II. Актуализация ведущих знаний и способов действий | Задание 1. - Для начала мы сделаем математическую зарядку. - Слушайте внимательно. Два ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но одни ученик сел в четвертый вагон от начала электрички, а другой – в четвертый вагон от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов? - Давайте проверим. (на слайде появляется числовой ряд от 1 до 8) - Считаем 4 вагон от начала электрички. 1, 2, 3, 4 от начала – это 4 вагон. - Теперь 4 вагон от конца электрички. 1, 2, 3, 4 от конца – это 5 вагон. - Все-таки в одном ли они едут вагоне? - Молодцы. | Приветствуют учителя. Садятся. Предлагают свои варианты. Мнения расходятся. - Нет. | |
Задание 2. - Как вы понимаете выражение «минута час бережет»? - Да, вы правы. Надо беречь время. Ведь каждая минута на уроке дорога. - Расскажите, что вы сможете сделать за 1 минуту. - Предлагаю вам себя испытать. Игра называется «Весёлый счетчик». Для этого мы открываем тетради. - Отступите 4 клеточки вниз от прошлой работы, 6 клеточек от края, записываем классная работа и число на полях, сегодня 18 октября. Две клетки вниз, 2 слева. Будете записывать в строку через клетку числа, которые будут являться ответами примеров. Пример писать не надо, только ответ. Ответ, клетку пропустили, снова ответ и так далее. Если в одну строчку не вошло, то пропускайте клетку и пишите с новой строчки. - Я засекаю ровно минуту. Ваша задача: решить больше примеров за минуту. (примеры на слайде) - Начали! Прошла минута. (Песочные часы) - Минута прошла, закончили. Давайте сверим ответы. (на слайде появляется ряд чисел) - Встаньте те, кто записал все ответы и не допустил ни одной ошибки. Кто записал 11-10 ответов? 9-8 ответов? ... - Молодцы, вы самые быстрые счетчики в классе. | - Дорога каждая минута и др. Предлагают свои варианты. Следуют указаниям учителя. Решают примеры. | |
III. Организация восприятия | - Ребята, что вы сейчас решали? - Из чего состоят примеры? (С помощью чего они записаны?) - Тема нашего урока прозвучит сейчас в стихотворении. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, а с какими вы мне ответите, когда я вам прочитаю стихотворение. Слушаем внимательно. - То, что мы называли примером, Сегодня мы назовем выражением, А ответ у него найдем – Назовем значением. - Какие новые слова встретились в этом стихотворении? (учитель на доску вывешивает понятия «выражение» и «значение») - Кто же мне назовет тему? - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? - Давайте мы проверим наше предположение. - Откройте страницу 40, прочитайте тему. - А еще будем находить значение числового выражения. | - Мы решали примеры. - Они состоят из чисел и математических знаков. Слушают стихотворение. - «выражение» и «значение». - Выражение и его значение. - Сегодня мы будем знакомиться с новыми понятиями: «выражение» и «значение». - Числовые выражения. | |
IV. Организация осмысления | Задание 1. - Посмотрите на доску. - Ребята, что записано на доске? - Что мы будем у них искать? Читаем записи по цепочке и находим результат. (На сайде появляется ответ, после того, как ученик его называет) - Скажи, как ты считал(а) - Скажи, как ты считал(а) - Скажи, как ты считал(а) - Что мы сейчас с вами делали? - Прочитайте правило под красной чертой. Физкультминутка - Вы устали? Давайте отдохнем. Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны вперед.) Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. (Руки в сторону.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. | - Выражения. - Значения. Читают выражения, находят их значения. - 9+7=16 - 23-3=20 - 30+6+1=37 - к 30 прибавить 6 получится 36, к 36 прибавить 1 получится 37. - 15-7+3=11 - из 15 вычесть 7 получится 8, к 8 прибавить 3 получится 11. - 18-(4+6)=8 - Сначала находим сумму в скобках: к 4 прибавить 6 получится 10, затем вычитаем сумму: из 18 вычесть 10 получится 8 - 25-(15-10)=20 - Сначала находим разность в скобках: из 15 вычесть 10 получится 5, затем вычитаем разность: из 25 вычесть 5 получится 20. - Мы находили значения числовых выражений. - Это числовые выражения, или, короче, выражения. Если в выражении выполнить указанные действия, то найдём значение выражения. | |
V. Первичная проверка понимания | - Мы продолжаем. Задание 2. - Сейчас мы с вами сами попробует составить выражение. - Найдите задание номер 2. Прочитайте. - Отступили 2 клетки вниз, 2 слева. Пишем номер 2. Выполняем задание у доски под цифрой 1. ЕСЛИ НЕ ПОСТАВИЛИ СКОБКИ: - Ребята, что мы вычитаем? Одно число или разность чисел? - Значит где они должны быть записаны? - Давайте расставим порядок действий. - Молодец, садись. - Теперь под цифрой 2. - Расставь порядок действий. - Прочитай выражение, которое записал(а), а теперь значение. - Садись. - Мы с вами составляли выражения и примеры. | Ребенок выходит к доске. Ученик у доски выполняет задание. - 1) 16-(9-7)=14. - Разность чисел. - Они должны быть записаны в скобках. 2 2 1 - 1) 16-(9-7)=14. 2 1 - 2) 10+(7-5)=12. | 2 |
