Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_________ С.Х.Кадырова
___________ Шунина С.М. «30» августа 2017 г. «31» августа 2017 г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи» во 2 классе
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Мурзагалиева З. М.,
учитель начальных классов
с. Кротовка
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Чтение и развитие речи» В.В.Воронковой // «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». М.: Просвещение. 2013г., Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год; учебным планом школы на 2017-2018 учебный год; расписанием занятий на 2017-2018 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК
Программа В.В.Воронковой «Чтение и развитие речи» // «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». М.: Просвещение. 2013г.,
Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Автор – составитель С. Ю. Ильина: - «Просвещение», 2011
Соответствие Федеральному Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся VIII вида 2 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».
Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся VIII вида 2 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки чтения и развития речи проводятся 2 раза в неделю. Чтение и развитие речи как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся VIII вида 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи в 1 классе, уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 классе и рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Изучение чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направленно на достижение следующих задач:
◦ Формирование навыков сознательного, правильного чтения по слогам;
◦ Усвоение содержания читаемого и анализ произведений;
◦ Формирование познавательной деятельности;
◦ Развитие речи;
◦ Обогащение и уточнение словарного запаса;
◦ Обучение правильному построению предложения.
Основная цель – научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 ч в неделю, 34 рабочих недели, согласно календарного учебного графика работы школы на 2017-2018 учебный год и расписания занятий на 2017-2018 учебный год.
Общая характеристика предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с проблемами в развитии. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в развитии.
Целью занятий является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире.
Обучение способности видеть. Сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учеников.
На экскурсиях дети знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, школьники учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Содержание программного материала.
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом (учителем).
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Для реализации программного содержания используются:
Формы, методы, приемы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические(работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.
Приемы: организационные (беседа, ответы с места, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточками), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).
Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии.
Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа, самостоятельные работы.
Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.
Формы занятий.
◦ Урок с разнообразными видами деятельности
◦ Урок путешествие
◦ Урок обобщения знаний
Урок проверки знаний
К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида во 2 классе на 2017-2018 учебный год. (Количество часов - 68 в год; в неделю - 2 часа)
№ п\п | Тема урока | Дата | Коррекционные задания |
1 | Зазвенел звонок – начался урок. Н. Саксонская «Осень в школе». Р. Сеф «Я могу считать до ста…» | 05.09 | Ориентироваться в учебнике. Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
2 | В. Берестов «Где лево, где право» В. Драгунский «Школьные слова». | 07.09 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
3 | М. Яснов «Я учусь писать». Л. Толстой «Таня знала буквы…» | 12.09 | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
4 | К. Ушинский. В школе. Мы дежурим. В. Викторов. | 14.09 | Ориентироваться в учебнике. |
5 | В. Голявкин. Про то, для кого Вовка учится. | 19.09 | Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. |
6 | Э. Мошковская. Физкультура. Р. Сеф. Пятерка. | 21.09 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
7 | К. Ушинский. Всякой вещи своё место. М. Юдалевич. Три плюс пять. | 26.09 | Ориентироваться в учебнике. |
8 | В. Голявкин. Первый урок. В. Драгунский. Уроки. | 28.09 | Различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу. |
9 | Г. Мамлин. Школьные загадки. Обобщение по разделу «Зазвенел звонок – начался урок». | 03.10 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
10 | Осенние станицы. Художник-Осень. Г. Скребицкий. | 05.10 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
11 | М. Ивенсен. Падают, падают листья… В. Викторов.Здравствуй, осень. | 10.10 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
12 | А. Митяев. В октябре. Г. Ладонщиков. Верная примета. | 12.10 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
13 | Народные приметы. А. Степанов «Когда шубу носить?» | 17.10 | Ориентироваться в учебнике. |
14 | И. Соколов-Микитов. Белки. Е. Благинина. Белкина кладовка. | 19.10 | Кратко пересказать прочитанный текст. |
15 | Г. Снегирёв. Кто сажает лес. Н. Сладков. Почему ноябрь пегий. | 24.10 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
16 | Осенние загадки. Обобщение по разделу «Осенние страницы» | 26.10 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
17 | Сказка за сказкой. Русские народные сказки. Вершки и корешки. Лиса и кувшин. | 31.10 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
18 | Русские народные сказки. Рак и лиса. Старик и два медвежонка. | 02.11 | Ориентироваться в учебнике. Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
19 | Народные сказки. Заяц и черепаха. Волк и лошадь. | 14.11 | |
20 | Японская сказка «Добрый крестьянин». Обобщение по разделу «Сказка за сказкой» | 16.11 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
