Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
● изучать понятия, связанные с типами воспроизводства населения, пользуясь схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой; ● формировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации; | ● отрабатывать навыки обучающихся работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации; | ● развитие познавательного интереса, ● творческой активности учащихся, ● воспитание информационной культуры; ● умение работать в коллективе; ● оценивать уровень своих знаний. учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов; |
Решаемые учебные проблемы | Что произойдет, если тенденция сокращения детей в российских семьях будет продолжаться? Почему демографическая ситуация для России столь животрепещущая в настоящее время? . Как решить проблему? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «воспроизводство», «естественный прирост» |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер. Проектор. Интерактивные карты России. |
Образовательные интернет-ресурсы | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Демоскоп Weekly - Приложение. Счетчик населения |
Этап | Структурные элементы урока | Дидактические задачи | Проектируемая деятельность учителя | Проектируемая деятельность учащихся | Результат |
Организационный | 1. Оргмомент | Подготовить ученика и учителя к уроку | Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих | Готовятся к уроку. Отвечают кто отсутствует. | Готовность начать урок |
2. Актуализация опорных знаний | Стимулировать учащихся к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия. | На предыдущем уроке мы познакомились с новыми терминами «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», проанализировали размещение населения России. Слайд 2-4 | Повторение ранее изученного материала. Подведение к постановки целей урока. | Готовность учащихся к постановке проблемного вопроса, к поиску путей решения проблемы. |
Просит доложить об итогах опережающего исследования, где учащимся предлагалось выяснить количество детей в семьях прабабушек, бабушек, родителей. Спрашивает: какой вывод школьники сделали, проведя исследования в семьях? | Докладывают о результатах исследования, приходят к выводу о сокращении числа детей в семьях. |
Спрашивает о том, что произойдет, если тенденция сокращения детей в российских семьях будет продолжаться? | Отвечают -что Россиян вскоре не останется совсем.– Нас еще много. -Если и исчезнем, то не скоро -Не вымерли же до сих пор европейцы, хотя у них давно идет процесс сокращения деторождения…. |
Просит сформулировать проблемный вопрос. Слайд 5 | Формулирует проблемный вопрос. Почему демографическая ситуация для России столь животрепещущая в настоящее время? |
Говорит о том, что для разрешения проблемы предлагает изучить тему «Воспроизводства населения».Слайд 6 | Соглашаются, создают настроенность на мыслительную деятельность. |
| 3.Определение целей урока | Принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | По ходу урока мы будем заполнять опорную схему, у меня есть личное видение и я в конце урока предложу его вам, а пока достаньте ее и давайте определим, что же мы должны отразить в ней. Слайд 7 | Цель: Определить факторы, влияющие на изменение численности населения нашей страны. Слайд 8-9 | |
Организационно-познавательный | 4. Изучение новых знаний и способов действия | Овладеть новыми знаниями по теме Обеспечить восприятие, согласовать их возрастным особенностям и содержанию программы. | Динамику численности населения определяют… процесс воспроизводства населения (естественное движение); миграционный процесс (механическое движение). -Как изменилась численность населения за предыдущие 100 лет Слайд 10-14. Мы сегодня рассматриваем естественное движение. процесс воспроизводства населения. Одним из свойств живых организмов является самовоспроизводство... Что же обеспечивает воспроизводство.- -Что такое воспроизводство населения? - Чем отличается расширенное воспроизводство от суженного? Что такое естественный прирост? | Слушают объяснения учителя отвечают входе беседы на вопросы. Работают с раздаточным материалом и параграф 39 учебника. Таблицы и схемы Она возросла почти в 2-е в современных границах России и с 1996 года мы наблюдаем снижение на 6,5 миллионов человек. С 2010 рост численности населения -Воспроизводство обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений.. Степенью доживаемости до возраста родителей. Если доживает более 2 детей- расширенное, менее 2детей-суженное. Естественный прирост- это разница между общим числом родившихся и числом умерших. | Овладение основными понятиями темы «Воспроизводство населения», определение признаков различий понятий и их соотношение. |
5. Первичное закрепление знаний | Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. | «Сравнение традиционного и современного типов воспроизводства», самостоятельно выбрав признаки сравнения» Слайд15-25 | | Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока |
Признаки сравнения | Типы воспроизводства |
Традиционный | Современный |
Время господства в России | До 60 – х годов XX века | После 60 – х годов XX века |
Тип хозяйства | с/х | Промышленность |
Среднее количество детей в семьях | 7 – 8 | 2 и менее |
Степень доживаемости до возраста родителей | Менее 50 % | Почти 100% |
Естественный прирост | 15% | Небольшой, а с 90-х годов отрицательный |
Планирование числа детей | Не проводилось | проводится |
| 6. Закрепление знаний и умений в измененной ситуации | Обеспечить усвоение знаний и умений на уровне применений в измененной ситуации | Предлагает учащимся проанализировать график «Рождаемость и смертность России» Рассчитайте и коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста для нашей страны в 2013 году, если рождаемость составила 1901,2 тыс. детей, смертность - 1878,3 тыс. человек, а численность населения страны составляет 143 657 134человек. Запишите результаты в виде «формулы» воспроизводства. Слайд 22-26 | Анализируют график и выполняют задание Упражнение. Воспроизводство население | Выполнение заданий на применение знаний в измененной ситуации. |
Рефлексивно-оценочный | 7.Применение знаний в новой ситуации. | Освоить умение применять знания в жизни. | Определить факторы, влияющие на изменение численности населения нашей страны. Попытаться ответить на проблемный вопрос: Почему демографическая ситуация для России столь животрепещущая в настоящее время? . Как решить проблему? Слайд 27-28 | Работают с опорной схемой, пытаются найти пути решения проблемы. | Активные действия учащихся по применению знаний в жизни. |
8. Поиск решения проблемы. | Развивать логическое мышление, умение вести дискуссию | Предлагает выступить и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса. Слайд 29-30 Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Слайд 31 | Учащиеся высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. В результате идет дискуссионное обсуждение проблемы. | Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. |
| 9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания учащимися в соответствии с уровнем их развития | |