VI. Организация первичного закрепления | - А теперь будем решать задачу. - Посмотрите на 4 номер. - Прочитайте задачу про себя. - Кто мне прочитает задачу? - О чем говорится в задаче? - Что говорится о машинах? - Что надо узнать? Записываем условие. Кто пойдет к доске? Отступили 2 клетки вниз, 2 слева. Пишем номер 4. - Какие ключевые слова выберем для записи условия? Было – 6 м. Поставили – 3 м. Что значит поставили? Вернули – 2 м. Что значит вернули? Стало - ? м. - У вас есть задание к задачке. Читаем. -Давайте посмотрим какое выражение подходит. Почему вы выбрали это выражение? ЕСЛИ НЕ ОТВЕТИЛИ ИЛИ ВЫБРАЛИ НЕ ТО - Что обозначает число 6? - Что обозначает число 3? - Что обозначает число 2? - Сейчас посмотрите на выражение и выберите какое будем решать. - Записываем выражение. - Что мы найдем, решив выражение? - Находим значение выражения. В скобках наименование. - У вас остались выражения. Давайте попробуем составить по ним задачи. - 1 ряд, прочитайте 1 выражение. - 2 ряд, прочитайте 2 выражение. - 3 ряд, прочитайте последнее выражение. - Вам нужно составить задачу по своему выражению. Вы можете использовать эти же слова. - Выполняем устно. Обращайте внимание на математические знаки. - Давайте проверим. - Какие задачи составил 1 вариант. - 2 вариант. - 3 вариант. ЕСЛИ НЕ СОСТАВИЛИ 6 – 3 + 2 • В гараже стояло 6 машин. 3 машины выехали из гаража, а 2 вернулись. Сколько машин стало в гараже? 6 + 3 + 2 • На стоянке стояло 6 машин. Приехало 3 машины, а затем ещё 2. Сколько машин стало на стоянке? 6 – 3 – 2 • Во дворе было 6 машин. Сначала уехало 3 машины, а потом ещё 2. Сколько машин осталось во дворе? - Вы молодцы. - С помощью чего мы решали задачу? - Что мы находили? - Дома вам нужно к любому оставшемуся выражению подобрать задачу и решить её. ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАНЕТСЯ. - Посмотрите на 5 номер. Что нам нужно сделать? - Можно ли сразу поставить знаки? - Почему? - Что здесь сравнивается? - Отступили 2 клетки вниз, 2 слева. Пишем номер 5. - Смотрим на первый столбик. - Прочитайте 1 выражение. Что мы будем сравнивать? - Какой знак будет стоять? - Почему? 12 мм … 1 см - Прочитайте 2 выражение. - Теперь самостоятельно в тетради сравните 9 см и 1 дм. - Кто готов глазки на меня. - Кто скажет ответ? - Смотрим на 2 столбик. - Прочитайте 1 выражение. Что мы будем сравнивать? - Какой знак будет стоять? - Почему? 56 мин … 1 ч - Прочитайте 2 выражение. - Теперь самостоятельно в тетради сравните 1 час и 100 мин. - Кто готов глазки на меня. - Кто скажет ответ? - Почему ты поставл(а) знак меньше? - Молодцы, у кого также. | Читают задачу про себя. Ученик читает задачу. - В задаче говориться о машинах. - Было 6 машин, поставили еще 3 машины, вернули 2. - Надо узнать сколько машин стало в мастерской. - Было, поставили, вернули, стало. - Прибавили - Вычли - Потому что было 6 машин потом прибавили 3 машины и убрали 2. - Сколько машин было - Сколько машин прибавили - Сколько машин убрали - 6+3-2 - Значение - 6+3-2=7 Предлагают свои варианты. Предлагают свои варианты. Предлагают свои варианты. - С помощью числового выражения. - Мы находили значение числового выражения. - Нам нужно сравнить величины и поставить знаки больше, меньше либо равно. - Нет. - Нужно сначала перевести. - Здесь сравниваются единицы. - Мы будем сравнивать мм и см (единицы длины) - Будет стоять знак больше. - Потому что 1 см – это 10 мм, 12 мм меньше чем 10 мм. - 9 см - потому что 1 дм – это 10 см, 9 мм меньше, чем 1 10 см. - Мы будем сравнивать мин и часы (единицы времени) - Будет стоять знак меньше. - Потому что 1 час – это 60 минут, 56 мин меньше чем 60 мин. - 1 ч - Потому что 1 ч – это 60 мин, 60 минут меньше чем 100 мин. | |
VII. Итог, домашнее задание | - Какая тема нашего урока? - С какими понятиями мы сегодня познакомились? - Что такое числовое выражение? - Значение выражения? - Закрываем тетради. Открываем дневники. Записываем домашнее задание. - стр. 40 №4, №3 (6 выражений). | - Числовое выражение и его значение. - «Числовое выражение», «значение». - Числовое выражение – это пример. - Значение числового выражения – это ответ. | |
VIII. Рефлексия | - Возьмите карточки, которое лежат у вас на партах, ручку или карандаш, можно взять цветные карандаши. - Слушаем внимательно. - Если вы поняли о чем мы сегодня разговаривали, можете сказать что такое числовое выражение и его значение, то зажигайте факел наверху. - Если вы поняли о чем вы разговаривали сегодня, но не сможете сказать что такое числовое выражение и его значение, то зажигайте факел посередине. Пока ваш факел невысокий. - Если вы не поняли о чем мы сегодня разговаривали и не сможете сказать что такое числовое выражение и его значение, то зажигайте факел снизу. У вас загорелась только искорка, на следующем уроке у вас будет возможность понять и запомнить что такое числовое выражение и его значение. | Отвечают. | |