балла, равного 70
34
17
36
49
36
51
70
100
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Рекомендуемое время выполнения заданий по разделам:
- Раздел 1 «Аудирование» – 30 минут;
- Раздел 2 «Чтение» – 30 минут;
- Раздел 3 «Грамматика и лексика» – 30 минут;
- Раздел 4 «Письмо» – 30 минут;
- Время устного ответа – 15 минут на одного отвечающего.
- Время выполнения четырех письменных разделов экзаменационной работы – 120 минут (2 часа).
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ОГЭ за 2016-2017 и 2017-2018 уч.гг.
Качественный анализ экзамена (по структуре)
Выполнение письменной части
№
Контролируемый вид деятельности
Раздел 1. АУДИРОВАНИЕ
набранные баллы
2017,
2018
1
% выполнения
Понимание основного содержания звучащих аутентичных текстов: установление соответствия между диалогами и местами, где они происходят.
2
3
3(4),4(4),4(4)
Понимание основного содержания звучащих аутентичных текстов: установление соответствия между высказываниями и утверждениями из списка.
Выборочное понимание необходимой/ запрашиваемой информации в аутентичном тексте: прослушать разговор двух друзей и записать номер правильного ответа.
67
2(5),5(5), 5(5)
4
67
1,1,-
5
67
1,1,1
6
100
1,1,-
7
67
-,1,1
8
67
1,1,1
Итого ( максимум 15 баллов )
100
1,1,1
100
12,5,15,
0,5
60
Раздел 2. ЧТЕНИЕ
Понимание основного содержания аутентичных текстов разных жанров (ознакомительное чтение): чтение текстов и установление соответствия между текстами и их заголовками.
6(7),7(7),3(7)
Выборочное понимание нужной/интересующей информации из текста (просмотровое/поисковое чтение): прочитать текст и определить, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа.
76
-,1,-
1,1,1
78
100
1,1,1
100
-,1,1
-,1,-
89
1,1,-
78
89
1,1,-
89
-,1,1
Итого ( максимум 15 баллов )
89
8,15,8
93
Раздел 3. ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
Грамматические навыки употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте: преобразовать слова так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.
Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
1,-,-
Различные грамматические средства для выражения будущего времени
33
Причастия настоящего и прошедшего времени
1,1,1
Употребление глаголов в нужном времени в Passiv .
1,-,1
100
Модальные глаголы и их эквиваленты
66
1,1,-
Личные формы глаголов действительного залога.
1,1,1
66
100
1,1,1
Сравнительная и превосходная степени наречий.
Спряжение модальных глаголов в нужном времени.
100
1,-,1
Употребление глаголов в нужном времени в Passiv .
66
1,1,-
66
1,1,1
100
27
Лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте: преобразовать слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.
28
Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов.
29
1,1,1
Образование наречий
30
100
1,1,1
31
Образование имен существительных
100
32
Образование прилагательных
1,1,1
Итого ( максимум 15 баллов )
1,1,1
100
Образование глаголов от существительных,
100
1,1,-
Образование существительных от глаголов.
66
1,1,1
100
15,12,
11
100,80,
74
Раздел 4. ПИСЬМО
Письмо личного характера в ответ на письмо-стимул (написание личного письма по образцу)
Критерии оценивания
набранные баллы
К1
Решение коммуникативной задачи (3 балла – задание выполнено полностью : даны полные ответы на 3 заданных вопроса. Правильно выбраны обращение, завершающая фраза и подпись. Есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты)
% выполнения
К2
К3
3,3,3
Организация текста (1 балл – текст в основном логично выстроен, но есть недостатки (1–2) при использовании средств логической связи и/или делении на абзацы, или имеются отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма)
К4
2,2,2
Лексико-грамматическое оформление текста (3 балла – есть языковые ошибки, не затрудняющие понимания (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок), или языковые ошибки отсутствуют, но используются лексические единицы и грамматические структуры только элементарного уровня)
100
Итого ( максимум 10 баллов )
Орфография и пунктуация (2 балла – орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 ошибок, не затрудняющих понимания текста))
3,3,2
100
Итого за письменную часть ( максимум 55 баллов )
2,2,2
67
10,10,9
100
55,55,41
92
89
Выполнение устной части
Раздел 5. ГОВОРЕНИЕ
Чтение
34
Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.
Критерии оценивания. Фонетическая сторона речи.
9
набранные баллы
К5
% выполнения
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не менее пяти фонетических ошибок. В том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.
