СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое технологические уклады и как они образуются

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждой ступени развития общества соответствует определённый технологический уклад (ТУ).

Технологический  уклад – это преобладающие способы производства в конкретный исторический период.

Просмотр содержимого документа
«Что такое технологические уклады и как они образуются»

Что такое технологические уклады и как они образуются


Уклад жизни – это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей, а именно: общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность, а условия жизни зависят от уровня развития промышленности в конкретный исторический период развития той или иной страны и общества. А развитие промышленности, в свою очередь, определяется уровнем развития технологий, технологических машин и инструментов, используемых в производстве. Рассматривая историю человечества с технологических позиций, можно увидеть, что наиболее значимые вехи в развитии технологий совпадают с началом новых этапов развития общества. Каждой ступени развития общества соответствует определённый технологический уклад (ТУ).

Технологический уклад – это преобладающие способы производства в конкретный исторический период.

Человечество в своём развитии прошло несколько технологических укладов – преобладающих способов производства (1):

Уклад 1 - уровень ручных технологий (с помощью орудий труда)

Уклад 2 - уровень первых технических устройств

Уклад 3 - ступень машинных технологий

Уклад 4 - ступень индустриально-механизированных технологий

Уклад 5 - уровень машинно-компьютерных и информационных технологий.


Впервые понятие «технологический уклад» ввёл российский экономист в правительстве Керенского (1917) – профессор Н.Д.Кондратьев. Он считал, что мировая экономика подвержена циклическим волновым процессам с периодом смены укладов 48-55 лет.


Современные интеллектуалы, в частности, Глазьев, считают, что мир сегодня находится в начале перехода с 5-го технологического уклада на 6-той, который будет отличаться экологичностью технологий в энергетике и сростания сфер биологии, искусственного интеллекта и машин.

Ключевым понятием теории С. Ю. Глазьева является понятие «технологического уклада» – совокупности технологий и производств одного уровня. Согласно этой теории, переход к постиндустриальной стадии развития общества знаменует замену отраслевого деления национальной экономики делением технологическим. Приоритетом становится не расширение определенных отраслей, а развитие высоких технологий во всех отраслей. Однако каждому технологическому укладу присущи свои ведущие технологии, составляющие его ядро. (4)



Некоторые называют эти технологические уклады «научно-технической революцией» (НТР) и утверждают, что ныне начал осуществляться переход из 3-ей НТР в 4-ую, которую также называют «четвёртой промышленной революцией», например, так считает известный швейцарский экономист Клаус Мартин Шваб, основатель и бессменный президент ВЭФ. (2)

Шваб является энтузиастом такого рода технологических изменений, отмечая, что новые технологии имеют не только экономическое, но и политическое значение. Основатель ВЭФ мечтает о мире, где происходит «слияние технологий в физическом, цифровом и биологическом мирах», где всем будет управлять искусственный интеллект, а вещи окажутся связаны через интернет (3), так называемый «интернет вещей».


Для иллюстрации этого явления (ТУ) совершим небольшой экскурс в историю развития техники и технологии.



Самое древнее каменное орудие – рубило (рис.1). Для его изготовления первобытный человек брал кусок кремня или кварца (твёрдые материалы) и, нанося удары (процесс обработки) другим камнем (инструмент), оббивал заготовку рубила так, что одна её сторона заострялась. Оббивка производилась на весу, вручную. При этом мастерство выполнения обработки (удара) опережало в своём развитии и качество инструмента (обычный камень), и уровень приспособления для закрепления заготовки (отсутствующего на тот момент).

В дальнейшем усовершенствованный процесс обработки «потянул» за собой отстающие составляющие технологии: с помощью рубила было изготовлено приспособление для закрепления детали (подобие тисков), которое, по-видимому, выглядело как расщеп в каком-либо дереве. Это позволило освободить одну руку, чтобы в неё человек смог взять специально изготовленный инструмент – отбойник, который сделал обивку более точной. И таким образом внедрение в практику нового инструмента (рубила) и технологического приспособления (зажима, подобие тисков) повлекло за собой усовершенствование процесса обработки, так как более эффективный инструмент в сочетании с зажимом требовал иного способа нанесения ударов по заготовке.



На рисунке 2 мы видим ещё одно свидетельство технологической мысли древности, где также присутствуют все основные составляющие технологии: приспособление – рычаг 1, с помощью которого древний человек обрабатывал камень-заготовку 2, вручную раскачивая оправку с кремниевым инструментом 3.

Очевидно, что уровень промышленности во многом определяет уровень развития страны и общества. А развитие промышленности, в свою очередь, определяется уровнем развития технологий, технологических машин и инструментов, используемых в производстве (1).


Например, в ходе первой промышленной революции при помощи воды и пара было механизировано производство. Главным драйвером второй промышленной революции было электричество, которое помогло создать массовое производство.

В центре третьей революции находилась электроника и информационные технологии, автоматизировавшие производство.

Четвертая промышленная революция как бы выходит из третьей, которую еще называют «цифровой» и которая началась в середине  прошлого века. Она характеризовалась слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.

Профессор Шваб видит три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не простым продолжением третьей промышленной революции, а началом четвертой. Это скорость, с которой происходят перемены; их размах и системный характер последствий. (2)

Таким образом, рассматривая историю человечества с технологических позиций, можно увидеть, что наиболее значимые вехи в развитии технологий совпадают с началом новых этапов развития общества. Поэтому каждой ступени развития общества соответствует определённый технологический уклад.


Литература

1. Учебник «Технология», 10-11 класс, В.Д.Симоненко, О.П.Очинин,. 2013

2. Интернет издание

https://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/

3. Интернет издание

 https://katehon.com/ru/article/klaus-shvab-globalist-transgumanist-revolyucioner

4. Интернет издание

https://studopedia.ru/4_74069_teoriya-tehnologicheskih-ukladov-s-yu-glazeva.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!