Класс: 8
Тема урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».
Цель урока: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмической конструкции ветвление.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма; изучение базовой алгоритмической структуры “ветвление”, видов ветвящихся структур в полной и неполной форме; научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.
Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать информацию.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, внимательности; воспитание положительного отношения к труду; формирование интереса к процессу обучения.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
2.Актуализация знаний
- Рассмотрите изображение. Что вы видите?
Бутерброды.
- Предложите рецепт приготовления этого бутерброда без изысков.
Взять кусок хлеба.
Намазать маслом.
Положить сыр.
Положить колбасу.
- Чем по сути является ваш рецепт приготовления бутерброда? Как по-другому можно назвать такую последовательность действий?
Алгоритмом.
- Знаете ли вы, какие виды алгоритмов существуют?
1) А можно ли ….. отнести к линейным? Почему?
2) К какому виду вы отнесете данный алгоритм? Почему?
К линейным алгоритмам.
- Скажите, а если у вас отсутствует, например, колбаса. Как вы поступите? Что будете делать?
Либо заменим колбасу, либо приготовим бутерброд без колбасы.
- а как вы думаете нарушится ли в таком случае линейная структура вашего алгоритма?
Да.
- Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, в которой смысл или порядок исполняемых действий изменяется в связи с появившимся условием. А теперь предлагаю вам посмотреть фрагмент одной сказки.
3.Формулировка темы урока
(Просмотр отрывка сказки)
- Скажите, в какой ситуации оказался Алеша Попович? (Сделать выбор)
Скажите, а бывает ли в жизни такие же ситуации, когда нужно сделать выбор?
Например:
Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу;
Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки;
Если пошёл дождь, то надо открыть зонт.
Можно ли сказать, что подобные действия (поступки) тоже выполняются на основе линейного алгоритма или это какой-то совершенно другой алгоритм? Почему?
-
Попробуйте придумать для нового алгоритма название! (Разветвляющимся или «развилкой») Все молодцы, названия разные, но в основе всех их лежит одна суть: «ветвление».
Надеюсь, что вы уже догадались о том, какая будет сегодня тема на уроке, сформулируйте её.
Тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».
Предлагаю подумать о том, какие задачи будут решаться на уроке.
Продолжите предложение.
Выяснить: виды ветвлений
Научиться: составлять алгоритм (к задачам на основе этой конструкции)
Запишите тему урока в рабочие листы.
4.Изучение нового материала
Предлагаю поработать в группах. Для этого, найдите в РЛ «Инструкцию» и прочитайте первый пункт (Саша, читай!) Кто не успел?
Тогда работаем дальше. Читай второй пункт. Понятно, что делать? Теперь пункт 3. У кого есть вопросы. Тогда начнем. Выполните первое задание. Группе №1 схема №1 Группе №2 Схема №2 и т.д. На выполнение – 5 минут.
Инструкция
Задание №1. – 3 мин
а) Прочитайте пословицы. Определите, к какой из пословиц относится блок – схема №___;
б) выясните, как называется ветвление, соответствующее данной блок-схеме, используя при необходимости учебник, внести название в таблицу;
1 | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. | 1 |
2 | Болен – лечись, а не болен – берегись. | 3 |
3 | Если боишься – не говори, сказал – не бойся. | 2 |
Предлагаю группам отчитаться о работе. Группа №1. и т.д.
Задача для остальных, принять информацию и сказать какая была допущена ошибка.
Кто не согласен?
Почему ты согласен?
Давайте сделаем вывод.
С каким количеством ветвлений вы познакомились на уроке?
Как они называются?
Впишите названия ветвлений в вашу таблицу.
Возвращаемся к задачам урока. Можно ли сказать, что первая задача выполнена?
Тогда переходим к следующей задаче. Сформулируйте ее!
Для того, чтобы понять как составлять алгоритм предлагаю сначала понять принцип работы блок-схемы, решить небольшую задачу.
5. Закрепление и применение знаний.
Задание №2. Найдите значения переменной y, используя блок-схему. Время – 3 минуты.
Обратите внимание, какие блоки есть в алгоритме и что они означают?
Какие блоки основные? Назовите их!
Заметили ли вы, насколько это удобный способ решения уравнений?
Физкультминутка
А сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Если я поднимаю руки вверх, то вы делаете наклоны влево-вправо,
если я опускаю руки, то вы выполняете подтягивание на носочках.
Работа в паре
задания №3
А теперь, попробуйте, работая в паре, составить блок-схему по условию.
Какие блоки должны быть обязательны?
Давайте проанализируем результаты работы. Поднимите руки те, у кого точно так, кто допустил ошибки. Какие ошибки допустили и почему?
Задание №4. Блок-схема с ошибкой.
Проверьте, какие блоки должны быть. Даю 1 минуту на размышление. Попробуйте найти ошибки.
Найти большее из трех чисел.
как вы поняли, что лежит в основе принципа построения блок-схемы?
7. Контроль и самопроверка.
1 вариант
Составьте блок-схему алгоритма для вычисления значения функции, заданной следующим образом:
2 вариант
Составьте блок-схему алгоритма для вычисления значения функции, заданной следующим образом:
Возвращаемся к задачам урока
Домашнее задание
§3.4 (3.4.2) стр. 129-133. Задание 14,15 стр.146
Составить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Урок заканчивается, но вам необходимо сделать ещё одно важное дело.
Я предлагаю каждому из вас подумать и понять, какие в вашей сегодняшней работе на уроке были минусы и какие плюсы, чего было больше, и довольны ли вы собой, уходя с урока. Во время размышления вы можете воспользоваться идеями на экране.
Мне будет приятно, если вы поделитесь своими выводами со мной и всем классом.
Поднимите руки, кто совсем не понял материала урока.
Спасибо всем, мне было приятно работать с вами.