Итого ( максимум 2 балла )
Условный диалог-расспрос
35
1,2,0
50
1,2,0
Ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса
Критерии оценивания
50
набранные баллы
К6
% выполнения
Итого ( максимум 6 баллов )
Оценивается каждый из шести ответов. Дан полный ответ на поставленный вопрос; допущенные отдельные фонетические ошибки, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания.
4,6,5
70
4,6,5
70
Монологическая речь
36
Связанное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план
Критерии оценивания.
9
К7
набранные баллы
К8
Решение коммуникативной задачи (3 балла – задание выполнено полностью : цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полностью раскрыты все аспекты, указанные в задании; социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения)
% выполнения
К9
2,3,2
Организация высказывания (2 балла- высказывание логично и имеет завершённый характер: имеются вступительная и заключительная фразы. Средства логической связи используются правильно.
Итого ( максимум 7 баллов )
1,1,1
80
Языковое оформление высказывания (2 балла – используемый лексико-грамматический материал и фонетическое оформление соответствует поставленной коммуникативной задаче (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимания)
50
1,1,2
60
3,5,5
80
Наибольшее затруднение вызвали задания из следующих разделов:
- Чтение , где нужно было прочитать текст и определить, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа.
- Грамматика и лексика , где проверялись грамматические навыки употребления нужной морфологической формы приведенного слова в коммуникативно-значимом контексте, и где нужно было преобразовать имена существительные, глаголы и причастия настоящего и прошедшего времени так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.
- в разделе письмо были допущены языковые ошибки, не затрудняющие понимания написанного.
- в разделе говорение (задания на чтение и монологическое высказывание) средства логической связи использовались не в полном объеме и были допущены фонетические ошибки.
Рекомендации
Следует продолжать:
- вести работу по каждому разделу экзаменационной работы;
- отрабатывать умение вчитываться в задание и находить соответствия;
- вести работу над расширением лексико-грамматических навыков, знаний словообразования в английском языке;
- формировать навыки стилистически и лексически грамотного письма;
- уделять внимание соблюдению композиционной стройности, смысловой цельности, речевой связности и последовательности письменных и устных высказываний;
- совершенствовать навыки устной (монологической и диалогической) речи, и в частности чтения.
Возможные проблемы при подготовке учащихся к ОГЭ по английскому языку
- Психологическая неготовность учащегося к ОГЭ, так как экзамен проходит в непривычной для ученика среде.
- Учащиеся не знают формата экзамена и типов заданий ОГЭ, а также критерии оценивания заданий.
- Учитель сталкивается с проблемой определить уровень владения англ.языком у учащихся.
- Учащиеся не умеют правильно распределять время на выполнение каждого раздела экзамена.
- Не умеют заполнять экзаменационные бланки.
Рекомендации
- Составить памятку – советы учащимся для успешной сдачи ОГЭ.
- Рассмотреть формат экзамена на МО учителей английского языка школы.
- Учителю самому следует ознакомиться и проанализировать нормативные документы провести анализ нормативных документов, регламентирующие разработку КИМ на сайте ФИПИ.
- Учителю следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов и своевременно доводить информацию до сведения учащихся;
- Сначала разъяснить в доступной форме своим ученикам, какие задания им предстоит выполнять, сколько времени отводится на каждый раздел и как правильно заполнить бланки ответов, затем на родительских собраниях довести данную информацию до сведения родителей.
- Провести входную контрольную работу в формате экзамена с целью определения степени освоения изученного материала .
- Приучить учеников сдавать устную часть на компьютере и развивать чувство времени, так как отсчет времени нервирует многих экзаменующихся.
Пути решения
- Как можно быстрее принять решение (сентябрь) о
сдаче ОГЭ по английскому языку.
- Познакомить учащихся с памятками для выполнения заданий каждого раздела.
- Учащимся регулярно выполнять задания из открытого банка заданий, размещенных на сайте ФИПИ, включая демонстрационную версию ОГЭ текущего года.
- Учителю и учащимся приобрести нужные для подготовки к экзамену учебники и пособия.
- Регулярно читать обновления на сайте ФИПИ.
- Составить план работы, в котором будет намечен путь подготовки ученика, контрольные точки изучения материала.
- Завести тетрадь - конспект ( для всех видов речевой деятельности).
- Еженедельно анализировать результаты на основе заданий из банка ФИПИ.
- Найти в интернете тренажеры для сдачи ОГЭ.