21 | Мир животных Р. Сеф. Кто любит собак… А. Введенский. Загадка. | 21.11 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
22 | В. Лифшиц. Кролик. Е. Благинина. Котёнок. | 23.11 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
23 | А. Барто. Собака. Е. Чарушин. Ёж. | 28.11 | Ориентироваться в учебнике. |
24 | И. Соколов-Микитов. Лисья нора. | 30.11 | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
25 | С. Черный. Кто? Г. Снегирёв. Бобрёнок. | 05.12 | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
26 | С. Маршак. Детский дом. С. Иванов. Загадки о животных. Обобщение по разделу «Мир животных» | 07.12 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. Ориентироваться в своей системе знаний. |
27 | Птицы наши друзья. И. Соколов-Микитов. Соловей. Г. Снегирев. Ворон. | 12.12 | Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту |
28 | Г. Ладонщиков. Спор на скворечне. Н. Сладков. Пылесос. | 14.12 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
29 | В. Голявкин. Птичка. Птичьи загадки. Обобщение по разделу «Птицы наши друзья» | 19.12 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
30 | Зимние страницы Л. Воронкова. Снег идёт. | 21.12 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
31 | Е. Кузнецова. Сёмка и Мороз. | 26.12 | Ориентироваться в учебнике. |
32 | С. Маршак. Белая страница. В. Бианки. Книга зимы. | 28.12 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
33 | Д. Хармс. Что это было? В. Сухомлинский. Зайчик и рябина. | 16.01 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
34 | Н. Сладков. Зимний запас. Г. Ладонщиков. Наши друзья. | 18.01 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
35 | Б. Брехт. Зимний разговор через форточку. | 23.01 | Ориентироваться в учебнике. |
36 | Е. Махалова. Что такое Новый год? | 25.01 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
37 | Л. Сергеев. Снеговики. Е. Благинина. Зимние загадки. Обобщение по разделу «Зимние страницы» | 30.01 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
38 | Всё мы сделаем сами и своими руками. Немецкая народная песенка. Знают мамы, знают дети. | 01.02 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
39 | В. Голышкин. Белоручки. В. Осеева. Своими руками. | 06.02 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
40 | Е. Пермяк. Первая рыбка. | 08.02 | Ориентироваться в учебнике. |
41 | Г. Ладонщиков. Кукла и Катя Е. Серова. Разговор о технике. | 13.02 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
42 | П. Тихонов. Вкусный пирог. | 15.02 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
43 | В. Голявкин. Подходящая вещь. | 21.02 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
44 | М. Глазков. Танечка- хозяйка. Е. Пермяк. Мамина работа. | 22.02 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
45 | Загадки о наших помощниках. Обобщение по разделу «Всё мы сделаем сами и своими руками» | 27.02 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
46 | Буду делать хорошо и не буду плохо. А. Барто. Рыцари. Н. Сладков. Жалейкин и пруд. | 01.03 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. |
47 | Р.Зелёная. Страшная история. Т. Пономорёва. Хитрое яблоко. | 03.03 | Ориентироваться в учебнике. |
48 | В. Хомченко. Яблоко. В. Карасёва. Про Людочку. | 07.03 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
49 | С. Прокофьева. Сказка про честные ушки. Обобщение по разделу «Буду делать хорошо и не буду плохо» | 13.03 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
50 | Ежели вы вежливы… Н. Красильников. Доброе утро. | 15.03 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
51 | В. Голышкин. Удивительное превращение. | 20.03 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
52 | С. Маршак. Песенка о вежливости. Обобщение по разделу «Ежели вы вежливы…» | 22.03 | Ориентироваться в учебнике. |
53 | Весенние страницы. Весна-красна. И. Соколов-Микитов. Ю. Коринец. Март. | 03.04 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
54 | М. Пляцковский. Сосульки. М. Борисова. Песенка капели. | 05.04 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
55 | Г. Скребицкий. Художник-Весна. Е. Серова. Подснежник. | 10.04 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
56 | З. Александрова. Салют весне. Н. Сладков. Любитель цветов. | 12.04 | Ориентироваться в учебнике. |
57 | Г. Виеру. Девятое мая. Л. Кассиль. Никто не знает, но помнят все. | 17.04 | Выразительно читать стихи и небольшие тексты. |
58 | П. Воронько. Лучше нет родного края. Обобщение по разделу «Весенние страницы» | 19.04 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
59 | Посмеёмся, улыбнёмся О.Григорьев. Повар. Э. Успенский. Хорошо спрятанная котлета. | 24.04 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
60 | Л. Пантелеев. Как поросёнок говорить научился. Ю. Кушак. Банька. | 26.04 | Ориентироваться в учебнике. |
61 | Л. Каминский. Как котёнок Яша учился рисовать. В. Лапшин. Познакомимся. | 03.05 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
62 | Г. Чичинадзе. Весёлые загадки. Обобщение по разделу «Посмеёмся, улыбнёмся» | 08.05 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
63 | Летние страницы. К. Ушинский. Солнце и радуга. Е. Трутнева. Земляника. | 10.05 | Кратко пересказать прочитанный текст, отвечать по нему на вопросы. |
64 | В. Хомченко. Гнездо в траве. Л. Фадеева. Каникулы. | 15.05 | |
65 | Летние загадки. Обобщение по разделу «Летние страницы» | 17.05 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
66 | Как хорошо уметь читать В. Берестов. Читалочка. Р. Сеф. Читателю. | 22.05 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
67 | В. Голявкин. Спрятался. Л. Пантелеев. Прощальная игра. | 24.05 | Ориентироваться в своей системе знаний. |
68 | Книжкины загадки. Обобщение по разделу «Как хорошо уметь читать» | 29.05 | Определять успешность выполнения своих заданий, овладевать простейшими способами контроля над выполнением заданий. |
| | 68 | |
Лист фиксации изменений и дополнений в рабочую программу
Дата внесения изменения | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |