СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

актуализируем знания о существительных, которые изменяются по числам, о существительных, которые не изменяются по числам

Просмотр содержимого документа
«Число имён существительных»

Сценарий урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Число имён существительных (урок 2-ой).

Цель урока: актуализировать знания о существительных, которые изменяются по числам, о существительных, которые не изменяются по числам;

Задачи урока:

  • научить изменять имя существительное по числам; писать имена существительные, изменяя форму числа; определять число имени существительного;

  • писать слова с известными орфограммами, проверять результат выполненного задания;

  • организовать рефлексивную деятельность учащихся;

  • развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс», карточки для учеников.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:

-познавательные УУД— определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение; определять и писать имена существительные, которые не изменяются по числам; изменять имена существительные по числам;

-личностные УУД – устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

-коммуникативные УУД – адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

-регулятивные УУД — выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.



Этап урока

Содержание урока

Примечания

орг. момент

(Слайд № 1)

Учитель:

- Поприветствуйте наших гостей и начнём наше занятие.

-Улыбнитесь друг другу, садитесь 
Руки? На месте! 
Ноги? На месте! 
Локти? У края! 
Спина? Прямая! 


- Психологический настрой на урок (Слайд 2, 3)

У вас на столах лежат карточки со смайликами.

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите классу.

У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. 


- Помогите мне, пожалуйста, составить формулу успешного урока.

(Слайд № 4)

- Какие качества (из предложенных на слайде) нам сегодня понадобятся?

Дети: старание, внимание, сообразительность

Учитель:

- Давайте проверим!

(Слайд № 5)

Предлагаю воспользоваться этой формулой сегодня на уроке. Согласны?!

Дети: согласны!

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

Настрой детей на урок.







Выбирают смайлики.


минутка чистописания

Учитель:

- Чтобы её запомнить, запишем её на минутке чистописания правильно, красиво и аккуратно.

Успех – это старание, умение и сообразительность.

(Слайд № 6)

-Открываем тетради. Записываем число, классная работа






Дети: (работа учащихся в тетради)

актуализация знаний





















































Создание проблемной ситуации

Учитель: - Вы проявили своё старание и внимание, а теперь, проявите свою сообразительность (формула успеха) - расшифруйте имя той части речи, с которой будем работать сегодня на уроке.


(Слайд № 7) ЕиЕмЕяЕсЕуЕщЕеЕсЕтЕвЕиЕлЕьЕнЕоЕе

Учитель:

- Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа по плану.

На доске написано (Слайд № 8)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЭТО –

ОБОЗНАЧАЕТ –

ОТВЕЧАЕТ –

ИЗМЕНЯЕТСЯ –

В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ –


Учитель: - Вспомните, чем различаются имена существительные в единственном и во множественном числе. Сколько предметов они называют?

-Задание на карточках: нужно отметить предметы в единственном и во множественном числе.

Отметить галочкой предметы в единственном числе

Отметить галочкой предметы во множественном числе


гриб


ручей


облака


лес


животные


деревья


белка


птицы


торт


озеро


орехи


муравьи


трамвай


цветы


растения


доктор

(Слайд №9) Проверка


Учитель: - Вставьте пропущенные орфограммы в слова, записанные на доске

К.РТИНЫ, ПА..АЖИР, ПРАЗ.НИКИ, .ОСКВА, К.НИКУЛЫ, , М.Л.КО.

Какие это слова?

Учитель: - Дайте характеристику каждому имени существительному по следующему плану (памятка вывешивается на доске): (Слайд № 10)

1) часть речи

2) вопрос

3) собственное или нарицательное

4) одушевлённое или неодушевлённое

5) в ед. ч. или во мн. ч.


Картины – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Пассажир – сущ., кто?, нариц., одуш., в ед.ч.

Праздники – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Москва – сущ., что?, собств., неодуш., в ед.ч.

Каникулы – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Молоко – сущ., что?, нариц., неодуш., в ед.ч.


Учитель: - Запишем эти словарные слова в тетрадь, изменяя их число.

Учитель: - Посмотрим, что у нас получилось.

(Слайд № 11)

- С какой проблемой вы столкнулись?

- В каких словах не смогли изменить число? Почему?


Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

Дети: - Имя существительное



Работа в группах



Самостоятельная часть речи

Предмет

Кто? Что?

Ед.ч., мн. ч.

Подлежащим или второстепенным


Дети: - Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или более предметов. При изменении имён существительных по числам меняются их окончания.


Работа в парах

Гриб, белка, торт, трамвай

Деревья, птицы, муравьи, цветы



Дети оценивают работу.










Дети: Словарные, их написание надо запомнить.









Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют цель урока (познавательные и регулятивные УУД).

Дети: один ученик работает у доски, остальные записывают словарные слова в тетрадь (в словах Москва, каникулы, молоко число изменить нельзя).


Дети: Не смогли изменить по числам слова 

Москва, каникулы, молоко, потому что так не говорят «Москвы», «каникула» или « молоки».




