Урок-обобщение. «Все о русской литературе ». 6 класс.
Предметные: обобщить знания учащихся по русской литературе 6 класса.
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: Структурировать знания.
Личностные: воспитание внимательного читателя, бережно относящегося к художественному произведению; воспитание настойчивости, уверенности в своих силах, аккуратности.
Коммуникативные: формирование товарищеской взаимопомощи, умения слушать и слышать друг друга.
Правила игры
В игре принимают участие команды. Их основная цель – отвечать на вопросы, выполнять задания и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой команды на счету 0 очков.
Суть игры заключается в том, что команды-участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга.
В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, и команда получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа отвечает команда, первая поднявшая сигнальную карточку. За выполнение творческого задания (пантомима, изобразить литературного героя, придумать рекламу) баллы получают все команды, которые справились с заданием.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
1.Сектор 12. Короткие вопросы.
А) Из какого произведения эти строки, кто автор:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
Б) Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, амф, анапест)
В) Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним)
Г) Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
Д) В какой сказке говорится о некоторых трудностях, связанных с внедрением передового метода услуг - доставки продуктов питания на дом к престарелым родственникам?
("Красная шапочка").
Е) О ком идет речь. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. (Кирила Петрович)
Ж) Синоним к термину гипербола (преувеличение)
2. Сектор 5. Отгадать произведение по кол-ву строк.
А) И повелели женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят,
Выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец.
И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать меду.
Нашли лукошко меду в княжеской кладовой.
Наутро повелел он послать за печенегами.
Б) Вынесли из-за печки шкатулку, сняли с нее суконный покров,
открыли золотую табакерку и бриллиантовый орех, —
а в нем блоха лежит, какая прежде была и как лежала.
— Что за лихо! — оказал Государь. Но веры своей в русских мастеров не убавил,
а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну.
В) Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
3. Сектор 11. Перевертыши. Если укажите автора + 1 балл.
«Высокий и низкий» («Толстый и тонкий», А. Чехов)
«Известное животное» («Неизвестный цветок», А. Платонов)
«Слон» («Муха», И. Дмитриев)
«Деревянное бездорожье» («Железная дорога», Н. Некрасов )
«Правша»(«Левша», Н. Лесков)
4. Сектор 3. Изобрази литературного героя. Пока думает – следующий этап.
Ассоль, узник (сижу за решеткой в темнице сырой», дед из рассказа «Срезал», Учитель из рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла», Дубровский, герой из рассказа «Конь с розовой гривой».
5. Сектор 6. Подарок.
6. Сектор 9. Пантомима. Тянут листочки с названием произведения, остальные (игра “Пантомимы (названия произведений)”) 1. Уроки французского 2. “Алые паруса” 3. Левша 4. “Дубровский” 5. Кладовая солнца
7. Сектор 2. Средства художественной выразительности.
Учись у них – у дуба, у березы (А. Фет)
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердце рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Эпитет - "жестокая пора".
Метафора - "Напрасные на них застыли слёзы" (деревья не умеют плакать);
"сердито рвёт: хватает холод лютый" (олицетворение);
Аллегория - дуб и берёза олицетворяют образы людей.
8. Сектор 10. Подарок.
9. Сектор 8. Придумать рекламу, слоган, синквейн произведению, которое мы изучали в этом году.
10. Сектор 7. «Черный ящик». Что может лежать в черном ящике. Предмет, который принадлежит герою.
- Раньше я видел их только на картинках, но догадался, что это они.
- Они символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.
- Рассказ «Уроки французского»
11. Сектор 4. Ребус. Назовите автора, чье произведение зашифровано. (лермонтов. листок)
12. Сектор 1. Подарок.
Раздаточный материал
Перевертыши
«Высокий и низкий» | |
«Известное животное» | |
«Слон» | |
«Деревянное бездорожье» | |
«Правша» | |
Изобрази героя
Ассоль
Узник («Сижу за решеткой в темнице сырой»)
Дед из рассказа «Срезал»
Учитель из рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Дубровский
Герой из рассказа «Конь с розовой гривой».
«Уроки французского» | «Алые паруса» | «Левша» |
«Кладовая солнца» | | «Дубровский» |
Учись у них – у дуба, у березы (А. Фет) Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. | Учись у них – у дуба, у березы (А. Фет) Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. |
«Высокий и низкий» | |
«Известное животное» | |
«Слон» | |
«Деревянное бездорожье» | |
«Правша» | |
«Высокий и низкий» | |
«Известное животное» | |
«Слон» | |
«Деревянное бездорожье» | |
«Правша» | |