орг. момент | (Слайд № 1) Учитель: - Поприветствуйте наших гостей и начнём наше занятие. -Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! - Психологический настрой на урок (Слайд 2, 3) У вас на столах лежат карточки со смайликами. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите классу. У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. - Помогите мне, пожалуйста, составить формулу успешного урока. (Слайд № 4) - Какие качества (из предложенных на слайде) нам сегодня понадобятся? Дети: старание, внимание, сообразительность Учитель: - Давайте проверим! (Слайд № 5) Предлагаю воспользоваться этой формулой сегодня на уроке. Согласны?! Дети: согласны! | Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД). Настрой детей на урок. Выбирают смайлики. |
актуализация знаний Создание проблемной ситуации | Учитель: - Вы проявили своё старание и внимание, а теперь, проявите свою сообразительность (формула успеха) - расшифруйте имя той части речи, с которой будем работать сегодня на уроке. (Слайд № 7) ЕиЕмЕяЕсЕуЕщЕеЕсЕтЕвЕиЕлЕьЕнЕоЕе Учитель: - Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа по плану. На доске написано (Слайд № 8) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЭТО – ОБОЗНАЧАЕТ – ОТВЕЧАЕТ – ИЗМЕНЯЕТСЯ – В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ – Учитель: - Вспомните, чем различаются имена существительные в единственном и во множественном числе. Сколько предметов они называют? -Задание на карточках: нужно отметить предметы в единственном и во множественном числе. Отметить галочкой предметы в единственном числе | Отметить галочкой предметы во множественном числе | | гриб | | ручей | | облака | | лес | | животные | | деревья | | белка | | птицы | | торт | | озеро | | орехи | | муравьи | | трамвай | | цветы | | растения | | доктор | (Слайд №9) Проверка Учитель: - Вставьте пропущенные орфограммы в слова, записанные на доске К.РТИНЫ, ПА..АЖИР, ПРАЗ.НИКИ, .ОСКВА, К.НИКУЛЫ, , М.Л.КО. Какие это слова? Учитель: - Дайте характеристику каждому имени существительному по следующему плану (памятка вывешивается на доске): (Слайд № 10) 1) часть речи 2) вопрос 3) собственное или нарицательное 4) одушевлённое или неодушевлённое 5) в ед. ч. или во мн. ч. Картины – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. Пассажир – сущ., кто?, нариц., одуш., в ед.ч. Праздники – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. Москва – сущ., что?, собств., неодуш., в ед.ч. Каникулы – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. Молоко – сущ., что?, нариц., неодуш., в ед.ч. Учитель: - Запишем эти словарные слова в тетрадь, изменяя их число. Учитель: - Посмотрим, что у нас получилось. (Слайд № 11) - С какой проблемой вы столкнулись? - В каких словах не смогли изменить число? Почему? | Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД). Дети: - Имя существительное Работа в группах Самостоятельная часть речи Предмет Кто? Что? Ед.ч., мн. ч. Подлежащим или второстепенным Дети: - Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или более предметов. При изменении имён существительных по числам меняются их окончания. Работа в парах Гриб, белка, торт, трамвай Деревья, птицы, муравьи, цветы Дети оценивают работу. Дети: Словарные, их написание надо запомнить. Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют цель урока (познавательные и регулятивные УУД). Дети: один ученик работает у доски, остальные записывают словарные слова в тетрадь (в словах Москва, каникулы, молоко число изменить нельзя). Дети: Не смогли изменить по числам слова Москва, каникулы, молоко, потому что так не говорят «Москвы», «каникула» или « молоки». Дети: Определить число существительных Москва, каникулы, молоко. Узнать новое про число имён существительных. |
Открытие «нового» знания | Учитель: - Оказывается, в русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются. Чтобы узнать об этом более подробно – прочитаем знатока русского языка профессора Самоварова. (с. 147) - Вернёмся к нашим словам Москва, каникулы, молоко. Что мы теперь о них можем сказать? Учитель: Может быть, кто-то из вас сможет назвать такие существительные, которые не изменяются по числам? (Слайды № 12,13) | Дети: Москва и молоко – существительные, которые употребляется только в ед. числе, а каникулы – существительное, которое имеет только мн. число. Эти слова не изменяются по числам. |
Двигательная разминка | Физминутка: Отдохнем с пользой (Слайд № 14) Если назову существительное, которое изменяется по числам – хлопаете, а если назову существительное, которое не изменяется по числам – топаете. Молоко, дом, шахматы, лебеди, города, санки, бензин, загадка, дрожжи, сутки, мебель, мука, машина, хвоя, качели. | |
Первичное закрепление | Учитель: - Вместе выполним задание в учебнике (с. 23 упр. 37) 6 слов вместе, а потом самостоятельно - Не забывайте про формулу успеха, вам понадобятся старание и внимание. (Слайд № 15) проверка Учитель: Поднимите руки те ребята: - которые не допустили ни одной ошибки в работе; - допустили по одной ошибке (пропустили по одному слову); - допустили по 2 – 3 ошибки (пропустили 2 – 3 слова); - допустили больше трёх ошибок? - Укажите число имён существительных? (Слайд № 17) | Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (регулятивные УУД) Дети: арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машины, группа, трамвай, город. Храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, сутки. Дети оценивают работу |
Рефлексия | Учитель: И в заключение нашего урока предлагаю выполнить задания очередного теста по теме «Имя существительное», т.к. впереди вас ждёт большая проверочная работа по этой части речи. На слайде будет появляться вопрос с вариантами ответа, вам в тетрадь надо записать только букву своего ответа. Тест «Имя существительное» (Слайд № 17-25) 1) Какое слово является именем существительным? а) подвиг б) под в) подвинул г) подвижная. 2) Укажите имя существительное нарицательное: а) Ночка б) Чёрное в) море г) Пушок 3) Укажите имя существительное собственное: а) дятел б) синица в) Орёл г) коршун. 4) Укажите имя существительное одушевлённое: а) ласточка б) береза в) тополь г) дерево. 5) Укажите имя существительное неодушевлённое: а) снегирь б) лисица в) заяц г) дерево. 6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе: а) молоко б) гриб в) ягода г) помидор. 7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе: а) руки б) брюки в) ноги г) круги. 8. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что? а) одеяла б) люди в) друзья г) дельфины 9. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто? а) одеяло б) трактор в) карандаш г) дельфин Учитель: (Слайд № 26) Проверка и оценивания работы; - каждый правильный ответ помечайте «+»; - оцените работу согласно предложенным критериям 9-8 «+» - «5» 7-6 «+» - «4» 5-4 «+» - «3» меньше 3 «+» - «2» - Встаньте те ребята, которые поставили «5» - Встаньте те ребята, которые поставили «4»… Учитель: (Слайд № 27) Вернёмся к нашей формуле урока. Как вы думаете, добились мы сегодня на уроке успеха? Помогла нам в этом формула? В чём вы были наиболее успешными? Что у вас получилось, а что вызвало затруднения? (Слайд № 28) Оцените себя Карта самонаблюдения. Я доволен своей работой. | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. | (Слайд № 29) - Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик. (Слайд № 30) Домашнее задание: повторить всё, что мы уже знаем об имени существительном; выполнить упражнение 34 на стр. 22уч. | Работа детей по тесту а, 2. в, 3. в, 4. а, 5. г, 6. а, 7. б, 8. а, 9. г |