Тема урока: Что мы знаем о цветах?
(комбинированный урок: поэзия, ботаника, живопись)
Цели: 1) усвоение отличительных признаков художественного и научного
стилей;
2) вызвать интерес к поэзии;
3) воспитывать умение видеть прекрасное.
Ход урока.
Мероприятие проводится во внеурочное время. Можно пригласить учителя биологии и учителя ИЗО. Но могут и старшеклассники выступить биологами и художниками (учащиеся с хорошими художественными способностями). Если есть возможность, можно пригласить профессионального художника.
1.Слово учителя. (Слайд 1: Тема урока)
В русской литературе, особенно в поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в своих исканиях и размышлениях, «отраду измученной душе», уединение от светской жизни.
- Попробуйте сейчас вспомнить строчки из стихотворений русских поэтов о природе. («Мороз и солнце, день чудесный», «Люблю грозу в начале мая», «Отговорила роща золотая», «Буря мглою небо кроет», «Унылая пора…» и т.д.)
В классической русской поэзии очень часто поэты и писатели одушевляют природу, наделяют ее мыслью и чувствами.
Слайд 2 «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
О природе можно говорить много и долго. Наверно, нет ни одного поэта и писателя, который не писал бы о природе (Пришвин, Тургенев, Есенин, Волошин, Фет, Тютчев и многие другие)
Но сегодня мы поговорим о цветах. Ботаника, поэзия, живопись – вот те точки соприкосновения, при изучении которых возникают новые возможности для постижения природы. Одни из вас будут ботаниками, другие – писателями, а может и поэтами, третьи – художниками (делить класс лучше по способностям детей). Помогать нам будут учителя ИЗО, биологии.
С ранней весны и до поздней осени цветут в садах и парках цветы. Они украшают улицы, букеты цветов стоят в наших комнатах. Светлее и радостнее становится на душе, когда нам дарят цветы.
Польза цветов – в их красоте. А красота, как известно, спасет мир.
Но ботаник, художник, поэт смотрят по-разному на один и тот же цветок.
2. Слайд 3. Эта часть урока посвящена гвоздике. (Можно ещё поставить живую гвоздику в вазу).
Учитель:
Всем известен этот цветок. Вглядитесь, рассмотрите его внимательно. Слайд 4.
(художники могут начать делать наброски)
Это сейчас селекционеры вывели разного цвета сорта гвоздики. А первоначально она была красная или бардовая.
Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении. Послушайте этот миф. (пока ученик рассказывает легенду о гвоздике, на экране показывают слайды, на которых показаны художественные полотна с изображением гвоздики)
Подготовленный ученик.
Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии.
Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.
- Как опишет ее поэт? А писатель?
- А чем будет отличаться текст о гвоздике в художественном стиле от текста в научном или учебно-научном стиле?
Группа писателей попробует описать гвоздику, можно в прозе, можно и в стихах. Не забывайте, что можно использовать сравнения, эпитеты, причастия и причастные обороты.
Художники продолжают работать, они изобразят гвоздику на полотне.
Группа ботаников с помощью энциклопедического словаря и дополнительной литературы (заранее подготовить) составляют описание гвоздики с точки зрения науки ботаники (на всю работу отводится 5 – 7 минут).
После того как учащиеся выполнят работу и прочитают, что у них получилось, учитель читает стихи поэтов.
Послушайте детское стихотворение Е. Серовой:
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.
Или ещё одно стихотворение, уже более серьёзное:
Этот цветок говорит нам о многом,
Словно овеянный громом боев.
Пламя хранит он и в вырезе строгом
Алых, упругих своих лепестков.
Как узнаваем этот цветок в стихах поэтов!
-А сейчас сравним описание гвоздики в художественном стиле и в научном.
Выступление ботаников (Учитель биологии проверяет правильность и полноту ответов, дополняет). Слайд 5.
Вот такой видят гвоздику представители науки биологии. А какой представляют гвоздику ценители искусства, живописцы?
Художники показывают и рассказывают, какой они изобразили гвоздику.
Полотна вывешиваем на доску или в специально отведённое место.
Слайд 6 Посмотрите на картины художников, которые изображали гвоздику на натюрмортах.
3. А вот еще один прекрасный цветок – нарцисс. Слайд 7
- Вспомните и расскажите легенду о превращении юноши Нарцисса в цветок (если учащиеся забыли, рассказывает учитель). Слайды 8-10
С древних времен, любуясь цветами, поэты одушевляли их, находя в них сходство с красивой девушкой или стройным юношей, создавали разные поэтические истории. И мы с вами попробуем создать свою поэтическую историю о нарциссе в художественном стиле, тип – описание.
- Какие эпитеты можно использовать при описании этого цветка? (нежно-белый, лучистый и т.д.)
- Попробуйте подобрать подходящие причастия, причастные обороты.
Выступление ботаников. Слайд 11. Ботаники создают словарную статью в учебно-научном стиле, учитель дополняет.
У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. В Греции нарцисс считался цветком погибших, В Риме он был цветком победы. В Швейцарии устраивался праздник нарциссов. А в Англии им так же увлекались, как в Голландии тюльпанами.
В заключение разговора о нарциссе художники показывают, каким они увидели этот цветок. А вот как известные художники изобразили этот красивый цветок Слайды 12-13.
Показ рисунок наших художников и вывешивание на доску.
4. Слайд 14 Куст сирени.
Вы, наверно, прекрасно представляете эти темно-зеленые листочки и на их фоне гроздья мелких цветков.
О сирени тоже сложена легенда.
Подготовленный ученик:
«Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на Землю. И там, куда падали лучи, распустились цветы желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у нее остались только одни лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени». Легенда возникла в северных странах, и можно подумать, что сирень всегда росла только на севере. Но это не так. Сирень родом из Персии.
- Попробуйте описать сирень так, чтобы инопланетяне поняли, что это за цветок, и могли представить его.
Это задание можно провести как устное рисование (по 1-2 предложению скажет каждый ученик).
Слово ботаникам.
Сирень из семейства маслинных, родственница оливам. 400 лет назад ее привезли в Вену, оттуда она быстро распространилась по Европе.
Демонстрация эскизов сирени, сделанных нашими художниками.
5. Послушайте стихотворение еще об одном цветке.
Дожди посетить нас забыли ли,
Иль впрямь загостилась жара,-
Но свежи в саду только лилии,
Головки качая с утра.
Нельзя и назвать их усталыми,
В жаре изнывают кусты
Они же, склоняясь бокалами,
Все также свежи чисты.
Немало на вскопанном круге их
Весной посадить мы могли,
И тянут их стебли упругие
Прохладные соки земли.
А возле, кружа эскадрильями,
Жужжащий ведя хоровод,
Над белыми, алыми лилиями
Пчелиное племя снует.
Белые лилии получили свое название от древнегальского слова «ли-ли» – «белый-белый».
6. Домашнее задание учащиеся получают также группами. Художники рисуют лилию, ботаники дают научные сведения, писатели и поэты описывают, то есть создают художественный текст.
Дополнительное задание: какие произведения, стихи, романсы, картины написаны об этом цветке