Дети: Определить число существительных Москва, каникулы, молоко.

Узнать новое про число имён существительных.

Целеполагание

(самоопределение к деятельности)

Учитель: Значит, мы ещё не всё знаем про число имён существительных.

Какую же цель можно перед собой поставить?


Открытие «нового» знания


Учитель: - Оказывается, в русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются. Чтобы узнать об этом более подробно – прочитаем знатока русского языка профессора Самоварова. (с. 147)

- Вернёмся к нашим словам Москва, каникулы, молоко. Что мы теперь о них можем сказать?

Учитель: Может быть, кто-то из вас сможет назвать такие существительные, которые не изменяются по числам? (Слайды № 12,13)





Дети: Москва и молоко – существительные, которые употребляется только в ед. числе, а каникулы – существительное, которое имеет только мн. число. Эти слова не изменяются по числам.

Двигательная разминка

Физминутка: Отдохнем с пользой (Слайд № 14)

Если назову существительное, которое изменяется по числам – хлопаете, а если назову существительное, которое не изменяется по числам – топаете.

Молоко, дом, шахматы, лебеди, города, санки, бензин, загадка, дрожжи, сутки, мебель, мука, машина, хвоя, качели.


Первичное закрепление

Учитель: - Вместе выполним задание в учебнике (с. 23 упр. 37)

6 слов вместе, а потом самостоятельно

- Не забывайте про формулу успеха, вам понадобятся старание и внимание.

(Слайд № 15) проверка

Учитель: Поднимите руки те ребята:

- которые не допустили ни одной ошибки в работе;

- допустили по одной ошибке (пропустили по одному слову);

- допустили по 2 – 3 ошибки (пропустили 2 – 3 слова);

- допустили больше трёх ошибок?

- Укажите число имён существительных? (Слайд № 17)

Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (регулятивные УУД)

Дети: арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машины, группа, трамвай, город.

Храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, сутки.




Дети оценивают работу

Подведение итогов

Учитель: - Достигли мы той цели, которую поставили на уроке?

- Что нового вы узнали про число имён существительных?


Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД).

Дети: В русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются.

Рефлексия

Учитель: И в заключение нашего урока предлагаю выполнить задания очередного теста по теме «Имя существительное», т.к. впереди вас ждёт большая проверочная работа по этой части речи.

На слайде будет появляться вопрос с вариантами ответа, вам в тетрадь надо записать только букву своего ответа.

Тест «Имя существительное» (Слайд № 17-25)

1) Какое слово является именем существительным?

а) подвиг б) под в) подвинул г) подвижная.

2) Укажите имя существительное нарицательное:

а) Ночка б) Чёрное в) море г) Пушок

3) Укажите имя существительное собственное:

а) дятел б) синица в) Орёл г) коршун.

4) Укажите имя существительное одушевлённое:

а) ласточка б) береза в) тополь г) дерево.

5) Укажите имя существительное неодушевлённое:

а) снегирь б) лисица в) заяц г) дерево.

6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

а) молоко б) гриб в) ягода г) помидор.

7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

а) руки б) брюки в) ноги г) круги.

8. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что?

а) одеяла б) люди в) друзья г) дельфины

9. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто?

а) одеяло б) трактор в) карандаш г) дельфин

Учитель: (Слайд № 26) Проверка и оценивания работы;

- каждый правильный ответ помечайте «+»;

- оцените работу согласно предложенным критериям

9-8 «+» - «5»

7-6 «+» - «4»

5-4 «+» - «3»

меньше 3 «+» - «2»

- Встаньте те ребята, которые поставили «5»

- Встаньте те ребята, которые поставили «4»…

Учитель: (Слайд № 27) Вернёмся к нашей формуле урока. Как вы думаете, добились мы сегодня на уроке успеха?

Помогла нам в этом формула?

В чём вы были наиболее успешными?

Что у вас получилось, а что вызвало затруднения?

(Слайд № 28) Оцените себя

Карта самонаблюдения.

Я доволен своей работой.


Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

(Слайд № 29) - Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик.

(Слайд № 30) Домашнее задание: повторить всё, что мы уже знаем об имени существительном; выполнить упражнение 34 на стр. 22уч.







Работа детей по тесту























  1. а, 2. в, 3. в, 4. а, 5. г, 6. а, 7. б, 8. а, 9. г

























Отметить галочкой предметы в единственном числе

Отметить галочкой предметы во множественном числе


гриб


ручей


облака


лес


животные


деревья


белка


птицы


торт


озеро


орехи


муравьи


трамвай


цветы


растения


доктор


Отметить галочкой предметы в единственном числе

Отметить галочкой предметы во множественном числе


гриб


ручей


облака


лес


животные


деревья


белка


птицы


торт


озеро


орехи


муравьи


трамвай


цветы


растения


доктор



Самостоятельная часть речи


Предмет Предмет


Кто? Что? Кто? Что?

Ед.ч., мн.ч. Ед.ч., мн.ч.


Подлежащим или второстепенным


Подлежащим или второстепенным







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!