Организационно – мотивационный этап | Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок! Постановка проблемного вопроса: - Для населения России в настоящее время характерна естественная убыль. - Если естественную убыль не остановить, может ли показатель численности населения свестись к «нулю», а значит привести к исчезновению целого народа? - Для того, чтобы ответить на вопрос, запишите в тетрадь тему урока «Численность и воспроизводство населения России». - Как вы думаете, ребята, какова наша цель урока? Давайте разберем план урока: 1.Численность населения:Россия и мир, 2. Перепись населения 3.Основные демографические потери населения в ХХ - XXI в. в. и их причины. 4. Типы воспроизводства населения в России. | Сосредоточение внимания детей для учебной деятельности. Активизация мыслительной деятельности учащихся. Фиксация темы урока. Формулировка цели урока «Познакомится и численностью населения России, и выявить основные причины естественной убыли населения России». Осознание необходимости и важности изучаемой темы. Осознание цели темы урока. Осмысление значимости темы урока, осознание гражданской идентичности. Принятие плана урока. |
Конструктивно – деятельностный этап |
- Ребята, какие науки изучают население?
Демография (наука о населении) – вид практической деятельности по сбору, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.
Начинаем с 1 пункта плана: - Рассмотрим численность населения России и мира.(работа с графиками). Задание № 1. - Рассмотрите внимательно графики «Численность населения России» и «Численность населения некоторых страна мира». Вопросы к учащимся 1. Какая тенденция наблюдалась в изменении численности населения в XX веке, до начала 90 – х гг.? 2. Что произошло с численностью населения, спустя всего 10 лет, в начале 90 –х гг. XX столетия, с 1993 года? 3. Какая тенденция наблюдается на современном этапе, в XXI в.? - Рассмотрим численность населения России и мира в 2014 гг. Вопросы к учащимся: 1. Определите место России по численности населения в мире в 2014 гг. 2. Назовите страны – лидеры по численности населения в современном мире. 3. Сделайте вывод, какая тенденция наблюдается в изменении численности населения России на современном этапе? 4. Определите численность населения России на период 2014 год? Как можно получить сведения о численности населения? Первая перепись в России прошла в 1897 году. Научное руководство ее обеспечивал знаменитый географ и путешественник П. П. Семенов – Тян – Шанский. Последняя перепись прошла в 2010 г. - Как вы думаете, увеличится численность населения в нашей стране в будущем? К 2050 году населении России сократится со 146 до 134 млн. чел. С таким прогнозом выступили специалисты ООН. В России проводится демографическая политика – то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста. Сейчас в нашей стране делают все возможное, чтобы рождаемость увеличилась. А что именно? Работа с терминами. Демографическая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности. Воспроизводство населения – постоянное возобновление и смена поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности. Демографический кризис – уменьшение численности населения, смертность превышает рождаемость. - Переходим к 3 – ему вопросу нашего плана«Основные демографические потери населения в ХХ - XXI в. в. и их причины» Задание № 4 - Давайте определим основные этапы (по годам) демографических потерь населения России, используя текст учебника - § 43, стр. 210. Вопросы: 1. В какие годы произошел 1, 2, 3 демографические кризисы? 2. Какие основные события произошли в эти периоды? Как уже упоминалось, на численность населения оказывает влияние миграция. Миграция – перемещение населения с одной территории на другую. Например, в те регионы России, куда люди едут, численность населения увеличивается. Работа с учебником. Используя текст учебника на стр. 210-211 дайте определение «естественному приросту населения» и определите, какие показатели влияют на этот процесс. Переходим к последнему вопросу нашего плана «Типы воспроизводства населения России». Задание № 5 На основе изучения данного материала (стр. 211-212) учащиеся самостоятельно знакомятся с типами воспроизводства населения. 1 вариант – Традиционный тип воспроизводства, 2 вариант – современный тип. | Отвечают на вопрос. Население изучают многие науки: демография, география, социология, статистика и др. Записывают определение в тетрадь Ответы учащихся Определяют рост населения до начала 90- х гг. Определяют по графику, что с 1993 года началась убыль населения. Определяют тенденцию дальнейшей убыли населения. Определяют, что в 2014 году Россия находится на 9 месте. Называют страны – лидеры по населению. Делают вывод, что численность населения падает. На 2014 год в России проживало 146,1 млн. чел. Отвечают на вопрос. Наиболее полные сведения о численности населения дают переписи населения. Отвечают на вопрос. Выплачиваются дополнительные пособия на детей, материнский капитал, предоставление льгот, жилье. Формулируют определения. Записывают в тетрадь 1 кризис– 1914–1920 гг.; 2 кризис – конец 1920– середина 1930 гг.; 3 кризис - 1941 – 1945 гг. Выделяют в тексте основные события каждого кризиса: 1 кризис– Первая мировая война, Гражданская война; 2 кризис – коллективизация, голод, репрессии; 3 кризис – ВОВ. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Естественный прирост - это разность между числом родившихся и умерших за определенный период. ЕП=Р-С Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (§ 43, стр. 211-212) |