В школьной программе начальной школы ведущим разделом является гимнастика, включающая общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов и с предметами. При обучении необходимо соблюдать следующие общие требования:
к изучению нового упражнения можно приступать лишь после того, как ученики хорошо освоили предшествующее;
освоенное упражнение нужно регулярно повторять, использовать его либо в подвижных играх и эстафетах, либо при развитии физических способностей.
В младшем школьном возрасте ОРУ имеют большое значение для разностороннего физического развития детей, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем. Выполняя простейшие упражнения для рук, ног и туловища, школьники учатся управлять своими движениями, получают представления об амплитуде, ритме и темпе.
Общеразвивающие упражнения включают различные стойки( табл.2.5), положение туловища (табл.2.6), седы (табл.2.7)
Правила составления комплекса ОРУ.
Правила подбора упражнений
Рекомендуется чередовать упражнения по схеме руки — ноги — туловище. Эти три упражнения составляют одну серию. В комплексе может быть 3 — 5 серий. Если в первой серии должны участвовать мышцы-разгибатели, то во второй серии должны участвовать мышцы-сгибатели. Серия скоростно-силовых упражнений сменяется силовой, затем идет серия на развитие гибкости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.
Общеразвивающие упражнения должны подбираться с учетом их локального влияния г га развитие отдельных групп мышц или физических качеств.
Нужно соблюдать правило прогрессирования, когда эффект нарастает за счет увеличения амплитуды и скорости, степени напряжения, количества повторений. Например: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, пружинящими движениями.
Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается четким указанием на исходные и конечные положения, это влияет на точность воздействия и дозировку. Необходимо определить и указать способы выполнения упражнения и характер движений.
Основа комплекса ОРУ
Потягивания с выпрямлением и прогибанием.
Круговые и рывконые движения руками.
Приседании.
Наклоиы туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Поднимание ног в положении сидя и лежа.
Махи ногами вперед, назад и в сторону.
Прыжки (подскоки) многократные.
Упражнения на восстановление дыхания.
В табл. 2.8 приведен пример табличной записи упражнения.
№ п/п | Содержание | Дозировка | ОМУ |
1 | И. п. — О. с. — выпад вправо; — и.п.; — выпад влево; — и.п. | 4 раза | Следить за осанкой, колено не выносить за носок |
2 | И. п. — стойка ноги врозь. — наклон туловища вправо, руки на пояс; — и.п.; — наклон туловища влево, руки на пояс; — и. п. | 4 раза | Амплитуда наклонов максимальна. Ноги не сгибать. В наклоне таз неподвижен |
В графе «Содержание» записывается:
исходное положение — и. п.;
напротив каждого счета — определенное положение тела (с учетом стороны, ноги, руки);
на последний счет — и. п.
После каждого упражнения нужно пропустить одну строчку. Регулирование нагрузки осуществляется за счет:
количества упражнений (в комплексе гигиенической гимнастики — 8—12, в комплексе ритмической гимнастики — 50 — 70);
содержания упражнений в зависимости от одновременного участия групп мышц;
интервалов отдыха между упражнениями;
количества повторений. На счет 1 — 4 или 1 — 8 каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз;
темпа (быстрый, медленный, умеренный);
исходных положений.
Рекомендуется включать в запись графическое изображение упражнения. Оно способствует быстрому восприятию упражнения, пониманию сложных двигательных действий; освоению упражнения.
В графе «Организационно-методические указания (ОМУ)» отмечают следующие аспекты:
как правильно выполнять упражнение, особенно если оно сложное;
каков темп упражнения;
каких ошибок избегать при его выполнении.