Урок математики в 1 классе (учебник Г.В. Дорофеева)
Тема: Число 3. Цифра 3.
Тип урока: ОНЗ
Целевые установки
Предметные: в совместной деятельности с учителем учиться: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности; писать цифры от 1 до 3, соотносить цифру и число 3; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять числа от 2 до 3 из пары чисел (2 – это 1 и 1; 3 – это 2 и 1).
Метапредметные:
регулятивные - учится принимать учебную задачу (через анализ рисунка), сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учится строить простые рассуждения.
коммуникативные - использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение; интерес к новому учебному материалу.
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Ребята, все мы любим сказки.
− И сегодня мы с вами совершим новое путешествие в сказку.
− А как называется наша сказка вы сейчас сами угадаете.
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, …».
− В какую сказку мы с вами отправимся? (колобок)
− Путешествуя мы будем помогать колобку справляться с трудностями.
− Что самое главное в преодолении трудностей? (Их не бояться, стараться самому их преодолевать)
− Вы готовы отправиться в путешествие с колобком?! (Да.)
В путешествии нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики.
Я думаю, у вас все получится.
2. Актуализация знаний
− Итак…
− Испекла бабка вечером колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Лежит колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Поможем ему. (Счёт вперёд и обратно)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Модели чисел
− Сосчитайте по порядку от 2 до 7, от 9 до 5
− Назовите последующее число 3,7. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
− Назовите предыдущее число 10, 4. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
− Какое число стоит между 6 и 8, справа от 2, слева от 5?
− Назовите соседей числа 3.
− Что можете рассказать о числе 2? (Оно в натуральном ряду 2-е, на 1 больше 1, на 1 меньше 3).
− А ещё мы знаем ритмический счет через 2. Покажем его колобку.
III. Открытие нового знания
− И тут колобок увидел созвездие. Сколько в нём звёзд? (3)
− Сколько красных звёзд? (1)
− Сколько жёлтых звёзд? (2)
− На сколько красных звёзд меньше, чем жёлтых? (на 2)
− На сколько жёлтых звёзд больше, чем красных? (на 2)
− Как, пользуясь рисунком, получить число 3? (2 жёлтые звезды и 1 красная: 3 – это 2 и 1, 1 большая звезда и 2 маленькие
− Разбейте на части по размеру и договорите записи.
Б + М = З
М + … = З
З – Б = …
З – … = …
− Замените буквы числами (1 + 2 = 3, 2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2, 3 – 2 = 1)
− Так как получить число 3?
− Какое задание мы с вами выполняли? (Разбивали звезды на части, договаривали записи и заменяли буквы цифрами)
− А сколько звезд увидел колобок?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Число и цифра 3)
Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3.)
Что значит изучить число 3? (Рассмотреть состав числа, написание цифры 3, дать характеристику числа 3)
Мечтал-мечтал колобок и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке. А навстречу ему заяц:
«Колобок, колобок, я тебя съем!»
Выполни сначала моё задание: попробуй написать цифру 3
Давайте поможем колобку убежать от зайца.
Возьмите лист, который лежит у вас на парте и попробуйте написать цифру 3
Некоторые варианты прикрепляются к доске.
У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)
Какой вариант выбрать? (Нужно договориться, согласовать с автором.)
Найдите образец цифры 3 в учебнике на с. 47
Кто попробует объяснить, как правильно писать цифру 3.
Давайте посмотрим на экран и увидим алгоритм написания цифры.
«Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».
Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками.
Дети комментируют свои действия хором вместе с учителем. На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–4).
3) Рассмотрите цифру 3. Расскажите, на что она похожа. (Дети делают свои предположения.)
– Прочитаем стихи С.Я. Маршака о том, какой ему представлялась тройка.
А вот это посмотри,
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков.
Состоит из двух крючков.
– Напишем цифру 3 в тетради. Найдите 1 строчку.
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно написать? Наклон тетради, правильно взять ручку, следить за осанкой.
– Рассмотрите закономерность во 2 строке. Что заметили?
3 33 333
– Молодцы, помогли колобку убежать от зайца.
Счет через 3
− Побежал колобок дальше, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
– Нет, серый, не съешь, лучше расскажи, что ты знаешь о числе 3?
– Задумался волк.
– А что вы ребята знаете о числе 3?
В ряду чисел оно на третьем месте;
• 3 больше 2 на 1 единицу;
• 3 меньше 4 на 1 единицу;
• 3 это 2 да 1; Выложите число, покажите это квадратами
• 3 это 1 да 2.
– А как еще можно получить 3?
– Докажите. Положите перед собой 4 квадрата. Отложите 1. Сколько квадратов осталось? 4 – 1 = 3
− В окружающем пространстве назовите число предметов, соответствующее цифре 3.
− Молодцы, помогли колобку убежать от волка.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Катится колобок, а навстречу уму медведь: «Какой ты аппетитный, колобок, я тебя, пожалуй, съем!»
− Нет, Михайло Потапыч, сначала выполни задание. Обозначь цифрой, сколько предметов на каждом рисунке.
Р.Т. № 5 с.47
− Задумался медведь. Скорее сделаем задание, а то Михайло Потапыч догадается!
Рассмотрите рисунки. Обозначьте цифрой, сколько предметов на каждом рисунке
Работа выполняется самостоятельно.
− Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте выполненную работу. Если все верно – поставьте «+»
− Около каких рисунков написали цифру 1, 2, 3?
− Молодцы!
Физминутка
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!»
− Нет, лисонька, ничего у тебя не получится! Знаю я много сказок про твои коварства. Выполняй с нами задание
Учитель раздает карточки с рисунками предметов Р–10.
− Положите перед собой задание под номером 1
− Соедините ниточкой цифру 3 с множествами, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.
Учитель открывает образец на доске (Д–12).
Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».
Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)
Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.
Какое интересное задание – сказала лиса. Но ведь я стара стала, нет ли у тебя другого задания, может я с ним справлюсь. Сядь-ка на мой язычок, да проговори задание.
Давайте спасем колобка, не дадим лисе съесть колобка, положите перед собой задание под номером 2.
Нарисуйте в пустом мешке фигуры, выполнив действия.
− Поднимите листочки и покажите результат своей работы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Молодцы, ребята, помогли колобку уцелеть! Покатился он дальше. Много ещё ожидает колобка опасностей, неожиданных встреч.
− Чтобы помочь ему избежать опасностей давайте вспомним, какая тема урока была?
− Чему учились?
− Достигли поставленных целей?
− Как обозначается число 3 цифрой? Покажите???
− Обведите в тетради самую красивую цифру 3.
− Удалось ли помочь колобку?
− Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей? (взаимопомощь, внимательность, дружба).
− Оцените свою работу на уроке и выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей сегодняшней работе:
Я справился со всеми заданиями; зеленый
Мне было трудно, но я справился желтый
Мне нужна помощь красный
− Сколько зверей встретил колобок во время путешествия?
− Кто догадается, какая тема урока у нас будет завтра?
− Молодцы, а кто желает дома потренироваться в написании цифры 3? Догадались какое задание я вам хочу предложить?
8. Включение в систему знаний и повторение. (резерв)
Задание из учебника № 4 с.59
9